Сюжет
Годзё Вакана с детства мечтает пойти по стопам своего дедушки и стать мастером по изготовлению хина нингё — японских декоративных кукол, изображающих императорскую семью. Но пока у старшеклассника получается только шить наряды для них. Он держит в секрете свою страсть к шитью после того, как одна знакомая называет его увлечение отвратительным и не мужским.
Однажды Годзё пришлось пришлось доделать наряд для очередной куклы в школе. Там он встречает Марин Китагаву — красивую одноклассницу, с которой у него не было ничего общего. К удивлению для Ваканы, Китагава восхитилась его увлечением. Выясняется, что Марин мечтает заняться косплеем, но совершенно не умеет шить. Поэтому она умоляет талантливого одноклассника сделать для неё костюм. Согласившись, Годзё сразу понимает, в какую авантюру он влез: первым же его проектом становится наряд персонажа из эротической игры.
Женщина в мужской среде
Оригинальную мангу создала Синъити Фукуда — японская создательница эротической сёнэн- и сэйнэн-манги. Она дебютировала в 2006 году, когда женщины были всё ещё редким явлением в индустрии мужских комиксов. Поэтому была вынуждена выпускать свои произведения под мужским псевдонимом в не самых популярных журналах: Shonen Ace, Young King и Young Gangan. Они сильно уступают в продажах традиционным сёнэн- и сэйнэн-журналам, поэтому были более открыты к нестандартным историям и женщинам-авторкам.
Истории и стиль Фукуды не подходили сёдзё-журналам, поэтому она работала в мужских редакциях. Например, её дебютная сериализованная манга — «Сибараку» — была военным боевиком с этти-фансервисом («этти» — японское обозначение эротики), поэтому мангака не так сильно акцентировала внимание на психологии героев и проработке главной героини. В следующей работе авторка рассказывала о романтической любви между братом и сестрой, вновь добавив изрядную долю эротического контента.
Подобные истории особенно популярны среди мужской аудитории, что помогло Фукуде заявить о себе в индустрии и получить в 2018 году приглашение от редактора Young Gangan. Там она и выпустила свой magnum opus — «Эта фарфоровая кукла влюбилась», ставший прорывом не только для мангаки, но и для самого журнала: рекордный тираж в 12 млн копий и самая высокая оценка на MyAnimeList среди тайтлов Young Gangan, а также участие в рейтингах и гайдбуках японских обозревателей манги.
Женский взгляд на мужской жанр
Мужскую романтику в аниме придумала именно женщина: в 1978 году Румико Такахаси нарисовала первый сёнэн-ромком — «Несносных пришельцев». Тайтл стал образцом мужской романтической комедии, в котором авторка задала эталон «вайфу» (японское прочтение слова «wife» — «жена») — «идеальной девушки», чья яркая личность полностью посвящена избранному мужчине. Позже Такахаси ещё и первой начнёт использовать эротический фансервис в манге «Ранма ½».
Для консервативного японского общества, в котором проявление близости между партнёрами было табу, аниме-индустрия перестаралась с идеализацией отношений. Более того, её патриархальное устройство долгое время не позволяло увидеть внятную репрезентацию женщин в мужских ромкомах. Поэтому, несмотря на усложнение самих историй и их концепций, в основе жанра оставались нереалистичные представления о женщинах и отсутствие у них субъектности.
На первый взгляд, Синъити Фукуда в «Эта фарфоровая кукла влюбилась» тоже следует тропам своих предшественников: использует эротический фансервис, создаёт блеклого главного героя и не стесняется следовать мужским представлениям о «вайфу». Марин Китагава кажется помешанной на главном герое, при этом героиню постоянно сексуализируют, не стесняясь оголять разные части её тела в рамках цензуры. Однако всё это оказывается лишь маской, за которой прячется проработанная история о гендерных стереотипах.
Самая богатая женщина-мангака: как Румико Такахаси изменила аниме
Fake male gaze
Спустя четыре года после начала выхода манги, «Эта фарфоровая кукла влюбилась» получила аниме-экранизацию от студии CloverWorks. В отличие от первоисточника, за адаптацию отвечали в основном мужчины: режиссёром выступил Кэйсукэ Синохара, а дизайнером персонажей — Кадзумаса Исида. Это не удивительно, учитывая, что подавляющее большинство рабочих мест в индустрии занимают именно представители мужского пола. Причиной этому служит как консерватизм, так и демография аудитории, часть которой в итоге идёт работать аниматорами или продюсерами.
Направленность на мужскую аудиторию и засилье соответствующего авторского взгляда при производстве тайтлов только укореняет male gaze в индустрии. Особенно явно эта проблема видна в сёнэн- и сэйнэн-ромкомах, где агентность героинь часто связана исключительно с действиями мужчины, в которого она влюблена. Внешне «Эта фарфоровая кукла влюбилась» не стал исключением, однако Синохара и Исида наделяют каждого из персонажей собственным языком тела и уникальными чертами движения, что приземляет историю и очеловечивает героев.
Сама же Синъити Фукуда сделала Марин Китагаву независимой героиней, замаскировав под образом типичной сезонной «вайфу» личность, чью жизнь можно спокойно представить и без Годзё Ваканы. Чтобы подчеркнуть её независимость от Годзё, мангака часто дистанцирует героев друг от друга, показывая быт Марин вне школы и дома Годзё: аудитория видит её жизненный уклад, друзей и работу. А когда герои всё же вместе, они занимаются именно её увлечением: Китагава не лезет к куклам Ваканы и сама оплачивает все материалы для косплея.
Равноправие в отношениях
В «Эта фарфоровая кукла влюбилась» создатели делают упор на искусственность гендерных ролей: среди героев только Годзё переживает о «женственности» своего хобби. Остальные мужчины в сериале увлекаются куклами, делают макияж, шьют и готовят, а женщины сами зарабатывают, оплачивают свидания, увлекаются аниме, мангой и играми. Но Фукуда не акцентирует внимание на сломе стереотипов, а показывает его буднично. Тем самым мангака не критикует патриархальный уклад жизни, а показывает, что в альтернативном взгляде на жизнь нет ничего странного.
Фукуда маскирует свой посыл за формулой ромкомов, негласно проговаривая мысль, что «от перемены мест слагаемых сумма не изменится»: женщина не теряет женственность и сексуальность, если разделяет «мужское хобби» и «мужскую роль в отношениях», а мужчина не перестаёт быть самим собой, если увлекается «женской работой» или показывает уязвимость. Надуманность гендерных ролей как социального конструкта показательно обыграна в первой серии второго сезона, в котором Годзё впервые осознаёт, что слова той знакомой о немужественности увлечения куклами — это только её мнение, а не общественный консенсус.
Другим важным аспектом нарратива остаётся эротический фансервис, через который создатели здорово снимают табу с мужского восприятия женского тела. Стоит понимать, что герои — подростки, которые могут видеть друг в друге в том числе сексуальные объекты. Используя жанровые механизмы, Фукуда обыгрывает это не через насмешку над главным героем, а со здоровым взглядом на принятие его сексуальности. Важно, что несмотря на открытое для зрителей влечение Годзё к Марин, герой соблюдает личные границы возлюбленной, что иной раз показывает здоровые отношения, не рутинизирующие харассмент.
Итог
«Эта фарфоровая кукла влюбилась» — редкий пример демонстрации здоровых отношений, показывающая, как можно работать даже с самыми спорными тропами. Синъити Фукуда не совершает революцию в жанре и её работа всё ещё полна противоречий, однако она отлично справляется со своей главной задачей: показать гендерные роли не как безукоризненный стандарт, а как необязательный социальный конструкт, который в современном мире может не иметь ничего общего с реальностью.