Как «Фантастическая четвёрка» пытается вернуть веселье в кинокомиксы

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги» — это уже третья попытка экранизировать серию комиксов о супергеройской команде. Даже четвёртая, если иметь в виду невыпущенную немецкую версию 1994 года. С каждым провалом за франшизой всё сильнее закреплялась репутация «неэкранизируемой», однако возвращение в лоно Marvel, кажется, пошло суперсемейке на пользу — фильм отлично показал себя в прокате и получил хорошие отзывы зрителей и критиков.

О том, как новая «Фантастическая четвёрка» пытается вернуть фанатов комиксов в кинотеатры при помощи ностальгии, наивности и собственно комиксов, рассказывает наш редактор Рамазан Малик.

Дивный новый параллельный мир

На Земле 828 всё-таки удалось построить идеальное общество — преступность побеждена, войны между державами прекращены, с суперзлодеями подписаны договорённости, а научный прогресс устремился вперёд семимильными шагами. Всё потому что во главе человечества встал Рид Ричардс, его лучший друг, жена и её младший брат. Эти четверо, так уж вышло, — талантливые астронавты, получившие суперспособности в результате катастрофы на космическом корабле.

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги» — это первый фильм уже шестой фазы киновселенной Marvel. «Мстители: Финал», на котором для многих закончилась эпоха супергероики, завершала собой третью. Решение поместить действие в параллельном мире — очередная попытка обновить вселенную, которая, разрастаясь, всё больше теряет интерес зрителей.

Ретро как идеология

Мир тоже выбран не случайно. Земля 828 застыла в сытых 60-х за секунду до Вьетнама, скепсиса и постмодерна — время больших надежд для американцев. Идеальный мир, устройством которого занимается команда супергероев — причём чаще при помощи дипломатии и науки, чем кулаков — это воплощённая в жизнь доктрина Великого общества Линдона Джонсона. Отсылки к его президентству можно было найти в промокампании к фильму. Отсюда и выпуклые экраны кинескопических телевизоров, и 16-мм плёнка, и реконструированный Нью-Йорк, и ретрофутуризм — мечтательный взгляд из прошлого в светлое будущее.

К тому же именно в 60-е на свет появился первый выпуск комикса «Фантастическая четвёрка». И новый фильм всеми силами пытается вернуть в кинокомиксы ретро-эстетику с глуповатыми костюмами и комичными злодеями. Однако стремление к корням выражается не только во внешнем виде героев, вслед за недавним «Суперменом» Marvel тоже предлагает забыть о переосмыслении жанра, психологизме и библейских отсылках, вспомнив, наконец, что это в первую очередь детский жанр. Две крупнейшие супергеройские киновселенные сегодня как никогда похожи в своём стремлении вернуться к историям про битву добра со злом без реализма и моральных полутонов. И, судя по сборам обеих картин, зритель готов поддержать этот курс. В мире множащихся кризисов — социальных, политических, экономических и экологических — мы как никогда нуждаемся в сказках, моральных ориентирах и простых ценностях.

Семейная комедия про конец света

Идиллия в обществе отражает семейную идиллию Ричардсов, которые как раз готовятся к пополнению — Сью беременна и супергеройское семейство вместе с роботом помощником вовсю хлопочут в ожидании первенца. К концу первого акта у нас были все шансы получить милую семейную комедию о тяжести супергеройского родительства. Однако именно в этот момент на сцену выходит пожиратель миров Галактус и его помощница на серебряном сёрфе, которые полностью меняют тональность картины. Четвёрка отправляется на переговоры с космическим титаном, и он на удивление легко соглашается пощадить Землю. Вот только взамен он просит нерождённого ребёнка Ричардсов.

С появлением Галактуса начинаются главные проблемы картины. Во-первых, в неизбежный контраст со светлой наивностью вступает лавкрафтианский ужас перед всемогущим созданием, которое, вдумайтесь, питается планетами. И это в мире, где серьёзной угрозой считается человек-крот. Сквозь чёрную дыру в небе на Землю 282 просачивается реализм с войнами, геноцидами и ненасытными правителями. В этих условиях лубочный образ Нью-Йорка 60-х, ещё недавно казавшийся милой условностью, начинает выглядеть неуместным и наивным.

К тому же могущественный злодей и идиотские попытки его остановить перетягивают одеяло на себя, воруя хронометраж у главных героев, которые так и повисают в воздухе, не получив развития. Не стоит потом удивляться, что химии между Педро Паскалем и Ванессой Кирби в интервью больше, чем в фильме. Но если характеры Рида Ричарда и Сью Шторм худо-бедно, но получают развитие в свете предстоящего родительства, то о Джонни Шторме и Бене Гримме мы знаем только то, что один из них очень любит женщин, а другой их боится. Вместе они так и остаются скорее комедийным дуэтом, чем полноценными персонажами.

Вы это уже видели

Боясь утомить зрителя знакомым сюжетом о становлении супергероев, сценаристы сразу забрасывают нас в гущу событий. Затем, спохватившись, второпях всё же пересказывает нам предысторию, упаковав её в телевизионный репортаж. И так продолжается весь фильм: на одно смелое решение у создателей есть целый набор клише. Нас знакомят со слаженной командой, но потом мы всё равно возвращаемся к набившему оскомину сюжету о важности командной работы. Нас отправляют в ретро-комикс с забавными ретро-суперзлодеями, но затем из закромов достают пожирателя планет. Нам показывают героев, которые делают основную ставку не на суперспособности, а на свои личностные качества — будь то интеллект, дипломатичность или харизма, но в итоге главное противостояние целиком построено на кулаках и превозмогании.

Окончательно крест на драматургии ставит этическая проблема вагонетки, перед которой авторы ставят своих героев — можно ли пожертвовать одним младенцем, чтобы спасти целую планету? Но затем, будто испугавшисть серьёзного собственного вопроса, сами же и отвечают — можно, но не стоит! Лучше попробуйте телепортировать проблему в открытый космос, а если не получится, то просто упритесь в неё лбом, должно помочь. Такое дуболомное решение лишает этическую диллему всей глубины.

 

Итог

Новая «Фантастическая четвёрка» делает первые шаги сразу в нескольких направлениях: это первый фильм новой фазы, новая команда и, наконец, попытка вернуть в жанр наивность, фантазию и веселье. От того ещё обиднее, что под новой обёрткой — всё те же сюжетные штампы. Огромным праздничным бантом на всём этом добре сидит стилизация, которая действительно удалась. Через продакшн-дизайн, костюмы, саундтрек и плёночные вставки создателям удалось ненадолго вернуть дух оригинальных комиксов и ретро сай-фая — это, пожалуй, главная заслуга картина. Но здесь кроется и её главная проблема. В попытках вдохнуть дух классических комиксов в современную супергероику создатели по крупицам восстанавливают внешнюю эстетику, напрочь забывая про то, что внутри.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Паспорт Казахстана укрепил позицию среди стран Центральной Азии
Ликбез
#общество
Паспорт Казахстана укрепил позицию среди стран Центральной Азии
Самые ожидаемые премьеры Венецианского кинофестиваля
Культура
#кино
Самые ожидаемые премьеры Венецианского кинофестиваля
Техно под плов, хаус под шашлыки: как я сходил на Şien
Город
#события
Техно под плов, хаус под шашлыки: как я сходил на Şien
Приложение Flo обвинили в передаче интимных данных пользователей
Бизнес
#технологии
Приложение Flo обвинили в передаче интимных данных пользователей
Headliner Music выпустил трибьют-альбом A’Studio
Культура
#музыка
Headliner Music выпустил трибьют-альбом A’Studio