Почему стоит посмотреть «Комнату по соседству» Альмодовара

На Венецианском кинофестивале состоялся полнометражный англоязычный дебют Педро Альмодовара «Комната по соседству». Во время премьерного показа режиссёр сорвал 18-минутные аплодисменты зала, что стало рекордом нынешнего смотра. Такая бурная реакция зрителей является более чем заслуженной, ведь, несмотря на камерность происходящих событий, постановщик смог рассказать универсальную историю о дружбе, преданности любимому делу и смерти. Все эти темы были рассказаны через продолжительные, но столь привлекательные диалоги между героинями Джулианны Мур и Тильды Суинтон, которые проводят большую часть фильма в небольшом домике в лесу. 

Обо всех поднятых темах, а также о причинах посмотреть «Комнату по соседству» рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Осторожно! В рецензии присутствует обильное количество спойлеров!

Сюжет

Известная писательница Ингрид (Джулианна Мур) недавно опубликовала новый роман, посвящённый смерти, и теперь презентует своё творение в различных книжных магазинах, зачитывая оттуда пассажи и раздавая автографы фанатам. На одной из таких встреч в толпе она видит давнюю знакомую, которая предлагает ей воссоединиться со старой подругой Мартой (Тильда Суинтон). Недолго думая, Ингрид решает восстановить потерянную связь и начать общение заново.

Несмотря на то, что девушки не общались десятилетиями, Марта и Ингрид не чувствуют какой-либо неловкости в разговоре. Они всё так же шутят, обсуждают парней и рассуждают о жизни будто с их последней встречи прошло пару часов. И вот, вчерашние призраки прошлого снова лучшие подружки. Они сближаются настолько сильно, что Марта рассказывает Ингрид о смертельной болезни и о своей идее покончить жизнь самоубийством, чтобы не страдать от прогрессирующей раковой опухоли. Частью этого плана становится Ингрид, которая должна будет жить в комнате по соседству в момент, когда Марта решит сделать домашнюю эвтаназию, чтобы сообщить о найденном теле в полицию. Несмотря на риск оказаться в тюрьме, женщина соглашается помочь подруге и отправляется с ней в загородный домик близ Нью-Йорка.

Путь к англоязычному дебюту

Несмотря на почтенный возраст в 74 года, стиль и темы Педро Альмодовара постоянно развиваются. Если в молодости режиссёр предпочитал более грязные и громкие картины, включающие немало шокирующих элементов, как, к примеру в «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки», то со временем его ленты стали более сдержанными и собранными. Он постоянно играется с жанрами, уходя то в детективные триллеры, то в драматические комедии. А недавно мастер и вовсе снял 30-минутную ковбойскую гей-драму с Педро Паскалем и Итаном Хоуком. Поэтому, в отличие от многих великих творцов современности, Альмодовар не ощущается как исписавшийся автор, повторяющий сам себя. Напротив, если не знать, что «Комнату по соседству» снял испанский мэтр, то можно подумать, что перед нами молодой и амбициозный американский автор, вышедший из-под крыла какого-нибудь фестиваля Sundance. 

К «Комнате по соседству» Альмодовар шёл долго. Точнее он долго шёл именно к своему англоязычному полнометражному дебюту. Тут стоит напомнить, что ранее у постановщика были две короткометражные работы «Человеческий голос» с Тильдой Суинтон и уже упомянутый «Странный образ жизни» с Хоуком и Паскалем. Обе работы были приняты на ура на мировых фестивалях, а вокруг очереди к последнему и вовсе разгорелся скандал в Каннах в 2023 году. О желании снять «Комнату по соседству» по произведению What Are You Going Through Альмодовар объявил относительно недавно — в конце 2023 года. И меньше чем через год уже готовая 106-минутная лента получает бурные овации зрителей и хвалебные отзывы критиков. 

Тихая и меланхоличная, но вместе с этим сатирическая и успокаивающая работа испанского режиссёра показывает, что Альмодовару ещё есть что сказать этому миру (да ещё и на нескольких языках). И хотя его героиня Марта уже давно собралась на покой, 74-летний постановщик здесь скорее выступает в роли Ингрид, который только что снял успешную картину о смерти. 

Бесконечная война 

Красота «Комнаты по соседству» заключается не только в интересной завязке, но и в многогранных образах главных героинь. Отдельно хочется выделить Марту, которая всю свою жизнь работала военным корреспондентом. Ранее в этом году мы уже наблюдали за спецификой столь опасной профессии в великолепной «Падении империи», а теперь у нас есть возможность увидеть человека, которому приходится бросить постоянную жизнь в зоне военных действий. 

В жизни Марты больше нет ни Ирака, ни Боснии, ни Вьетнама, но осталась война. Даже находясь в стенах уютных апартаментов в Нью-Йорке женщина борется с раком, но делает она это на своих условиях, решая сама выбрать момент, когда смерть придёт за ней. Несмотря на то, что внешне конфликт в Ираке и химиотерапия — это совершенно разные сражения, Марта видит своё лечение, а точнее отказ от него, как последнюю миссию, на которую выходит с гордо поднятой головой. 

Конец света

Осторожно! В этой секции присутствуют спойлеры к финалу фильма!

Ещё одна тема, вшитая в фильм, говорит о приближающемся конце света. Героини шутят о глобальном потеплении когда видят снег в апреле. А бывший парень Ингрид и Марты (да, у них был один и тот же любовник в разное время) говорит о том, как планета начинает отравлять себя, чтобы стереть человечество с лица земли. 

Тут-то у зрителя и рождается параллель между умирающей Мартой и нашей планетой. Оба страдают от быстро развивающегося рака (в случае с Землёй опухолью являются люди) и оба решают не дожидаться момента, когда вредоносный организм полностью уничтожит тело. Поэтому мы сталкиваемся с климатическими изменениями, а Марта решает покончить жизнь эвтаназией. Казалось бы, Альмодовар таким образом рисует крайне печальную картину мира, во многом напоминающую «Меланхолию» Ларса фон Триера. 

Однако фильм не заканчивается на смерти Марты, а идёт чуточку дальше, показывая нам её дочь, роль которой также исполнила Тильда Суинтон. Ингрид быстро находит общий язык с ребёнком лучшей подруги и практически сразу же она заменяет ей Марту. А на фоне начинает идти снег, который в этот раз создаёт ощущение уюта и спокойствия. Возможно Альмодовар хотел сказать, что даже если мир, каким мы её знаем, прекратит существовать, то на его место придёт другой мир, с которым мы сможем найти общий язык и сосуществовать. Поэтому смерть — это не то, чего нам надо бояться, а то, что нам следует принять. 

Вывод

«Комната по соседству» — это не громкая картина, которая останется с нами на века. Но это медитативная лента, способная поговорить со зрителем на вечные темы. При этом Альмодовар делает это с нужным уровнем иронии и позитива, позволяя зрителю ненадолго смириться с мыслью о приближающемся конце света. 18 минут оваций в Венеции — это показатель универсальности истории, которая смогла достучаться до каждого зрителя, находящегося в зале. Стоит надеяться, что Альмодовар продолжит творить в новом для себя стиле, который начал нащупывать с «Боли и славы» в 2019 году и довёл до совершенства в англоязычном дебюте.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Краткий гайд по казахстанской литературе: тренды, сообщества и интернет
Ликбез
#общество
Краткий гайд по казахстанской литературе: тренды, сообщества и интернет
Почему мюзиклы важны и как они помогают видеть романтику в рутине
Культура
#кино
Почему мюзиклы важны и как они помогают видеть романтику в рутине
Gorilla Style Wars возвращается с ярким финалом и звёздными гостями
Город
#события
Gorilla Style Wars возвращается с ярким финалом и звёздными гостями
«Қызды ұлдан кем көрмеңдер!» «Айқап» әйелдер туралы не жазды?
Ликбез
«Қызды ұлдан кем көрмеңдер!» «Айқап» әйелдер туралы не жазды?
В Алматы прошёл мастер-класс по национальной кухне
Ликбез
#общество
В Алматы прошёл мастер-класс по национальной кухне