«Необъятный океан» — японская мечта о студенчестве

Спустя семь долгих лет на экраны вернулась культовая современная аниме-комедия — «Необъятный океан». История рассказывает о студенческих годах Иори Китахары, наполненных дайвингом, экзаменами и огромным количеством спиртного. В 2018 году экранизация манги Кэндзи Иноуэ и Кимитакэ Ёсиоки снискала широкую популярность среди зрителей, а второй сезон неизменно входил в списки самых ожидаемых аниме-продолжений.

Абулхаир Жусупов разбирается, откуда взялась такая любовь к «Необъятному океану» и действительно ли это лучшая комедия современности.

Сюжет

Иори Китахара только поступил в престижный колледж, расположенный в прибрежном вымышленном городке Идзу-Сити. Чтобы легко добираться до учебного заведения, Иори заселяется в магазин дайвинга, который принадлежит его дяде. В доме также живут две кузины парня, которые состоят в клубе ныряльщиков. Там Иори находит всё больше друзей: старшие товарищи помогают ему освоится на новом месте, а ровесники составляют компанию в учёбе. Все они занимаются подводным плаванием, с чем у Китахары проблема: он боится воды. Однако благодаря поддержке своих друзей парень учиться преодолевать свой страх.

Отаку-комедия для всех

2010-е — время неопределённости и тревожности в истории аниме- и манга-культуры. Индустрия столкнулась с потолком в развитии, на фоне которого стала многократно повторять и переосмыслять себя: мета-гэги вытеснили классический юмор; на смену большой тройке сёнэнов пришла упадническая «Атака титанов» и компромиссные сёнэны; расцвели исэкаи, иясикэи и прочие эскапистские жанры; золотая эпоха серьёзных сэйнэнов встретила свой закат под рёв гулей и маньячек. Эскапизм окончательно победил реальность, аниме стало выходить из оков отаку-культуры, но не успело задать себе рамки приемлемости. Поэтому на свет появлялось всё больше IP для массового зрителя с неочевидным мессседжем.

В «Необъятном океане» авторы манги Кэндзи Иноуэ и Кимитакэ Ёсиока явно ориентируются на два произведения, особенно важных для мужской комедии: «Гинтаму» и «Бойца Баки». От первой история унаследовала абсурдный вульгарный юмор, а от второй — гиперболизированную маскулинность в дизайне персонажей и большое внимание к мужской наготе. Постоянно ссылаясь на эти два произведения, попутно черпая вдохновения у «Невероятных приключений ДжоДжо» и «Крутого учителя Онидзуки», «Необъятный океан» создал маскулинное убежище старомодного образца, которое утоляет жажду своей аудитории в понятных и простых историях, не требующих ни смены парадигмы, ни поп-культурных знаний, ни даже чёткого морального компаса.

Нагота, алкоголь и юность

«Необъятный океан» — наглядный пример комедийного произведения, сочетающего элементы повествования, нацеленные как на отаку, так и на массовую аудиторию. В манге студенческая жизнь, постоянные попойки и жизнеутверждающий посыл о дружбе и борьбе с собственными страхами идут рука об руку с неочевидной динамикой отношений между родственниками, обилием фарса и буффонады и частыми аниме-отсылками. При этом визуально «Необъятный океан» застрял между десятилетиями: реалистичный дизайн персонажей и окружения сочетается с малоподвижной анимацией, а консервативная режиссура и вовсе доводит визуальный язык до примитивного.

История «Необъятного океана» универсальна, благодаря паттернам, заложенным мечтами о студенческой поре: бесконечные вечеринки с баррелями алкоголя и отсутствием всяких рамок приличия — представления о студенчестве, где взросление не рифмуется с ответственностью. Большая часть шуток основана на обнажении героями своих тел, желании напоить друг друга или тщетных попытках найти вторую половинку. Конечно, не только этим аниме так завлекает аудиторию: жизненные ситуации, связанные с учёбой в университете и повседневной жизнью студента дают зрителям лишний повод ассоциировать себя с героями. Вкупе с репетитивным юмором это создаёт притягательную атмосферу предсказуемости, где безумные события и решения мало травмируют героев, а каждое утро не сопровождается похмельем и риском отчисления.

Популярность вопреки

Манга Иноуэ и Ёсиоки не имела культовый статус, несмотря на то, что начала выходить за четыре года до показа первого сезона. Авторы писали её для журнала good! Afternoon, который значительно уступает в продажах прочим сэйнэн-журналам вроде Weekly Young Jump, Big Comic Original или Weekly Young Magazine. При этом продюсеры тоже особо не рассчитывали на большой успех экранизации: продакшном занималась студия Zero-G, которая прежде не отличалась большими проектами и высоким уровнем анимации. Единственное, что действительно могло повлиять на успех сериала — назначенный на пост режиссёра Синдзи Такамацу, работавший над «Гинтамой», «Школьным переполохом», «Повседневной жизнью старшеклассников» и «Я — Сакамото, а что?».

Такамацу прекрасно умеет работать в условиях минимальных сроков, сумбурного продакшна и отсутствия высокой анимационной базы. Поэтому он сделал акцент на две важные составляющие: реалистичность рисунка, позволяющая ещё больше подчеркнуть абсурд происходящего и комедийную телесность героев, а также проработке знакомых юмористических визуальных тропов, безотказно работающих при высокой плотности шуток. И хотя критики приняли «Необъятный океан» холодно — создателей обвиняли в однообразном юморе, медленном темпе, называя сериал «шагом назад для всей аниме-комедии» — среди зрителей тайтл мгновенно получил культовый статус. Помогла и намеренно примитивная режиссура, и универсальность показанных ситуаций, и направленность на отаку как на целевую аудиторию.

Итог

«Необъятный океан» — это ода юности или пропаганда алкоголизма? Ответ на этот вопрос не знают даже телевизионщики, из-за чего постоянно и немного неловко предостерегают зрителей от злоупотребления алкоголя и напоминают, что все герои достигли приемлемого возраста для распития спиртных напитков. Однако в руках создателей любая цензура становится инструментом шуток: чёрные диски на причинных местах и периодически возникающая плашка о вреде алкоголя используются уже не по надобности, а для усиления повторяющихся шуток.

Однако помимо этого аниме пытается рассказать и о том, что прелести юности и самой жизни прячутся в тени зоны комфорта. Выход из неё — это движение навстречу веселью и той самой идиллии, которая случилась с Иори после заселения в магазин дайвинга. «Необъятный океан» также успевает ещё дать пару дельных советов о дайвинге и важности встречи со своими страхами лицом к лицу, однако чтобы это сделать, порой приходится пробираться через фонтан «огненной воды» и стену оголённых мужских тел.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Yenlik выпустила дебютный альбом «Bipl»
Культура
#музыка
Yenlik выпустила дебютный альбом «Bipl»
Фильм казахстанского производства взял премию на Пусанском кинофестивале
Культура
#кино
Фильм казахстанского производства взял премию на Пусанском кинофестивале
Драко Малфой в Астане: что не так с фильмом «Альтер»
Культура
#кино
Драко Малфой в Астане: что не так с фильмом «Альтер»
Кинофестиваль стран тюркского мира «Қорқыт ата» впервые пройдёт в Казахстане
Город
#события
Кинофестиваль стран тюркского мира «Қорқыт ата» впервые пройдёт в Казахстане
Алгоритмическая ностальгия: как цифровые платформы продают нам прошлое
Бизнес
#технологии
Алгоритмическая ностальгия: как цифровые платформы продают нам прошлое