Как «Девочка, покорившая время» покорила время

Впервые в казахстанский прокат выходит «Девочка, покорившая время» — третий и главный фильм в карьере Мамору Хосоды, известного по «Ученику чудовища» и «Летним войнам». История старшеклассницы Макото, получившей способность отправляться в прошлое, стала одним из важнейших полнометражных аниме XXI века, подарив Хосоде титул — «Миядзаки для подростков».

Абулхаир Жусупов рассказывает, почему «Девочка, покорившая время» — лавный фильм Мамору Хосоды, как аниме стало культовой классикой о юности и чему учит история Макото.

Сюжет, покоривший сердца

Sometimes I lie awake at night... — The Girl Who Leapt Through Time (2006, Japan) ...

Старшеклассница Макото проводит свои школьные дни, не особо задумываясь о будущем: гуляет с друзьями, регулярно опаздывает в школу, не готовится к контрольным и даже не знает, куда будет поступать. 

Однажды она случайно получает способность возвращаться в прошлое. Девушка начинает использовать эту способность для своих ежедневных нужд: узнаёт вопросы для тестов; съедает пудинг в отместку младшей сестре; предугадывает подачи в бейсболе. Но постепенно она осознаёт, что её баловство приводит к неприятным последствиям как для неё, так и для окружающих.

Как они страдали, чтобы мы увидели

File:Hosoda Mamoru from "The World of Mamoru Hosoda" at Opening Ceremony of the Tokyo International Film Festival 2016 (33644170305).jpg - Wikimedia Commons

В 2006 году Мамору Хосода ещё не был общепризнанным мэтром японской анимации: несмотря на широкую телевизионную карьеру аниматора, два полнометражных фильма и солидный возраст в 39 лет, режиссёр был только перспективным проспектом. Более того, за несколько лет до выхода «Девочки, покорившей время», Хосода и вовсе собирался уходить из анимации. И этому дважды поспособствовал Хаяо Миядзаки — кумир детства режиссёра, когда-то вдохновивший его создавать аниме.

В первый раз, ещё будучи выпускником университета без стажа работы, молодой аниматор подался на стажировку в студию Ghibli, но получил отказ с формулировкой: «Если мы вас возьмём, ваш талант пропадёт впустую». Во второй раз мэтр критиковал Хосоду, заявленного режиссёром «Ходячего замка», за стиль и подход к истории. Сейчас Хосода говорит, что уход из проекта было единственным верным решением для сохранения авторской индивидуальности, однако тогда он всерьёз задумывался бросить работу мечты: ему было уже 35 лет, надо было заботиться о пожилой матери, а денег анимация особо не приносила.

Когда Хосода уже собирался повесить кисти на гвоздь, его заприметил Масао Маруяма — основатель и продюсер студии Madhouse. Зная ситуацию с Ghibli, он предложил Хосоде полный творческий карт-бланш на экранизацию романа «Девочка, покорившая время» 1967 года. Режиссёр вместе со сценаристкой Сатоко Окудэра полностью изменили сюжет книги, так как считали героев сильно устаревшими. Сохранились только проблематика оригинала и путешествия во времени. При этом Мамору было важно сохранить аутентичность и прозрачность своего высказывания, поэтому на большую часть ролей, в том числе Макото, он взял реальных старшеклассников, а для сцен с музейными экспонатами попросил своего друга, работающего в музее искусств, подобрать реальные картины, подходящие контексту фильма. 

Несмотря на доверие студии к режиссёру, «Девочка, покорившая время» вышла в ограниченный прокат почти без продвижения. Однако сарафанное радио так сильно раскрутило фильм, что  компании Kadokawa, выступившей дистрибьютором картины, пришлось даже несколько раз расширять прокатное окно. В итоге «Девочка…» действительно покорила время: она продержалась в кинотеатрах девять месяцев, заработав 300 млн йен (3 млн долларов), а после стала одним из главных хитов на видеоносителях и в телевизионных программах.

Плоская анимация — не баг, а фича

The Girl Who Leapt Through Time: A Movie Review - UP AME

Чтобы понимать, насколько Мамору Хосода анимационный фанатик, стоит обратиться к его дебютному мультфильму: на восьмиминутную короткометражку режиссёр потратил около тысячи кадров, то есть по 125 кадров в минуту. Для сравнения: на 20 минут хронометража одного эпизода аниме-сериала уходит 3-6 тысяч, то есть 150-300. В этом плане «Девочка, покорившая время» — это концентрированный стиль Хосоды. 

Хосода считается главным адептом кагэнаси — техники анимации, в которой не используют тени. Из-за этого, а также из-за низкой детализации в дизайне персонажей и частой «расхлябанности» силуэтов, его обвиняли даже лени. Однако минимализм — это главный принцип анимации Хосоды, который он почерпнул не столько из аниме, сколько из европейской школы стоп-моушн анимации. Благодаря простым формам и пластичности пластилина, аниматоры могут с большей плавностью передавать движения героев. Это также помогает в визуальном повествовании: например, чтобы показать Макото как обычную старшеклассницу, Хосода и дизайнер персонажей Ёсиюки Садамото использовали невыразительные цвета и добавляли минимум деталей её внешнему виду.

Кагэнаси — ленивая анимация, создающая шедевры 

При этом Хосода не стесняется использовать компьютерную графику, которую в аниме принято ругать. Режиссёр одним из первых нашёл идеальную форму для совмещения инноваций и традиций в зрительском кино. Особенно это заметно как раз в «Девочке, покорившей время», где режиссёр настолько аккуратно и уместно вплетает CG-элементы в картинку, что фильм выглядит актуально и свежо даже спустя 19 лет. При этом, 3D-анимация в фильме иногда выступает и как инструмент контраста: Мамору и CG-аниматор Акико Иноуэ в момент прыжков во времени рисуют окружение полностью в 3D используя неестественные цвета, чтобы подчеркнуть футуристичность и технологичность.

Head in the Clouds - Matt Alt's Pure Invention

При этом в фильме Хосода часто жертвует визуальной складностью произведения ради своих принципов и идей. Сверхдетализированные фоны выглядят инородно и даже более плоско, чем анимированные объекты, однако они нужны, чтобы ещё сильнее подчеркнуть мечтательную действительность мира Макото. Для работы над убедительной средой вокруг персонажей и деталей окружения режиссёр пригласил Нидзо Ямамото — культового арт-директора, работавшего над «Небесным замком Лапута», «Могилой светлячков» и «Принцессой Мононоке». Он известен прежде всего как создатель «облаков Нидзо» — объемных пейзажей облаков, чаще всего кучевых и напоминающих взрыв ядерной бомбы. Режиссёр тоже прибегает к ним в фильме, используя для создания портрета «вечного лета».

Взросление — это ответственность

Mamoru Hosoda's The Girl Who Leapt Through Time Returns in 4DX

Взросление — главная тема всей фильмографии мэтра, но в «Девочке, покорившей время» оно особенно важно. При этом, в отличие от своих коллег, делающих главными героями слабых, асоциальных или стоических персонажей, Хосода рисует портрет обычных людей. Макото легко можно представить своей одноклассницей: она живой подросток, которая может себе позволить быть неряшливой, эгоистичной и безответственной пацанкой. Поэтому, когда она получает способность возвращаться в прошлое, то делает именно то, что сделала бы любая старшеклассница на её месте. Например, избегает признания в любви от лучшего друга.

Такая инфантильная растрата могущественной силы особенно убедительна, учитывая что Макото — подросток, а значит каждое произошедшее с ней событие имеет для неё крайне весомое значение. Поэтому Хосода подталкивает её к нужным выводам словно заботливый отец: даёт время вдоволь набедокурить, полушёпотом сообщая о неминуемых и печальных последствиях устами её тётушки-ведьмы. Взяв за основу «эффект бабочки», режиссёр показывает как избегание мелких проблем главной героиней влияет на окружающих и на неё саму.

Благодаря такому трепетному подходу, Хосоде удаётся запечатлеть неосязаемое ощущение юности. Именно ей он посвящает все свои фильмы, не просто романтизируя и восхваляя, но и сообщая об её опасности. А всё потому что молодость напрямую ассоциируется с духом свободы, а свобода в свою очередь — с отсутствием сковывающей ответственности. Макото, как и любой подросток, не хочет встречаться с неизвестностью и возлагать на свои плечи груз последствий собственных решений. Однако постепенное разрушение её благополучия приводит к тому, что она начинает понимать необходимость выйти из безвременья. 

Время никого не ждёт

Funimation Entertainment Acquires Rights To "The Girl Who Leapt Through Time "

Хосода в фильме не проговаривает напрямую, но намекает, что проблемы Макото — это метафора на положение его родины. В определённый момент времени Япония застыла во времени, а поп-культура перестала вдохновляться будущим, всё чаще отдавая предпочтение прошлому. Вечное лето и бесконечная юность, о которых так грезит Макото — мечты японцев, ярко отражённые во множестве произведений и возникновении целых жанров о бесконфликтной повседневности, вроде иясикэй и нитидзё-кэй.

При этом Хосода предупреждает об опасности не только ностальгической безмятежности, но и эскапизма. Макото возвращается во времени, чтобы избегать насущных проблем: выбора будущей профессии, университета и даже любви. Однако страх неизвестного приводит её к бегству не только от будущего, но и от реальности. И эта иллюзии побега — ещё один популярный нарратив, который с тревогой предвосхитил Хосода. Спустя шесть лет аниме-индустрия начнёт усиленно продавать аудитории жанр исэкай — буквально попаданчество в другой мир, более яркий, захватывающий и при этом невероятно предсказуемый.

Поэтому Хосода предлагает Макото и зрителям смелость отпустить не только прошлое, но и комфорт: он вынуждает главную героиню не просто смириться с необратимостью последствий своих решений, а взять за них ответственность и наконец-то принять волевое решение. Не зря тревожное осознание необходимости взрослеть сопровождается «облаками Нидзо», ставшими негласным символом прощания с юностью. Через подобные символы он пытается убедить всю страну в том, что пора двигаться дальше. Иначе история приведёт её к тому же, к чему пришло альтернативное будущее в фильме: реальности, в которой люди не знают о реках и широте неба. 

Аниме, покорившее время

Девочка, покорившая время / THE GIRL WHO LEAPT THROUGH TIME — мероприятие в Центре Зотов

«Девочка, покорившая время» стала по сути предвестником не только визуальной идентичности Мамору Хосоды, но и содержательного наполнения всех его фильмов. Режиссёр настолько ценит эту картину, что поместил силуэт Макото на логотип своей студии. При этом история точно попала в нерв времени: в 2006 году Япония уже морально оправилась от потерянного десятилетия и от самого страшного теракта в её истории. Это было идеальное время снова начать смотреть в будущее с предвкушением, а не страхом. Подобное ощущение почувствовали как зрители, так и деятели индустрии, наградившие фильм призом от Японской киноакадемии и шестью победами на Tokyo Anime Awards.

Однако потом в стране снова случились масштабные трагедии и большие кризисы, окончательно отбившие у людей желание мечтать о светлом будущем. Поэтому «Девочка, покорившая время» по сей день остаётся невероятно актуальной и считается одним из самых показательных произведений середины нулевых. Удивительно, что идеи Цуцуи пронеслись спустя 40 лет истории и во многом остались актуальными, и что выдающаяся анимация Хосоды выглядит интересно и свежо даже спустя 19 лет.

Ещё про аниме:

Буллинг и травмы: как «Первородный грех Такопи» стал самым страшным аниме года

Как «Эта фарфоровая кукла влюбилась» ломает гендерные стереотипы

Самые ожидаемые аниме этого лета

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как рецессия влияет на поп-культуру
Культура
Как рецессия влияет на поп-культуру
«Don’t Tap The Glass» — хорошо, не будем
Культура
#музыка
«Don’t Tap The Glass» — хорошо, не будем
«Золотое Яблоко» запускает тамагочи в Казахстане
Бизнес
#технологии
«Золотое Яблоко» запускает тамагочи в Казахстане
ALPHA дропнули новый сингл «SULU»
Культура
#музыка
ALPHA дропнули новый сингл «SULU»
KazakhYuvelir запускает премию в области ювелирного дизайна
Бизнес
#люди
KazakhYuvelir запускает премию в области ювелирного дизайна