«Громовержцы*»: «Отряд самоубийц» встречает «Мегамозга» на психотерапии

В прокат вышел новый фильм Киновселенной Marvel — «Громовержцы*». Сюжет расскажет о группе антигероев, доказывающих, что они — не плохие люди. Съёмочная команда состоит преимущественно из кинематографистов студии A24 во главе с Джейком Шрейером, работавшим над эпизодами сериалов «Грызня», «Кокетка» и «Шучу».

Абулхаир Жусупов разбирается, как «Громовержцы*» снимают проклятие Marvel и почему меньше — значит лучше.

Сюжет

Изначальный синопсис обещал, что команда злодеев отправится на задание правительства, а трейлер убеждал, что речь идёт об очередном вселенском зле, напавшем на Нью-Йорк. На деле всё запутаннее: злодеи, а скорее даже антигерои, собираются на военной базе, чтобы поймать загадочного вора секретных данных. Но оказывается, что правительственная организация решила сжечь их вместе с уликами об антигуманных экспериментах. Теперь им надо выбраться, разоблачить лживое руководство и спасти людей.

Кто снял

Upcoming A24 Movies: Babygirl, The Brutalist, Backrooms And More | Cinemablend

Чтобы выйти из кризиса, Кевин Файги — шоураннер киновселенной Marvel — провернул излюбленный трюк: пригласил инди-кинематографистов. Похожее он уже делал, наняв Тайку Вайтити и Райана Куглера — звёзд Санденса, Хлою Чжао — обладательницу «Оскара», и Джеймса Ганна — выходца из треш-студии Troma Entertainment. Почти всегда эти решения приводили к успеху: «Чёрная пантера» остаётся единственным номинантом на «Оскар» за лучший фильм года, совокупные сборы «Стражей галактики» дотягивают до 2,5 млн долларов, а «Тор: Рагнарёк» считается одной из лучших картин в киновселенной.

В «Громовержцах*» Файги насытил съёмочную команду выходцами студии A24. Режиссёром выступил Джейк Шрейер, а среди сценаристов затесались Джоэнна Кало и Ли Сон-джин. Все они работали над сериалом «Грызня», получившим «Золотой Глобус» и «Эмми». Более того, оператор «Громовержцев*» — Эндрю Дроз Палермо — снял «Легенду о Зелёном рыцаре», а музыку написал Сон Люкс — композитор «Всё, везде и сразу». Даже художники-постановщики и монтажёры до этого участвовали в фильмах A24: Грэйс Юн в «Прошлых жизнях», Майкл Хёрси в «Грызне», а Гарри Юн в «Минари».

Помимо этого, киновселенная заранее подготовилась снимать свой симулятор инди-фильма, пригласив Флоренс Пью, прославившуюся в «Солнцестоянии» Ари Астера, и Себастиана Стэна, сыгравшего в «Другом человеке» студии A24. В команду неудачников также  попали Льюис Пуллман, Ханна Джон-Кэймен, Уайетт Рассел и Дэвид Харбор, чья карьера получила второе дыхание после «Очень странных дел». А вот с Ольгой Куриленко зрителей обманули: она заглянула лишь на пару минут, хотя трейлер обещал присутствие Таскмастера даже в тех сценах, где её в итоге нет.

Как выглядит

Такое количество инди-персоналий не могло не создать редкое ощущение надежды у фанатов, но создатели и маркетологи грамотно обыграли эти ожидания: они смонтировали отдельный трейлер под рейвовые биты и добавили ему самоиронии. Даже на обложке видео написано «Absolute cinema», отсылающее к мему с фотографией Мартина Скорсезе, который не раз негативно высказывался против супергеройского кино.

Сначала кажется, что зрителя не обманули: внутренний монолог Елены о пустоте внутри сопровождается впечатляющим падением Флоренс Пью с высокой башни, которое актриса сделала сама в реальных декорациях, а не на зелёном экране. Однако быстро выясняется, что Marvel снова выглядит как Marvel — то есть как усреднённое экшн-кино, где нет места экспериментам, идеям и прочим «странностям» студии A24. Даже саундтрек Сона Люкса вышел менее текстурным, чем обычно.

Иногда Джейк Шрайер позволяет себе шалости: снимает продолжительный гэг о выходе из трубы, устраивает погоню военных машин за старым лимузином, ловит камерой Зимнего солдата в образе Терминатора и чуть не пристреливает главную злодейку прежде, чем началась развязка. Но подобное режиссёры Marvel демонстрировали и до этого. Настоящее веселье наступает в финальном акте, когда появляется главная угроза — Часовой, внушающий страх своей суперспособностью оставлять от людей одни лишь тени. На самом деле он заключает их в измерении травматических эпизодов, и чтобы показать это ярко и доступно, Шрайер косплеит Спайка Джонса в «Быть Джоном Малковичем».

Что проработали

«Громовержцы*» удачно мимикрируют под типичное марвеловское кино, чтобы если не сломать шаблоны, то точно отойти от пафоса, накопившегося после «Мстителей: Финал»: бессмысленный экшн показывает уязвимость и даже слабость главных героев, а безопасные шутки удерживают зрителя от депрессии, вызванной рефлексией персонажей. При этом самая важная находка сценаристов — отказ от любых намёков на мультивселенную. 

Шрайер сосредоточился на Елене Беловой и её переоценке собственного прошлого: она винит себя за кровь бесчисленных жертв и пытается сбежать от пустоты, которую оставила не только смерть приёмной сестры, но и работа наёмным убийцей. Из-за этого тимбилдинг второстепенных героев Марвел ощущается ближе к сердцу, чем любая из частей «Капитан Марвел». Создатели фильма устраивают двухчасовой сеанс психотерапии, буквально погружая зрителя в голову новой Чёрной вдовы.

Поэтому особенно важным кажется её взаимодействие с двумя фигурами: с отцом в лице Красного стража и с родственной душой, которой стал трагикомичный Часовой. С первым всё просто: большую часть хронометража Дэвид Харбор отыгрывает комик-релиф, заставляя Елену краснеть от вытворяемого им кринжа. Однако именно в нём она ищет поддержку не только как в единственном человеке, знающем о её ноше, но и как в отце, от которого она ждёт помощи в борьбе с собственными демонами.

Часового же, наоборот, она пытается опекать, видя в нём отражение своих мучений. Его финальная юнгианская борьба с собственной тенью позволяет ей самой найти силы противостоять страхам и самобичеванию. Конечно, из-за такой обсессии Шрайера Чёрной вдовой, времени раскрыть других персонажей у фильма нет, хотя намёки были: Агент США переживает распад своей семьи, а помощница главной злодейки мечется между желанием изменить мир и поступать правильно. Только вот ничего из этого не получает должного внимания, из-за чего герои кажутся функциональными болванчиками.

Что значит

Но важнее мета-психотерапия, которую устроили «Громовержцы*» киновселенной: они показали, как правильно сделать шаг назад, чтобы потом шагнуть на два шага вперёд. Фильм напоминает первую фазу киновселенной, когда сюжеты были сосредоточены на локальных историях конкретных героев: масштаб событий не выходит за рамки локального конфликта, внимание обращено на внутреннюю проблематику, а могущественные супергерои оказываются прежде всего людьми.

У фильма получается далеко не всё: помимо названных персонажей, все остальные кажутся поверхностными, от того и необязательными, включая главную злодейку — Валентину Аллегру де Фонтейн. Более того, попытки сбалансировать глубокие темы юмором не всегда кажутся уместными, а не самый яркий визуальный ряд заставляет сомневаться, стоило ли приглашать такое количество инди-персоналий в проект.

Но всё это не имеет большого значения, ведь от картины всё ещё можно получить удовольствие. Проект не вышел идеальным и вряд ли может претендовать на место среди лучших фильмов и сериалов киновселенной. Но учитывая минимальную популярность героев, упаднические настроения в студии и общий негативный фон блокбастерной части индустрии, «Громовержцы*» ощущаются как глоток если не свежего, то точно того воздуха, когда и трава была зеленее, и небо голубее.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Состоялся официальный релиз сериала «Қара бекіре»
Культура
#кино
Состоялся официальный релиз сериала «Қара бекіре»
ARTиШОК открывает свой юбилейный сезон
Культура
ARTиШОК открывает свой юбилейный сезон
Что показал The International 2025
Ликбез
#истории
Что показал The International 2025
Куда мчат самокаты, и успевают ли за ними города
Город
#урбанистика
Куда мчат самокаты, и успевают ли за ними города
«Песнь ночных сов»: «Сумерки» для парней и эскапизм
Культура
#кино
«Песнь ночных сов»: «Сумерки» для парней и эскапизм