Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи

Истории о перерождении захватили аниме-индустрию уже как десять лет: только в этом сезоне выходит 13 исэкаев из 53 сериалов. Большая часть из них посвящена мужчинам и их желанию быть больше, чем они есть в реальной жизни. Но за последние пять лет появились сюжеты, в которых ведущую роль занимают женщины. Пока парни путешествуют по иным мирам, борясь со вселенским злом, девушки перерождаются в главных злодеек и меняют судьбы своих героинь.

Абулхаир Жусупов разбирается, почему женщины видят себя антагонистами и как они меняют отношение к себе.

Исэкай придумали женщины

Первый исэкай в современном понимании жанра возник в сёдзё-журнале в 1991 году. Манга «Издалека» Кёко Хикавы рассказывала о девушке, неожиданной попавшей в мир дарк-фэнтези. Примечательно, что этот мир изначально настроен к главной героине враждебно, а её единственный союзник — рыцарь, но не на белом коне, а со злыми силами внутри. Другая примечательная деталь: сеттинг основан на западном фольклоре, а не на японском. Это произошло из-за общей сёдзё-моды на средневековую Европу, которую и переняла Кёко Хикава.

Manga Review: Fushigi Yugi

Год спустя вышла другая знаковая манга, тоже сёдзё-исэкай — «Таинственная игра». Её авторка Ю Ватасэ внедрила другой жанр в исэкай, ставший впоследствии популярным, — гарем. Главная героиня вместе со своей подругой попадает в аналог древнего Китая, где они становятся главными жрицами двух конкурирующих государств, а в них сразу влюбляются все парни, которые существуют в их окружении. Чтобы понимать, насколько влиятельной оказалась «Таинственная игра» в контексте истории развития жанра: её продажи превысили тираж в 20 млн копий, на её основе начали делать отомэ-игры — визуальные новеллы с разными вариантами развития романтических отношений, а концепция злой соперницы главной героини будет использоваться в сотнях других аниме.

FEMICOM

Именно возникновение отомэ-игр создало огромный плацдарм для исэкая как отдельного жанра: сначала появились игры для девушек, где им в качестве романтического интереса предлагались несколько бисёнэнов — парней внеземной красоты, а позже эту идею подхватили уже мужчины, создавая такие же игры, но с  бисёдзё — девушками невероятной красоты. Обязательным клише многих первых отомэ-игр стало попадание в другой мир, ведь в своём героини не пользовались популярностью и никому не были интересны. Это желание сбежать из суровой реальности было обусловлено ещё и «потерянным десятилетием» — феноменальным кризисом в Японии, когда все сферы жизни оказались в стагнации или вовсе потерпели крах.

Inuyasha Characters Wallpaper

В 1996 году Румико Такахаси выпустила мангу «Инуяся», в которой отправляет обычную школьницу в фэнтезийное прошлое и сводит её с полудемоном. Несмотря на то, что манга изначально была выпущена женщиной и рассказывала о девушке, она выходила на страницах сёнэн-журнала, ориентированном на мужскую аудиторию 12-18 лет. И этот демографический поворот в жанре не прошёл бесследно: всё больше мужчин стало интересоваться концепцией попадания в другой мир. Тем более, что творящиеся за окном события — самый крупный терракт в истории Японии и начало «потерянного тридцатилетия» — не вдохновляли выбираться из своих комнат.

Исэкай — это про девушек

[50YA] 50 Years Ago - December 1966/2016 - Sally the August Empress of ...

Первые прото-исэкаи о путешествиях в другой мир или время были придуманы писателями-мужчинами, но назвать их действительно прототипом современных историй о попаданцах сложно, так как от их наследия мало что осталось. Но важно другое: мангаки Мицутэру Ёкояма и Кадзумаса Хираи выбрали главными героинями именно девушек. И пока в «Ведьме Салли» 1966-го года принцесса из волшебного королевства гуляла по невиданной ею ранее Земле, Тинами Кагава из «Нового Армагеддона» 1971 года отправилась в прошлое, чтобы спасти планету.

«Ведьма Салли» и вышедший в 1976 году «Королевский герб» появились на страницах сёдзё-журналов неслучайно. Манга Ёкоямы и её аниме-экранизация отражали желание молодых девушек выйти из кокона предопределённой судьбы, которую им предлагал японский патриархат 60-х. В то время модель жизни японской девушки была предсказуемой: сначала школа, потом университет или колледж, а дальше — брак и забота о семейном очаге. Поэтому многие девушки пожелали выбраться из «золотой клетки» и посмотреть на «настоящий мир».

Ouke no Monshou: Carol-The quuen of Egypt - Minitokyo

Это же касается и «Королевского герба», вышедшего в период активности «Союза 24 года» — объединения женщин-мангак, совершивших революцию в манге. В отличие от «Ведьмы Салли», он предлагал японкам новую ролевую модель — девушку-учёную, бесконечно влюблённую в собственную работу. Хотя манга вскоре свелась к заигрыванию с сексуальными желаниями аудитории, «Королевский герб» стал первым прото-исэкаем, придуманным девушкой — Тиэко Хосокавой.

Spirited Away

Даже 90-х и начале 00-х в исэкаях продолжали превалировать преимущественно женские персонажи: «Видения эскафлона» Сёдзи Кавамори, «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки и «Эксперименты Лейн» Ясуюки Уэды были от и до созданы мужчинами, но всё равно рассказывали про девушек. Все три истории были инновационными для своего времени: Кавамори принёс в исэкаи огромных роботов, Ясуюки показал попадание в виртуальную реальность, Миядзаки — первый «Оскар» в аниме-индустрии.

Исэкай украли мужчины

Isekai Anime Wallpapers - Top Free Isekai Anime Backgrounds ...

Женские исэкайные начала имели общую проблему в сюжете: большая часть боевой и сюжетной нагрузки лежала на мужских персонажах, в то время как главные героини были лишь наблюдателями. Это привело индустрию к неутешительным выводам: если судьбу мира решают всё-таки парни, а не девушки, то главные героини этим историям не нужны. Стоит понимать, что мужская аниме-аудитория сильно превышает женскую: среди 194 самых продаваемых манг только 28 — сёдзё и дзёсэй. Эта тенденция видна и в рейтингах аниме: среди 102 самых рейтинговых аниме на японском телевидении только 18 придуманы женщинами или хотя бы имеют главных героинь.

Digimon Adventure Wallpapers - Wallpaper Cave

До середины 00-х истории мужчин о мужчинах, попадающих в другой мир, не пользовались большим спросом, один в один копировали чужие идеи и были по большей части штучным товаром. «Приключения Дигимонов» начались в 1999 году и сразу стали ассоциироваться с «Покемонами»: группа детей собирает монстров в некие гаджеты. Но важно несколько клише, которые популяризировал сериал: дети попали в цифровой мир, они были назначены избранными и должны были побороть местное зло.

HD Wallpaper: Zero no Tsukaima - Louise and Friends' Unexpected Siesta

Настоящий бум исэкаев произошёл, когда запустился Shosetsuka ni Naro (с японского — «стань новеллистом») — сайт самиздата, где любой желающий выкладывал собственные истории. Самыми популярными работами этого сайта стали именно истории о попаданцах, причём написанные по одному шаблону: герой умирает, перерождается в другом мире и получает сверхсилы, делающие его сильнее всех в новом мире. Одно из главных клише, заданных авторами на этом сайте, — герой зачастую оказывается хикикомори, то есть социально полностью изолированным затворником. Именно на нём вышел «Подручный Луизы-Нулизы» Нобору Ямагути — ультимативный исэкай, которым вдохновлялись авторы «Этого замечательного мира!», «Повелителя» и многих других культовых представителей жанра. После огромнейшего успеха веб-новеллы, ранобэ-адаптации и аниме-экранизации попаданцы стали преимущественно жанром, базирующимся на веб-новеллах.

Mushoku Tensei: Rudeus' Powers & Abilities Explained - News Azi

В этом тоже есть закономерность, ведь большая часть хикикомори в Японии — мужчины. Огромное количество затворников, отказывающихся контактировать с внешним миром, вызвана отсутствием у современных японцев видимых и прозрачных перспектив в карьере, а также культуре стыда, в которой главный страх человека — социальное осуждение. Огромное давление на молодых людей, продолжающееся даже во время деградации самой страны, привёло к осознанной самоизоляции около миллиона человек. Даже если не брать в расчёт радикальный пример хикикомори, то представителей NEET (not in education, employment or training) — 10% трудового населения страны.

Роль злодейки

Where to Watch & Read Recovery of an MMO Junkie

Мужчины — не единственные в Японии, кто страдает от общественного давления, строгих патриархальных ролей и экономического кризиса: 80% незамужних женщин живут с родителями, так как не могут позволить себе жильё в городах. Их окрестили «паразитами-одиночками», так как они не стремятся заводить романтические отношения или просто съехать от родителей. Однако традиционная роль «домохозяйки» до сих пор считается главным жизненным ориентиром для женщин, а проблемы с гендерным неравенством лишь усугубляют ситуацию: женщины не могут сделать аборт без согласия партнёра, их дискриминируют в большей части сфер, требующих интеллектуального труда, а в нижней палате парламента всего 10% женщин.

Asuna And Kirito

Также стоит вспомнить то, как именно женщин показывают в самых популярных исэкаях: они либо являются воплощением архетипа manic pixie dream girl — эксцентричной девушки, призванной изменить главного героя, — либо формируют его гарем, причём каждая из них находится в рамках характера своего определённого архетипа. В любом случае, эти героини лишены субъектности и служат лишь придатком к протагонисту. В подобной ситуации девушки, желающие сбежать из своей реальности в другой мир, сталкиваются с проблемой ассоциации себя с ведущими персонажами произведений. Более того, стерильно положительные главные героини отомэ-игр тоже не вселяли убедительности, в отличие от их антагонисток.

Несправедливое положение женщин в японском обществе и недостаточная репрезентативность в итоге вылились в появление сначала веб-новеллы «Мой девиз — моя жизнь будет скромной и заслуживающей доверия», а позже и её более успешный клон — «Моя реинкарнация в отомэ-игре в качестве главной злодейки» Сатору Ямагути. В обоих случаях главные героини попадают в мир условного средневекового дворянства западного образца, где оказываются в теле главных злодеек игр, манги, ранобэ и чего бы то ни было ещё. Именно «Моя реинкарнация…» запустила моду на такой вид историй, заодно вернув в жанр обратный гарем.

El anime Honzuki no Gekokujou tendrá 14 episodios — Kudasai

После успеха веб-новеллы Сатору Ямагути поджанр злодеек стал набирать огромную популярность: одних только манга-адаптаций вышло более 150 за десять лет. Тренд отлично подхватила корейская вебтун-индустрия, выпустившая столько же подобных сюжетов. Более того, 10% всех выходящих исэкаев оказываются историями про переродившихся злодеек. Конечно, это не единственный способ женщин попасть в другой мир: один из ведущих представителей жанра — «Власть книжного червя» — тоже показывает девушку, переродившуюся в базовом фэнтези, но не в роли главной антагонистки глобальной истории. Однако даже там героиня выполняет нетипичную для жанра роль: она начинает печатать книги для простолюдинов и обучать людей грамоте.

Villainess Level 99 anime reveals release date and more in second PV

Одно из ключевых особенностей историй про злодеек стало другое целеполагание героинь: они не борются со вселенских злом, не решают проблемы королевства и в целом мало влияют на глобальные конфликты своих новых миров. Более того, их главная цель в новом мире — спокойная и тихая жизнь, которой мешают предлагаемые обстоятельства в виде враждебного общества и предначертанной судьбы. Подобная проблематика прямо отражает положение женщин в реальной жизни: усталость от чрезмерного количества обязанностей и постоянное преодоление или смирение с общественным давлением. Во многих японских семьях на женщинах держится почти всё: бухгалтерия, уборка, готовка, воспитание детей, уход за пожилыми родителями, как своих, так и мужа. Поэтому ситуаций, в которых от них зависит судьба целого мира (пусть и маленького), и так достаточно.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика