Алматы, музыка и феминизм: интервью с японскими композиторами Такахиро Кидо и Юки Мурата

Алматы, музыка и феминизм: интервью с японскими композиторами Такахиро Кидо и Юки Мурата

Второй концерт японских композиторов с начала года прошёл в Алматы. И если в августе на сцене алматинской филармонии выступал Кашива Дайсукэ, то в этот раз — дуэт композиторов-экспериментаторов Такахиро Кидо и Юки Мурата, собравшие sold out. В чём очарование их музыки и из чего состоит работа композитора читайте в интервью ’98mag.

Музыкальные миры современных японских композиторов часто кажутся противоречивыми. С одной стороны, они сотканы из изящного минимализма и лёгких загадочных бризов, а с другой – из раскованности и свободы, когда инструментальная музыка становится одним целым с электронной в лучших традициях Рюичи Сакамото.

Иногда, напротив, они сталкиваются и рождают очаровательные в своей гармонии коллективы – один из таких можно назвать дуэт композиторов Такахиро Кидо и Юки Мурата. В начале ноября они во второй раз посетили Алматы с концертом, на котором отыграли специально подготовленную программу. Играли композиторы на сцене филармонии имени Жамбыла с местным струнным квартетом, и пока Юки отвечала за игру на рояле, Такахиро дирижировал происходящим на сцене, вплетая в классическое звучание электронные семплы.

Мы поговорили с ними о том, как прошло выступление в Алматы, из чего состоит их работа и есть ли там место феминизму.

Перед алматинской публикой вы выступили со специальной программой. Можете подробнее об этом рассказать?  

Да, для этого концерта мы выбрали 19 песен, собранные не только из каждого нашего сольного проекта, но и из репертуара Anoice – инструментальной группы, в которой мы оба состоим. Их все можно исполнить на фортепиано в соло или на фортепиано, струнных и некоторых электрических инструментах, поэтому мы подумали, что они будут отлично сочетаться с такими классическими концертными площадками.

Такахиро Кидо

Вы уже приезжали в Астану и Алматы в феврале, какое у вас было первое впечатление от нашего города? Есть ли планы выступить в других городах Казахстана?

В Астане было очень холодно. В феврале в Токио тоже холодно, но Астана вышла далеко за пределы нашего воображения. Однако мы наслаждались морозным воздухом и прекрасным сочетанием голубого неба и белого снега. К сожалению, свободного времени в Алматы у нас не было, но мы увидели окружающие город горы, сразу же в них влюбились. На этот раз нам удалось посетить Иле-Алатауский национальный парк, и одна наша мечта сбылась.

Конечно, мы бы хотели поехать в другие города Казахстана, но пока нет никаких планов.

Юки Мурата

На сцене филармонии вы сыграли с казахстанским композитором Алимом Заировым. Это была чистая импровизация в четыре руки на фортепиано, как вам такое совместное выступление?

Впервые мы встретились с Алимом Заировым в России летом 2019 года, делили сцену в Санкт-Петербурге и Москве прямо как на концерте тут, в Алматы. В том туре мы вместе ехали в купе поезда, это было незабываемое воспоминание.

Сымпровизировать на сцене предложил Алим, и Юки сыграла с ним после шоу, как мы это сделали на концерте в Москве.

Такахиро Кидо

Вашу музыку, на мой взгляд, отличает минимализм и лёгкость. Есть ли какие-то жанры или направления, с которыми вы ещё не работали, но хотели бы попробовать?

Как упомянул Такахиро, на этом концерте звучали песни, сыгранные на фортепиано, струнных и электронных инструментах, но обычно мы сочиняем или играем разнообразную музыку. Например, наша группа Anoice иногда использует деструктивное звучание с добавлением шумной электрогитары и ритмов. Кроме того, RiLF – это один из побочных проектов Anoice, альтернативная рок-группа с вокалисткой, а ещё один бэнд Films имеет мрачное кинематографическое звучание с двумя вокалистками, которые поют на своих собственных изначально созданных языках.

Иногда для саундтреков к фильмам или рекламных фильмов нас просят сочинить другие жанры музыки, такие как поп, техно, электронику, фанк, хип-хоп, металл и джаз. Наверное, мы попробовали почти все жанры музыки. Сейчас, как артисты, мы не хотим писать песни, которые бы шли вразрез тому, что выпускаем и играем, но нам всегда интересно то, чего ещё никто в мире не делал. Никогда не знаешь, что готовит тебе жизнь.

Юки Мурата

Где вы работаете: в студии или у себя дома? Сколько уходит времени на запись?

В основном мы работаем на студии в офисе музыкального лейбла Ricco Label, представителем которого я являюсь. Мы можем не только записать там все инструменты (кроме громких: барабаны и духовые), но также свести и смастерить треки. У Юки также есть ещё одна студия со своими фортепиано. Время записи работ зависит от количества и вида инструментов. Если песня, которую мы хотим написать, представляет собой соло на фортепиано, это займёт всего один час.

Однако, когда нам приходится записывать барабаны, это занимает где-то полдня, потому что нужно время, чтобы установить 8-10 микрофонов и такое же количество предусилителей на каждый барабан и тарелку.

Как вообще выглядит процесс вашей работы? 

По сути, мы сочиняем музыку отдельно. Прежде чем приступить к сочинению, мы решаем, для чего будут использоваться эти песни. Какой именно это проект и какой тип релиза, например, альбом, EP или сингл. После того, как мы с Юки пишем ноты, мы просим музыкантов записать их, а затем я микширую все инструменты, а также другие дополнительные звуки, такие как звуки окружающей среды, которые мы записываем сами.

В конце, я мастерю всё записанное и начинаю подготовку иллюстраций, дизайна мерча, компакт-дисков и виниловых пластинок. Одна из задач, которая особенно хлопотна при выпуске музыки, — это заключение контрактов с иллюстраторами, режиссёрами видео и дистрибьюторами цифровых и физических релизов.

Такахиро Кидо

 

Юки Мурата, вы – женщина, а женщин-композиторов немного. Есть ли место феминизму в вашей работе? Как много женщин-композиторов в Японии?

Да, думаю, женщин-композиторов, которые специализируются на сочинении коммерческой музыки для фильмов, рекламы и мероприятий, действительно очень мало, но есть много женщин-исполнителей, и почти все они сочиняют и исполняют свою музыку самостоятельно. Кроме того, в Японии много женщин-инструментальщиков и аудиоинженеров. Наверное, всё так же, как и в других странах мира. Я никогда не осознавала себя «женщиной», пока работаю музыкантом.

Юки Мурата

Что самое важное в вашей работе?

Просто наслаждаться. Сочиняя музыку, я расту как артист», — Юки Мурата.

Ничего. Я не могу это объяснить, но не могу удержаться от создания музыки. Возможно, я просто не считаю сочинение или исполнение музыки своей работой», — Такахиро Кидо.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Культура
#кино
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом
Ликбез
#истории
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом
ARTиШОК открывает новый сезон и запускает круглосуточный марафон событий
Город
#события
ARTиШОК открывает новый сезон и запускает круглосуточный марафон событий
Doechii-дің жаңа микстейпін неге тыңдауымыз керек?
Культура
#музыка
Doechii-дің жаңа микстейпін неге тыңдауымыз керек?
Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль
Культура
#кино
Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль