Греческая «странная волна» — обсуждаем явление и главные картины

Говоря о всевозможных течениях в кино, мы привыкли вспоминать французскую новую волну, «Догму 95» или же Новый Голливуд. Однако данный список можно продолжать бесконечно, находя практически в каждой стране своё ярко выраженное, уникальное направление. Тут можно вспомнить и румынские фильмы второй половины 2000-х, критикующие социалистический строй прошлого, и протестные чехословацкие картины 1960-х. Тем не менее из всего представленного многообразия, сегодня мы решили обсудить наиболее экстравагантное движение в кино, а именно греческую «странную волну». 

О том, как зародилась данное течение, что делает греческие фильмы такими странными и какие картины обязательны к просмотру рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев. 

История зарождения

Как это обычно бывает со всевозможными волнами, греческие фильмы объединили в одно движение не режиссёры, а критики, усмотревшие определённые тематические и стилистические схожести в работах сразу нескольких молодых режиссёров. Данный термин принадлежит Стиву Роузу, написавшему статью «”Аттенберг”, “Клык” и странная волна греческого кинематографа» для The Guardian в 2011 году. Основной фокус статьи был на работах Йоргоса Лантимоса и Афины Рахель Цангари. Однако в конце также упоминались другие примечательные произведения, подходящие под описание «странные»

По словам самого Лантимоса, в греческих фильмах нет специального кода, по которому можно отличить картину «странной волны» от остальных лент. Говоря о схожести в фильмах греческих режиссёров, Лантимос даёт понять: «Это не совсем совпадение, но боюсь, для этого (волны) нет никаких оснований. Нет общей философии, и это хорошо, я думаю. Общим является то, что у нас нет средств, поэтому нам приходится снимать свои собственные очень дешевые и маленькие фильмы».

Тут стоит отметить, что появление и распространение термина привлекло внимание критиков к картинам из Греции. До 2010-х редкий постановщик из этой страны мог похвастаться интересом от интернациональной публики. Поэтому, хотя некоторые авторы стараются отдаляться от прилипчивого термина, это в любом случае помогает продвижению их картин.

Естественно, в Греции всегда были странные фильмы. Более того, в любой стране всегда были странные фильмы. Однако появления такого термина в 2011 году можно связать не столько (или скорее не только) с фильмами Лантимоса и других постановщиков, сколько с греческим долговым кризисом 2010 года. Тогда на страну был направлен взор всего экономического мира, а кризис 2008 года стал плотно ассоциироваться в головах масс с проблемами в Греции. Страна в итоге смогла вылезти из долговой ямы благодаря помощи Евросоюза. 

Тем не менее, за годы восстановления экономической инфраструктуры Греция столкнулась с массовыми забастовками, дефолтом, возможным выходом из еврозоны и правительственным кризисом 2012 года. Все эти события были отражены в греческом кино либо напрямую, как в случае с «Потерянной молодостью» (2011) и «Мальчиком, который ел птичий корм» (2012), либо косвенно, как в случае со «Взрывом» (2014). Поэтому не удивительно, что термин греческая «странная волна» появился не с выходом «Клыка» в 2009 году (или даже раньше), а со статьёй The Guardian в 2011 году.

Основные черты греческой «странной волны»

Хочется в очередной раз обратить внимание, что авторы волны не ставили и не ставят целью создать свод правил и черт для «странных» фильмов. Тем не менее, критики обнаружили достаточные схожести во многих греческих картинах, среди которых можно выделить: 

 

  • Отстранённость от внешнего мира
  • Девиантные семейные отношения
  • Аллегории на кризис в стране
  • Дистанция между камерой и персонажами 

 

Тут стоит отметить, что не каждая картина волны вписывается в эти рамки. Наиболее постоянная черта, присущая почти всем фильмам направления — это обсессия с образом семьи. На этот счёт Цангари высказалась в интервью для The Guardian: «Единственное, что объединяет новое поколение Греции, — это забота о семье. Это греческая одержимость. Причина, по которой наша политика и экономика находятся в такой беде, заключается в том, что ими управляет семья. Это те, кого вы знаете». Возможно поэтому во многих фильмах волны отец исполняет роль тирана, а смерть в семье воспринимается столь трагично.

Поняв основные черты направления, нам стоит перейти к списку наиболее выдающихся работ греческой «странной волны».

«Клык» (2009)

Начать список рекомендаций стоит с самого известного представителя греческой «странной волны» — Йоргоса Лантимоса. За свою карьеру режиссёр ушел от микробюджетных проектов в большие голливудские продакшены, участие в которых принимают мировые звёзды: от Колина Фаррелла до Эммы Стоун. Однако всевозможные награды и почитание пришло к постановщику после выхода его второй полнометражной картины — «Клык». Именно в этом фильме можно усмотреть несколько основных черт греческой «странной волны»: отстранённость персонажа от окружающего их мира и всевозможные девиации в отношениях с близкими. 

«Клык» в первую очередь размышляет на тему навязчивой родительской опеки, доводя данное явление до абсурда. Так, сын и две дочери не имеют права покидать территорию своего дома, а их единственный контакт с внешним миром — это лживые рассказы отца и матери о монстрах, поджидающих их на каждом шагу, стоит им только выйти за забор. Естественно, человеческое любопытство и борьба с навязанным режимом проникают в головы молодых людей, от чего некоторые из них предпринимают попытки выбраться из неприступного семейного замка. Самый пугающий фильм Йоргоса Лантимоса рассказывает о столкновении юношеского бунтарства и авторитарной отцовской фигурой.

«Аттенберг» (2010)

Второе важное имя в греческой «странной волне» — это Афина Рахель Цангари. В начале своих карьер, Лантимос и Цангари часто помогали друг другу в работе над фильмами. Так, Цангари была одним из продюсеров «Клыка» и «Альп» (2011), а Лантимос в свою очередь спродюссировал «Аттенберг» и сыграл в картине роль инженера. 

«Аттенберг» своим названием отсылает к британскому телеведущему и документалисту сэру Дэвиду Аттенбору. Именно его фильмы постоянно смотрит по телевизору главная героиня Марина. В свои 23 года у девушки почти нет друзей и никогда не было интимной близости. Она остаётся во многом оторванной от внешнего мира, проводя всё свободное время либо с умирающим отцом Спиросом, либо с единственной подругой Беллой. 

На протяжении всей картины режиссёрка исследует человеческую сексуальность, показывая её возможно в самом неприятном ключе. Так, «Аттенберг» открывается длинной сценой поцелуя Марины и Беллы, где они сначала неуклюже пытаются засунуть язык друг другу в рот, а после обсуждают ощущения от новообретённого опыта. Далее они снова пытаются поцеловаться, но после очередной неудачной попытки девушки начинают плеваться, толкаться и рычать на манер диких псов. Тут Цангари проводит первую параллель между миром человеческим и миром животных, который так любил обозревать Аттенборо.

«Мальчик, который ел птичий корм» (2012)

Говоря о греческой «странной волне» невозможно обойти стороной долговой кризис, затронувший страну в 2010 году. Именно тогда власти были вынуждены просить экономической помощи у Евросоюза во избежание полного банкротства. Греция была в упадке, а данное состояние общества как нельзя точно передал режиссёр Экторас Лигизос, в своей дебютной полнометражной работе — «Мальчик, который ел птичий корм». 

Картина фокусируется на молодом парне Йоргосе, который отчаянно пытается добыть хоть какое-то пропитание. У него нет ни друзей, ни близких, ни работы – всё это для него заменяет маленькая канарейка, запертая в клетке. Несмотря на то, что чаще всего Йоргос остаётся без еды, он старается обеспечить своего питомца кормом. Однако в порывах голода главному герою приходится делить с питомцем его корм или искать еду на свалке. Постановщик рисует параллели между персонажем и Грецией, проходящей через кризис. Помимо этого он рифмует образ Йоргоса с птицей, ведь парень тоже заперт в клетке в виде Греции. И обоим персонажам лишь остаётся надеяться, что в один день их владелец принесёт очередную порцию корма. 

«Взрыв» (2014)

«Взрыв» — это ещё одна картина о всеми забытой Греции, пытающейся выбраться из кризиса. Режиссёр Силлас Цумеркас показывает два отрезка из жизни Марии: в одном она молодая и полная надежд девушка, а в другом это взрослая и отвергнутая всеми женщина, пытающаяся совладать с проблемами своей семьи. Такой контраст не только показывает путь взросления и принятия реальности, но и олицетворяет положение Греции в начале 2010-х, когда надежды на лучшее будущее были разрушены об экономический кризис. 

Марие приходится справляться с воспитанием троих детей, а также разбираться с долгами, оставленными собственной матерью. Вдобавок ко всему, её муж постоянно находится в морском плавании, где изменяет девушке с другим моряком. Такая пучина проблем доводит девушку до радикального взрыва, о котором зрители лишь слышат в начале картины.

«Жалость» (2018)

Работа Бабиса Макридиса раскрывает темы отношений человека с семьёй и обществом. С самого начала картины, главный герой постоянно плачет и запирается в рабочем кабинете. А всё потому что его жена попала в автокатастрофу и уже несколько месяцев находится в коме. Друзья и знакомые всячески пытаются приободрить мужчину, но тот продолжает рыдать у себя в комнате, заливаясь собственной печалью. Однако в один прекрасный день все страдания заканчиваются, ведь жена чудесным образом выходит из комы и возвращается в семью.

Казалось бы, главный герой должен быть счастлив, но он быстро начинает осознавать, что за месяцы страданий он стал зависим от внимания окружающих, проявляющих чувство жалости по отношению к мужчине. Для него страдающий взгляд человека становится своего рода наркотиком. Поэтому, пытаясь снова вызвать у людей жалость, он начинает врать о состоянии своей жены. Когда же знакомые узнают правду, персонаж переходит к более радикальным мерам. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY