Что такое fixed-gear и как он устроен
Fixed-gear, или просто фикс, — это велосипед, у которого педали напрямую связаны с задним колесом. Здесь нет свободного хода: если колесо крутится, крутятся и педали. Остановиться можно только оказывая сопротивление вращению ногами.
В отличие от привычных городских или шоссейных велосипедов, эти выглядят почти пустыми. У них нет переключателей скоростей, тросиков, амортизаторов и часто даже ручных тормозов — только рама, колёса и цепь. Благодаря этому они легче, надёжнее и требуют минимального обслуживания.
Их часто путают с single-speed, у которых тоже одна передача, но есть трещотка — механизм свободного хода, позволяющий колесу вращаться независимо от педалей. В фиксах такого нет, поэтому педали крутятся постоянно.
Эта особенность делает их популярным среди тех, кто ценит простоту, прямой контакт с велосипедом и полное управление движением. Изначально такие байки использовались на трековых велодромах, где важна скорость, а позже закрепились и в городской среде благодаря своей манёвренности, надёжности и характерному виду.
История и происхождение
Велосипед с фиксированной передачей — изобретение не новое. Fixed-gear появились раньше, чем большинство современных видов. До изобретения свободного хода (фривила) в начале XX века все велосипеды имели фиксированную передачу.
Они активно использовались на треках и в гонках: простая конструкция делала их надёжными и удобными для тренировок. Даже участники первых Tour de France проезжали дистанцию именно на таких велосипедах.
С появлением многоскоростных систем, фиксы ушли с дорог, но остались на треке. В 2000-х они пережили возрождение в городах вроде Нью-Йорка, Лондона и Токио. Всё началось с курьеров, которым нужен был лёгкий и надёжный велосипед. Позже культура распространилась и среди горожан — появились гонки alley cat, локальные команды и культовые бренды вроде Cinelli, Dosnoventa и Leader.
Fixed-gear как часть городской культуры и стиля
Сегодня фиксы стали частью стрита не только мегаполисов вроде Лондона или Токио, но и городов Центральной Азии. В Кыргызстане культура сформировалась, кажется, первой и до сих пор остаётся самой активной. В Казахстане же движение только набирает обороты. В Азии интерес к фиксам заметно вырос в начале 2020-х. Толчком стало распространение манхвы «Ветролом», где персонажи участвуют в уличных гонках именно на таких байках.
Во многом они сейчас ценятся и за их внешний вид. Тонкая одноцветная рама, большие тонкие колёса и агрессивная посадка вкупе с минималистичными видом велосипеда создают легко узнаваемый образ, который выделяется на фоне громоздких байков, обвешанных тросами и переключателями.
Для многих фикс — не только средство передвижения, но и стильный аксессуар. Под него подбирают одежду, фотографируют, снимают райд-видео, иногда даже вешают дома как предмет интерьера.
Философия
Отсутствие привычного ручного тормоза на фиксе задаёт особый ритм езды: ты не останавливаешься, пока не достигнешь нужной точки. Педали крутятся всегда: если крутишь быстро, то и едешь быстро, а если крутишь медленно, то и едешь, соответственно, медленно. Это постоянный баланс между скоростью и контролем.
Велосипед становится продолжением тела, всё работает напрямую, без помощи передач и механики. Это даёт особое ощущение вовлечённости в езду. Всегда важно рассчитывать тормозной путь, езда на таком велосипеде требует внимания и самоконтроля. Необходимо чувствовать дорогу, следить за трафиком и не делать резких движений, потому что это то может стоить равновесия.
Со временем это вырабатывает аккуратность и предсказуемость — ты начинаешь двигаться плавнее, увереннее, учишься заранее просчитывать ситуацию и выбирать оптимальную траекторию. Для многих это и есть главное в фиксе: концентрация на моменте и ощущение полного контроля над движением, когда всё зависит только от тебя.