Кто такие PIGZ?
PIGZ — одна из немногих групп казахстанского андерграунда, которая постоянно экспериментирует с жанрами панк и хардкор. Коллектив выступает на сцене уже не первый год: за его плечами концерты по всему Казахстану и ближайшему зарубежью, а в дискографии — полноформатный альбом «Chumps» (2021), несколько EP и мощные синглы, раскачивающие толпу на локальных гигах. Основным направлением своей музыки участники группы называют «угар», «веселье» и «позитив».
Свой творческий путь PIGZ, будучи дуэтом, начали в 2020 году: Артём и Илья, вокалист и гитарист, познакомились на работе и быстро нашли общий язык. Именно в их тандеме в том же году появился дебютный сингл «Get in Knot», положивший начало авторским релизам группы. Позднее к команде присоединились и другие музыканты — басист Алексей и барабанщик Никита, которые также работают над неформальным звучанием и креативными идеями для текстов, клипов и совместных записей.
Так, например, в коллаборации с фотографом Иваном Рясковым был выпущен мини-альбом «Рыбий Жыр» (2022): в его состав вошли три трека с эмоциональным вокалом и качовыми мелодиями. А спустя всего полгода PIGZ отправились в свой первый большой тур на «Газели Смерти», став саппортом российского панк-рэп проекта «Узница Совести». С авторской программой хардкорщики успели прогреметь в Астане, Бишкеке, Ташкенте и других городах Центральной Азии.
Как фантазия стала реальностью
Приезд Limp Bizkit в Алматы был анонсирован ещё в апреле, но о выборе группы, разогревающей стадион, нигде не упоминалось. Тогда, по словам бас-гитариста PIGZ, серьёзных мыслей о концерте ни у кого не было — только фантазии о том, как круто было бы выступить со знаменитой группой на одной сцене. Идею об этом однажды невзначай закинули команде Park Live World, организующей мероприятие, но для окончательного решения было ещё слишком рано.
Положительный ответ на заявку музыкальное агентство и сами Limp Bizkit дали всего за три дня до концерта. Перед этим за очень короткий срок был собран пресс-кит — визитная карточка коллектива со всей необходимой информацией об исполнителе и его творчестве. Именно от него зависел финальный ответ организаторов.
Успех того дня PIGZ отметили текилой. Впереди предстояла серьёзная работа.
Нервы и подготовка
Приготовления к концерту, по мнению музыкантов, были очень сумбурными: впервые за два года коллектив собрался на репетиции в полном составе — раньше группа часто играла без барабанщика, а теперь всё вернулось на круги своя. Репетировать пришлось долго, в душной комнате без вентиляции и с редкими перерывами — всё, чтобы успеть подготовиться к предстоящему выступлению и выложиться на полную.
Параллельно с оттачиванием песен был составлен технический райдер — полный список оборудования и его индивидуальной настройки для комфортной работы музыкантов на сцене. Любая ошибка или неточность в таком документе может обернуться большой проблемой во время выступления, поэтому спешка явно заставила всех понервничать.
День Х
В день концерта все были на стрессе: масштабы мероприятия, собравшего на стадионе «Спартак» тысячи людей, по-настоящему впечатляли. Несмотря на страх получить негативный отклик от толпы и не оправдать ожиданий организаторов, PIGZ бодро раскачали слушателей, и всё прошло на ура. По словам музыкантов, публика оказалась очень «отзывчивой» и «приятной».
Фото и видео с разогрева Limp Bizkit быстро завирусились в соцсетях и даже спустя время попадаются в рекомендациях Instagram и TikTok. Особенно зрителям понравилась ростовая кукла хрюшки Нюши из мультфильма «Смешарики», неожиданно появившаяся на сцене во время выступления. Как выяснилось позднее, такой перформанс был незапланированным, и PIGZ о нём даже не подозревали — это друзья команды решили устроить им сюрприз и выпустили на сцену символичного персонажа. На маленькую шалость выделили всего 40 секунд, после чего хардкорщицу Нюшу всё-таки увели с концертной площадки.
Секрет попадания на большую сцену
Безусловно, попасть на разогрев к мировой группе — большой успех, за которым стоит множество усилий и непрерывной работы над собой. Очевидно, одним из главных факторов, давших PIGZ преимущество среди других заявок, стал богатый опыт выступлений как с местными, так и с зарубежными артистами: например, австралийскими хардкорщиками DEEZ NUTS, якутсткими Kuturar или алматинскими панками «Ч.В.В.П.», с которыми команда откатала целый тур по стране.
Потенциальный зритель на крупном концерте чаще всего не заинтересован в авторской музыке разогревающей группы, и иногда это воспринимается очень болезненно. Чтобы избежать разочарования и по-настоящему зарядить толпу, музыкант должен обладать мощной энергетикой и ярким образом. Всё это присуще живым выступлениям PIGZ, и дело не только в громком звучании хардкора: чего стоят одни провокационные тексты, как в песнях «Шкварки», «Спички» или «Пир во время чумы».
Никогда не стоит недооценивать и регулярное проявление активности в организаторских кругах, особенно в музыкальной сфере. Артём Введенский, вокалист PIGZ, уже давно занимается организацией «привозов» зарубежных артистов, а один из его проектов, андерграундный фестиваль «Шабаш», собирает множество поклонников неформальной музыки со всего Казахстана. Такой опыт сотрудничества с локальными букингами и концертными агентствами — отличный шанс понять кухню музыкальной индустрии изнутри, без прикрас и иллюзий. Это помогает исполнителям чувствовать себя увереннее, знать свои выгодные стороны и правильно презентовать себя потенциальным коллегам.
Что будет дальше?
Выступление PIGZ вместе с Limp Bizkit не просто так произвело большой фурор в творческих кругах и привлекло внимание фанатов. Сам факт того, что музыкальный коллектив из центральноазиатского андерграунда смог выйти на одну сцену с группой мирового уровня, доказывает: тяжёлый труд и постоянная работа над авторским творчеством обязательно принесут свои плоды.
Теперь возможность привлечь внимание зарубежных артистов уже не кажется чем-то невозможным: молодые ребята, создающие неформальную музыку, с большей вероятностью будут появляться на крупных мероприятиях и фестивалях по всей Центральной Азии. Но важно понимать, что ничего не случается просто так — за успехом всегда будут стоять долгие годы работы и искреннего стремления стать кем-то более серьёзным и значимым. И если музыканты сумеют снова это доказать, в регионе будет налажено долгосрочное сотрудничество между массовым искусством и андерграундной культурой.