Как прошёл первый Бишкекский международный кинофестиваль

С 17 по 21 ноября в Кыргызстане состоялся масштабный международный кинофестиваль, приуроченный к 95-летию писателя Чингиза Айтматова. В течение пяти дней зрители и участники смотра посетили мастер-классы с профессионалами индустрии, посмотрели фильмы международного и национального конкурса, а также послушали питчи режиссёров, работающих над новыми картинами. 

Наш кинокритик Ораз Керейбаев был в числе приглашённых гостей и теперь делится впечатлениями от фестиваля и отдельных картин.

Организация фестиваля

Несмотря на то, что Бишкекский международный кинофестиваль проходил в первый раз, хочется отметить высокий уровень организации. Мероприятие организовано при поддержке государства, а также нескольких крупных медиа из Кыргызстана и Центральной Азии. На церемонии открытия, проходившей в Национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова, выступили государственные деятели и кыргызские музыкальные исполнители.

Организаторы постарались достичь высот фестивалей «класса-А», пригласив деятелей искусства из всех уголков света. Так, среди членов жюри и гостей можно было заметить президента международного кинофестиваля в Везуле Мартину Теруан, продюсера «О теле и душе» (2017) Ондраша Мухи, кыргызскую актрису Гульнару Ажибекову и обладателя «Золотого медведя» Берлинале Семиха Капланоглу. Специальным гостем смотра стала известная турецкая актриса Тюркан Шорай.

Говоря о мастер-классах, стоит отметить вариативность тем и спикеров. Участники фестиваля побывали на лекциях об актёрском мастерстве, анимации, виртуальной реальности, процессе дистрибуции и искусственном интеллекте в кино. Помимо этого организаторы форума дали публике возможность обсудить нынешнее состояние кино Центральной Азии, позвав, в том числе, киноведа и президента Ассоциации кинокритиков Казахстана — Гульнару Абикееву. В итоге, насыщенная программа фестиваля подарила возможность каждому профессионалу индустрии расширить свои познания в кино.  

Чингиз Айтматов

Так как смотр был приурочен к юбилею Чингиза Айтматова, участникам показали небольшую трогательную нарезку из фильмов, поставленных по произведениям автора. На фоне отрывков из картин зрители могли услышать интервью писателя, где тот рассуждал о связи кино и литературы. Чтобы познакомить международную и кыргызскую публику ближе с великим национальным писателем, организаторы фестиваля собрали ретроспективу из пяти лент, сделанных на основе его работ. Среди них отдельно следует отметить «Белый пароход» (1975) Болотбека Шамшиева, рассказывающего о маленьком мальчике, постигающем жестокий мир взрослых. 

Международная программа

Хотя ретроспектива Айтматова — это важная составляющая фестиваля, главными событиями последних пяти дней стали международный и национальный конкурсы. В интернациональной программе приняли участие десять картин, привезённых со всех точек Центральной Азии и нескольких более удалённых стран. Среди претендентов на главный приз можно было заметить иранскую экспериментальную картину «Параллакс», французскую ленту с Жюльет Бинош «Между двумя мирами» и призёра Каннского кинофестиваля «Опавшие листья». 

В конкурсе принял участие казахстанский режиссёр Кенжебек Шайкаков с картиной «Крик». Его фильм был впервые показан в октябре этого года на 28-м Международном фестивале в Пусане. Сюжет рассказывает о мальчике, живущем неподалёку от Семипалатинского испытательного полигона во времена позднего СССР. Лента критикует советский режим через жителей аула, которые заболевают и умирают от радиации. Постановщик умело соединяет культовые визуальные образы, взятые из различных направлений искусства, с трагическим видом казахстанской деревни. Поэтому решение жюри наградить режиссёра специальным призом выглядит более чем обоснованным.

Казахстанские кинематографисты также одержали победу в конкурсе CAF-Pitch с картиной «Оплати счёт» Асель Аугакимовой.

Помимо «Крика» в фестивальной программе хотелось бы выделить уже упомянутые «Опавшие листья» Аки Каурисмяки и «Воскресенье» узбекского постановщика Шакира Холикова. Оба фильма говорят о любви. Первая происходит между городским пьяницей и официанткой в баре, а вторая — между парой пожилого возраста. Работа Каурисмяки во многом строится на таких известных кинообразах, как персонаж Чарли Чаплина из «Огней большого города» (1931). В то же время картина «Воскресенье», где мы проводим несколько дней со стареющими влюблёнными, напоминает в первую очередь культовую работу Михаэля Ханеке — «Любовь» (2012). В итоге, как это часто бывает на фестивалях, две абсолютно непохожие истории, созданные режиссёрами из разных концов света, говорят об очень похожих вещах на языке, понятном абсолютно любому зрителю. Неудивительно, что именно фильм «Воскресенье» получил главные призы фестиваля — «Жаабарс » и 500,000 сом ($5,615). 

Итог

Первый Бишкекский международный кинофестиваль можно назвать успехом, ведь организатором удалось собрать в одном городе сотни любителей кино и профессионалов индустрии. Фокус на регионе Центральной Азии, персоне Чингиза Айтматова и национальном кино придал смотру своеобразный шарм и помог выделиться среди других фестивалей. Нельзя сказать, что все картины, показанные в течение пяти дней, оправдали ожидания. Однако количество удачных и самобытных фильмов преобладало в программе, что даёт надежду на долгую жизнь фестиваля. Поэтому в ближайшие годы мы будем следить за развитием и успехами данного смотра.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Искусство Алматы: выставки ноября
Город
#события
Искусство Алматы: выставки ноября
Идём на лекции Аси Казанцевой в Астане
Город
#события
Идём на лекции Аси Казанцевой в Астане
Антон Долин проведёт в Алматы презентацию новой книги
Город
#события
Антон Долин проведёт в Алматы презентацию новой книги
О чём поёт RaiM? Разбираем нарративы седьмого альбома артиста
Культура
#музыка
О чём поёт RaiM? Разбираем нарративы седьмого альбома артиста
О выставке «Переплетая климат, воды и сообщества»: как художники призывают спасти Балхаш
Город
#события
О выставке «Переплетая климат, воды и сообщества»: как художники призывают спасти Балхаш