Каким получился «Барбенгеймер»

На этой неделе состоялась премьера главного блокбастера 2023 года — «Барбенгеймер», в котором соединились креативные видения Греты Гервиг и Кристофера Нолана. Пятичасовая картина плавно переходит от одной экзистенциальной драмы о фигуре, изменившей мир, к другой, совершенно не похожей по тональности, но тоже экзистенциальной, тоже драме и тоже об известной фигуре, изменившей мир.

Обе сюжетные линии рассуждают о коррумпированности человеческого общества, способного пойти на любые жертвы ради собственной выгоды. В итоге, магнум опус режиссёров возымел эффект ядерной бомбы, обрушившейся на головы ничего не подозревающих зрителей. Обо всех подробностях самого влиятельного фильма современности рассуждает кинокритик Ораз Керейбаев. 

Конечно, «Барбенгеймер» — это фильм, которого не было, но который останется с нами на долгие годы. Порождение интернета и продукт чьей-то фантазии, «Барбенгеймер» отражает всю красоту современного мира и непреодолимую силу кино, способную объединить два абсолютно разных проекта. Естественно, если вы читаете данную статью, то вы знаете о чём идёт речь.

Это и бесконечные мемы о двойном просмотре картин, и кастомные футболки с логотипом выдуманного фильма, и люди в залах, специально нарядившихся в розовые наряды и серые пиджаки. Несмотря на все провалы летних релизов, именно единовременный выход двух лент на экраны способен наконец вернуть публику в кинотеатры. Оказавшись там, зрители с удивлениям обнаружат, что персонажи Марго Робби и Киллиана Мёрфи говорят об очень схожих проблемах — страхе смерти и высокомерности человечества.

Режиссёры

Споры о том, какая картина окажется лучше уже давно идут во всех уголках интернета. Снова же, удивительно что такие активные дискуссии не происходят вокруг других летних релизов. Однако в случае с «Барби» и «Оппенгеймером» хочется сказать, что оба фильма заслуживают вашего внимания. На это есть множество причин, уходящих глубже чем поддержка тренда «Барбенгеймера». Первая из них — это режиссёры каждой из лент. Конечно, Кристофер Нолан знаком большему числу зрителей, чем Грета Гервиг. 

Тем не менее, Грета Гервиг является невероятно важным голосом в сегодняшнем Голливуде. Она как минимум стояла у истоков малобюджетных «мамблкор» фильмов нулевых, давших дорогу нескольким важным авторам индустрии. Именно тогда постановщица нащупала свой уникальный голос, который она проносит через всю свою карьеру.

Её первыми взрослыми работами называют «Ледибёрд» (2017) и «Маленькие женщины» (2019). Каждая из её лент становилась неким отражением самой Гервиг. 

Так, «Ледибёрд» можно интерпретировать как рефлексию постановщицы на её собственные отношения с матерью, а многие характеристики персонажей «Маленьких женщин» видны в образе Гервиг. Тут же легко заметить схожесть персонажа Сирши Ронан из «Маленьких женщин» с образом Марго Робби из «Барби».

Помимо общей критики патриархата в обоих картинах хочется выделить стойкое нежелание героинь выходить замуж или же начинать романтические отношения из-за давления общества.

Говоря о Нолане, внимательный зритель тоже проведёт параллели между «Оппенгеймером» и всеми предыдущими работами режиссёра. Несмотря на вполне резонную критику в сторону постановщика, никто не будет отрицать тот факт, что Нолан — настоящий автор, имеющий свой неповторимый стиль и круг интересных лично ему тем.

В «Оппенгеймере», как и в «Интерстелларе» (2014) и «Доводе» (2020), он задаётся вопросами вымирания человечества и возможности обратить события вспять. Сможет ли Купер (Мэттью Макконахи) передать информацию своей дочери? Сможет ли Протагонист (Джон Дэвид Вашингтон) вернуться в прошлое? Отказался бы Дж. Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи) создавать атомную бомбу, если бы он осознавал всё влияние собственного изобретения? Во всех случаях Нолан надеется на положительный ответ.

Съёмочная группа 

Помимо главной движущей силы в виде режиссёров, за «Барби» и «Оппенгеймером» стоит целая команда интереснейших имён. Начать хотелось бы с давних партнёров Нолана и Гервиг. Так, сценарий к «Барби» Гервиг писала совместно со своим партнёром Ноа Баумбахом. Их первая коллаборация в кино случилась ещё в 2010 году во время работы над «Гринбергом» Баумбаха, где постановщица сыграла одну из ролей. С тех пор она не раз появлялась в его фильмах как актриса и сценаристка. Особенно сильно её вклад в проект чувствуется в картине «Мистресс Америка» (2015).

Похожим образом Нолан уже много лет работает со своей женой Эммой Томас, которая спродюсировала большинство его фильмов. Сыгравший главную роль в «Оппенгеймере» Киллиан Мёрфи тоже нередкий гость на проектах режиссёра, хоть и играет в основном второстепенные роли.

Говоря об актёрах сложно не заметить, что и «Барби», и «Оппенгеймер» переполнены всевозможными селебрити. Если в случае с первой картиной, большинство звёзд будет знакомо молодому поколению, то в случае с «Оппенгеймером», зрители могут насладиться ансамблем из «старичков» индустрии, каждый из которых мог бы с лёгкостью занять главную роль в любом грандиозном блокбастере, но предпочёл появиться хотя бы на пару сцен в новом фильме Нолана. 

О профессионализме съёмочных групп можно судить и по людям, находящимся за кадром. К примеру, оператор-постановщик «Барби» Родриго Прието снял в тандеме с Мартином Скорсезе такие фильмы как «Волк с Уолл-стрит» (2013) и «Ирландец» (2019), а также работал над ранними проектами Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В то же время монтажёр «Оппенгеймера» приложил свою руку к самым главным картинам Ноа Баумбаха — «История семьи Майровиц» (2017) и «Брачная история» (2019). Поэтому зрителям не стоит сомневаться в идеальной экзекуции абсолютно каждого технического аспекта как в «Барби», так и в «Оппенгеймере». 

Как уже говорилось ранее, оба фильма имеют множество схожих элементов. Например, то, что оба фильма предпочли работать на специально сооружённых локациях, сведя CGI к минимуму. Так, Гервиг построила несколько кукольных домов, выполненных в натуральную величину и множество задников, сделанных нарочито в стиле фильмов 1950-х. А о постоянном желании Нолана обходиться лишь практическими эффектами итак знают все, но история о попытке режиссёра воссоздать ядерный взрыв сразу же стала интернет-мемом.

Темы

Помимо технической составляющей и звездного каста, две картины объединены тематически. Снова же, персонаж Марго Робби задаётся вопросом влияния кукол Барби на дискриминацию по половому признаку, в то время как персонаж Киллиана Мёрфи размышляет о влиянии своего изобретения на гонку вооружений и вполне реальную смерть сотен тысяч людей. Вместе с этим, оба героя являются лишь инструментами в руках политиков и бизнесменов

 

Если говорить обобщённо, так ли велика роль пластиковой игрушки в борьбе за равенство между мужчинами и женщинами? Едва ли больше, чем влияние изобретателя ядерной бомбы на её дальнейшее использование. В итоге, оба фильма упираются в вопросы выживания и эволюции, идущих бок о бок.

В одной из сцен Барби говорит, что её единственное желание — чтобы мир оставался таким как есть, на что ей отвечают, что изменения неизбежны. Возможно, Оппенгеймер точно также хотел бы оставить нашу цивилизацию без своего главного изобретения и оставить всё как было до него. Однако в обоих случаях человечество продолжает развиваться, а, значит, как говорит одна из героинь «Барби», в конце нас всех ждёт неминуемая смерть.

Тут стоит отметить, что тематическая схожесть фильмов — это не признак безыдейности, а скорее всеобщее чувство безысходности, нависшее над нашей планетой в последние годы. Сценарии к обеим картинам были написаны и адаптированы во время активной стадии пандемии. Отражение этих тем ощущаются в вопросе Барби о смерти и приближающемся конце света в «Оппенгеймере».

Конечно, Нолан не держал в голове нынешнюю войну в Украине, когда работал над своим последним проектом. Тем не менее страх ядерной катастрофы, через который проходит главный герой ленты, стал для зрителей как никогда близким в мире после 24 февраля 2022 года.  

Итог

Наблюдая за всеми вышеперечисленными схожестями, можно сказать, что в картинах есть намного больше общего, чем кажется на первый взгляд. Они обе сделаны настоящими голливудскими авторами, проталкивающими своё видение в устоявшуюся систему. За каждым из них стоят близкие люди, искренне верящие в успех их работы. И, конечно же, обе картины говорят в первую очередь о нас — людях со страхом смерти и желанием жить.

 

«Барбенгеймер» доказывает, что кино может быть разным и что любая его форма заслуживает внимания и любви, будь то цветастый мюзикл с постоянными каламбурами или же трёхчасовая драма о мужчинах в пиджаках, кричащих друг на друга. 

Сегодня миллионы людей с радостью пойдут на «Барби», одевшись в розовые наряды, хотя ещё год назад эта картина не вызывала у них никакого интереса. То же можно сказать о тяжёлом и невероятно длинном «Оппенгеймере» и зрителях, купивших на него билет из-за популярного интернет-тренда.

Как итог, все они познакомятся с чем-то поистине новым, расширив своё понимание кинематографа. А, значит, несмотря на все опасения критиков, кино — это все ещё самое массовое искусство современности, объединяющее под одной крышей абсолютно непохожих людей. Остаётся только надеяться, что позитивный эффект «Барбенгеймера» запустит цепную реакцию, подобную взрыву атомной бомбы, которую мы ещё не скоро сможем остановить.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дэдпул и Росомаха»: кризис супергеройского кино 
Культура
#кино
«Дэдпул и Росомаха»: кризис супергеройского кино 
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Культура
Oлимпийский гид: главные герои и самыe громкие интриги Пaрижа-2024
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом