«Мегалополис» Копполы — громкий провал или непонятый шедевр?

Самый ожидаемый фильм нынешнего Каннского кинофестиваля — это, конечно, долгострой Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис». Абсолютно все критики, приехавшие на смотр, пытались достать билеты на самые ранние показы, чтобы первыми увидеть новое творение режиссёра «Крёстного отца» и «Разговора». Зная многолетнюю и сложную историю создания ленты, все гадали, получится ли у Копполы повторить эффект разорвавшейся бомбы «Апокалипсиса сегодня», который получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах 35 лет назад, или картина пополнит список грандиозных провалов постановщика.

О том, почему просмотр «Мегалополиса» — это уникальный опыт, но при этом крайне плохое кино, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

Как часто вы думаете о Римской империи? Френсис Форд Коппола определённо вспоминает древний Рим на регулярной основе, сравнивая закат великой цивилизации с возможным апокалипсисом, к которому мы сегодня движемся. 

За основу фильма Коппола берёт историческое произведение «О заговоре Катилины», написанное ещё в конце 40-х годов до нашей эры и рассказывающее о неудачной попытке Луция Сергия Катилина поднять бунт против Марка Туллия Цицерона и захватить власть в Риме. Но постановщик не просто пересказывает произведение Саллюстия, а перемещает действие в альтернативную Америку будущего. В вымышленном городе Новый Рим, по всем признакам напоминающим Нью-Йорк, идёт борьба за власть между мэром Фрэнком Цицероном (Джанкарло Эспозито) и гениальным изобретателем Цезарем Катилиной (Адам Драйвер). Пока первый крайне консервативно боится менять строение мегаполиса, второй мечтает сравнять город с землей и построить на его обломках новый, усовершенствованный Мегалополис. Сделать он это собирается с помощью созданного им лёгкого и прочного материала мегалона.

С самого начала Коппола вводит целый ряд харизматичных персонажей. Тут стоит отметить, что абсолютно каждый герой, насколько бы маленькой не была его роль, впивается в память своим сумасшедшим образом и стилем жизни. Среди них выделяется и бунтарная дочь Цицерона Джуди (Натали Эммануэль), и корыстная журналистка Уау Платина (Обри Плаза), и сумасбродный кузен Цезаря Клодио (Шайа Лабаф). В определённые моменты все они получают свою минуту славы и возможность вырваться вперёд в гонке за управление Новым Римом. Ближе к середине фильма противостояние Цезаря с Цицероном и всяческие междоусобные интриги приобретают поистине колоссальный масштаб, но затем снова упрощаются до уровня локальной семейной драмы.

«Мегалополис» — это не фильм, а опыт

После просмотра картины редкий человек сможет дать ей чёткую оценку. Большинство сойдётся во мнении, что «Мегалополис» — это плохой фильм. Но в этот момент пойдут всевозможные пояснения, уточнения, исключения и так далее. Связано это с тем, что сумасшедшая, мегаломанская работа Копполы не укладывается в классические рамки понимания кино. С одной стороны, зрителям показывают вполне понятную историю противостояния старого (Цицерон) и нового (Катилина). С другой, основной сюжет идёт бок о бок с бесконечным потоком исторических отсылок, политических параллелей и безвкусных шуток над современной поп-культурой. Да, такое можно найти и в других лентах, но их перебор и способ подачи в «Мегалополисе» сильно выделяются на фоне практически любого фильма последних лет. При этом стоит отметить, что выделяется картина Копполы именно в плохом смысле.

Коппола, подобно персонажу Адама Драйвера, пытается создать нечто ранее невиданное — новый киноязык. И вроде бы отличная идея. Но тут стоит принимать во внимание, что такое желание исходит от 85-летнего режиссёра, поэтому весь киноязык построен на старых (и подчас устаревших) приёмах. В итоге, в течение фильма видна и ужасная работа с зелёным экраном, сравнимая с худшими примерами Marvel, и визуальные эффекты из конца 1990-х, и нелепые выпады в сторону современных трендов. К примеру, весь персонаж Обри Плазы как комментарий на беспринципных журналистов больше напоминает неудачное юмористическое видео от SNL, нежели хоть сколько-нибудь прописанную арку героини. 

Шок ради шока

Постановщик просто пытается впихнуть в ленту всё необычное, что приходит ему в голову, даже если это лишено всякого смысла. Тут вспоминается шутка от Копполы, которая удивила (а позже возмутила) зал — это неожиданный выход актёра Джейсона Шварцмана на сцену кинотеатра посреди пресс-показа в Каннах. Да, в одной из сцен перед нами появился мужчина в костюме и с микрофонной стойкой. На него были направлены софиты, а сам неожиданный гость начал общаться с экранным изображением Адама Драйвера, задавая его персонажу различные вопросы. После ответа Катилины мужчина спокойно взял стойку в руки и удалился со сцены столь же неожиданно, как появился. Естественно, такой номер был встречен аплодисментами, но дальше мужчина ни разу не появился вновь, да и у фильма не было схожих выходов за пределы экрана. Поэтому зрители просто остались в недоумении от перформанса, посчитав это очередной хулиганской выходкой Копполы.

Картина полностью состоит из таких разрывов шаблона, большинство из которых оказывается неудачными. Из-за этого смотреть «Мегалополис» в качестве фильма попросту неприятно, но в качестве уникального опыта работа Копполы раскрывается совершенно с другого угла. Нарочито кринжовые (тут это не всегда плохо) сцены соседствуют с невероятно предсказуемыми сюжетными поворотами, которые после сменяются необъяснимыми сновидческими трипами персонажей. Для таких сцен режиссёр использует как захватывающий сет-дизайн, так и посредственные спецэффекты. Описывать всё это в статье можно бесконечно, поэтому проще просто дождаться выхода «Мегалополиса» и один раз сходить на него, чтобы увидеть весь этот визуальный бардак лично.

А в чём основная идея?

При всей внешней нагромождённости основные посылы оказались преступно простыми. Коротко их можно описать как «надо жить дружно» и «семья важна». Однако с донесением даже таких незамысловатых идей мэтр не справился.

Дело в том, что в течение фильма мы следим за линиями целого ряда персонажей,и Коппола должен был довести их все до логического завершения. Но постановщик не справился с размерами своего детища, отчего финал картины выглядит сумбурно. 

 

«Мегалополис» сегодня

Грандиозный фильм Копполы создавался несколько десятилетий. Ни одна большая студия не была готова финансировать дорогостоящий проект режиссёра. Поэтому, как и в случае с предыдущими работами постановщика, Коппола решил сам проспонсировать свою картину мечты, заложив часть своего винодельного бизнеса. По словам постановщика, он хотел успеть снять «Мегалополис», чтобы не жалеть ни о чём перед смертью. В этом смысле его новая лента — это не столько проект для зрителей, сколько фильм для создателя, в котором тот может поразмышлять о собственной жизни.

Интересные истории вокруг «Мегалополиса» не заканчиваются на проблемах в финансировании. Многие члены съёмочной группы рассказывали, что работа над этим фильмом проходила в атмосфере полного хаоса, а Коппола мог провести весь день в своём кабинете употребляя марихуану, пока все остальные терпеливо ждали его выхода на площадку. К тому же режиссёр часто принимал нерациональные решения во время съёмок, предпочитая устаревшие методы новым технологиям. 

Вся эта неразбериха на съёмочной площадке уже сама просится на экранизацию, по крайней мере документальную. Возможно, «Мегалополис» не запомнится как бесспорно великое кино, но он точно будет вписан в учебники истории. Остаётся только понять, запомнится он прогрессивными идеями Копполы, которые не были поняты его современниками, или вечным состоянием хаоса во время съёмок.

Вывод

«Мегалополис» — это самый громкий фильм нынешних Канн и один из главных проектов Копполы. Ленту определённо стоит посмотреть, чтобы получить тот уникальный опыт, который почтенный режиссёр подготовил зрителям. Однако уникальность опыта в этом случае отнюдь не означает его приятности.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Культура
#кино
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом
Ликбез
#истории
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом
ARTиШОК открывает новый сезон и запускает круглосуточный марафон событий
Город
#события
ARTиШОК открывает новый сезон и запускает круглосуточный марафон событий
Doechii-дің жаңа микстейпін неге тыңдауымыз керек?
Культура
#музыка
Doechii-дің жаңа микстейпін неге тыңдауымыз керек?
Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль
Культура
#кино
Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль