Сюжет
Рудо живёт в мире, в котором всё даже мало-мальски испорченное скидывают в огромную мусорную бездну: отходы, вещи и даже людей. Самого мальчика ещё в детстве отправили в трущобы как «сына убийцы», где за ним стал присматривать мужчина по имени Регто. Он воспитал в своём приёмном сыне бережное обращение с вещами, основанное на вере, что у любого предмета есть душа.
Однажды вернувшись домой, Рудо обнаруживает бездыханное тело своего отчима. Полицейские находят ребёнка рядом с трупом и, недолго думая, обвиняют его в убийстве. Оказавшись подвешенным над той самой бездной, он клянётся достать настоящего преступника из-под земли. После падения на дно мусорной свалки, на Рудо снисходит откровение: бездна и есть настоящая Земля, где всё ещё живут люди, а его родина — это плывущий в небе остров.
По заветам сэнсэя
С первого взгляда на костюмы, антураж и дизайн персонажей угадывается влияние произведений Ацуси Окубо. Сама авторка признавалась, что с детства обожает стиль Окубо, называла «Пожиратель душ» своей любимой мангой и даже работала ассистенткой над «Пламенной бригадой пожарных». Именно в работе со своим кумиром Урана унаследовала узнаваемый стиль, который разбавила любовью к урбан-стилистике и альтернативному хип-хопу.
Например, громоздкий дизайн оверсайз костюмов напоминает форму пожарных из «Пламенной бригады». С другой стороны, округлые формы лица и худощавые тела в дизайне персонажей явно вдохновлены стилем Джейми Хьюлетта — иллюстратора Gorillaz. При этом на хаотичный урбанистический антураж повлиял Хидэёси Андо — граффити-дизайнер манги, с которым авторка продумывает всю визуальную идентичность манги. Его основной референс — стилистика бренда Tribal и Rebel8, что дополняет эклектичный и собирательный стиль Ураны.
«Гачиакута» использует экстремальную стилизацию и гротеск, чтобы отойти от визуальных конвенций манга-индустрии в весьма консервативном жанре сёнэн. При этом видно, с какой дотошностью Урана подошла к окружению манги: каждый созданный ею костюм что-то сообщает о личности персонажа, каждая локация обладает собственной нерассказанной историей, а мир существует за пределами основного сюжета произведения.
За ширмой экоактивизма
Два лейтмотива в смысловом наполнении «Гачиакуты» — критика консьюмеризма и социальное неравенство. Земля в манге стала сплошным мусорным полигоном, а человечество, вместо того чтобы исправить ситуацию, сбежало на небо и продолжило привычную жизнь, не заботясь о мире внизу. Кричащий алармизм Ураны выражен также в антиутопичном изображении общества будущего, разделённого буквально на три слоя: чистоплотной элиты в центре, грязного плебса на окраине и «мусора» — преступников, скидываемых в бездну для устрашения и развлечения толпы.
Неслучайно за главный референс небесного города Урана берёт именно айдентику Новой истории — периода в западной историографии, когда только началась индустриализация, появилось понятие «капитализм» и началась новая эра потребления. На визуальном уровне мангака противопоставляет элитарной выхолощенности небесного города урбанистический хаос бездны, где радикальная свобода стиля и мысли выразилась в граффити, татуировках, стритвире и прочих атрибутах субкультурного протеста.
На содержательном уровне Урана противопоставляет консьюмеризму синтоистскую идеологию, согласно которой ценные человеку вещи обретают душу, а выброшенные превращаются в цукумогами — предметы, оживающие со временем и иногда объединяющиеся ради мести людям, которые расточительно обращались с ними. Мангака воплощает это поверье в образе огромных мусорных существ, внешне напоминающих животных и воплощающих ярость не только самих вещей, но будто и самой природы, чей сакральный статус человечество перестало ценить.
А вот за бережное обращение с вещами мир «Гачиакуты» награждает большой духовной силой. Рудо же ценит каждый предмет, который попадётся ему на глаза, из-за чего обладает возможностью наделять силой любую вещь в руке. Именно через него Урана пытается донести простую синто-буддийскую истину — находить ценность во всём, что нас окружает, и относиться уважительно даже к самым старым вещам.
В духе классического сёнэна
Кэй Урана соблюдает жанровые конвенции с завидной точностью. Например, главный герой — снова обделённый изгой-сирота с невероятной силой, который борется против системы и общества. Даже крикливая мстительность и социальная неловкость Рудо похожа на смесь Эрена Йегера и Синры Кусакабэ. Остальные герои также проходят проверку на соответствие архетипам типичного баттл-сёнэна: Энджин — взбалмошный наставник, Дзанка — холодный и мрачный гений, Риё — легкомысленная и боевая девушка.
Сложно упрекнуть Кэй Урану в излишней клишированности нарратива из-за пылкости, с которой мангака рассказывает свою историю, и демографии аудитории журнала Shonen Magazine, где выходит манга. В её экоактивизме и приверженности жанру видна не столько мысль, сколько эмоция: ярость на общество потребления и любовь к старым баттл-сёнэнам.
Оба чувства дополняют друг друга удивительным образом: приверженность аналоговым инструментам — карандашу и бумаге — помогает подчеркнуть грубость рисунка, которая в свою очередь работает на экспрессивность манги. Чтобы усилить эмоциональную отдачу, она опирается на музыку, которую слушает при работе над панелями. Её ложная неряшливость придаёт манге и аниме особенное очарование, заслоняющее поверхностность высказывания и клишированность истории.
Не без проблем адаптации
Аниме-экранизации баттл-сёнэнов часто страдают от двух бед: высокая детализация дизайна персонажей мешает доподлинно анимировать героев в условиях высокоскоростного экшна, а из-за сотен серий легко пропустить важные чеховские ружья. Поэтому адаптацию «Гачиакуты» отдали в надёжные руки студии Bones, известной по обеим экранизациям «Стального алхимика», «Моей геройской академии» и любимого мангакой «Пожирателя душ»
На посту главного режиссёра дебютировал Фумихико Суганума, а дизайнером персонажей выступил ветеран студии — Сатоси Исино. Это привело к очевидному дисбалансу: крайне трепетная адаптация дизайна персонажей манги обрывается компромиссной режиссурой. Суганума боится нарушить комплексность визуального стиля Ураны, что в итоге идёт экранизации во вред: анимация в статике соответствует фреймам первоисточника, однако в динамике оказывается топорной и не очень подвижной. Не добавляет очков и CG-анимация, выбивающаяся из крайне уплощённой стилистики Ураны.
Продюсер сериала Наоки Амано неоднократно подчёркивал, что студия стремилась максимально сохранить визуальную идентичность первоисточника. Некоторые решения Bones и впрямь соответствуют подходу Ураны: например, многие ключевые кадры были нарисованы от руки на бумаге. Стоит также признать, что в отдельных сценах, где первоисточник показывает высокий уровень экспрессии, аниматоры развязывают себе руки, чтобы добиться того же эмоционального накала. Однако страх перед смелыми решениями в большей части сцен не помогает тайтлу на равных бороться за внимание зрителя с более изобретательными конкурентами. Например, с «Дандаданом», режиссёр которого — такой же дебютант.
Итог
Кэй Урана не переизобретает велосипед, а с трепетом украшает наклейками его раму. Поэтому её «Гачиакута» похожа именно на BMX: элементарные формы и легковесность конструкции помогает вытворять красочные трюки, а наклейки свидетельствуют о политических взглядах, которые необязательно должны соответствовать реальным действиям.
Экранизация «Гачиакуты» только в самом начале истории: вышло всего шесть из 24 серий. Но она уже очаровывает не только выдающимся стилем, но и его дотошной продуманностью. Пока сложно рассудить, насколько далеко зайдёт Кэй Урана в желании отразить глобальную экологическую и социальную проблематику. Однако со своей задачей она уже справляется уверенно.