«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом про Бога, секты и Radiohead

На этой неделе в казахстанский прокат вышел психологический триллер от сценаристов «Тихого места» и «Бугимена» Скотта Бэкка и Брайана Вудса, рассказывающий о двух миссионерках, забредших домой к маньяку в исполнении Хью Гранта. О том, что Хью Грант делает в хорроре от А24, почему на фильм стоит обратить внимание и причём здесь Radiohead читайте в рецензии нашего редактора Рамазана Малика.

Что будет, если две прилежные миссионерки попадут домой к скучающему интеллектуалу, который не прочь поспорить о религии? А если он окажется маньяком, весь дом которого – сложно устроенный механизм, а главный пыточный инструмент не ножи, пилы или плоскогубцы, а бесконечная риторика и менсплейнинг? 

Именно это предстоит выяснить зрителю в компании двух прихожанок церкви Святых последних дней (или просто мормонок) сестёр Барнс и Пакстон. Сёстры – полные противоположности друг друга: одна уверенная в себе и нелюдимая брюнетка, выросшая без отца, другая доверчивая блондинка из традиционной южной семьи, которая всего смущается и носит смешные панталоны.  Вместе они разъезжают на велосипедах по американскому кантрисайду в поисках паствы, пока не оказываются на пороге у зловеще гостеприимного мистера Рида. Улыбчивый мужчина в очках и рубашке приглашает девушек внутрь побеседовать о Боге и попробовать черничный пирог, тем более что совсем скоро спустится его жена. 

Однако быстро выясняется, что никакой жены нет, пирог отравлен, металл в стенах блокирует связь, а на двери установлен сложный часовой механизм, который будет держать их взаперти до самого утра. Единственное, о чём мистер Рид не солгал, – это беседа о Боге, которую он и впрямь намерен провести с девушками. Не столько чтобы понять их или переубедить, сколько чтобы развлечься, загоняя их в ловушки, как риторические, так и вполне реальные.

Первая половина фильма представляет из себя теологические дебаты, в которых зритель вынужден выбрать сторону верующих, а не воинствующих атеистов. Такой вот интересный аттракцион в шкуру одной из самых маргинализированных групп – религиозных фундаменталистов. Когда хозяин дома достаёт из шкафа книгу Мормона, испещрённую многочисленными закладками, девушки понимают, что он заказал религиозную консультацию явно не с целью побольше узнать об Иисусе Христе.

Сцены его остроумных монологов, полных отсылок к поп-культуре, богохульских аналогий и научпопа в духе Ричарда Докинза, – это лучшая часть фильма. «Понимаете, Бог он как песня Radiohead, или Taco Bell, или “Монополия”». Сёстры не столько спорят с ним, сколько пытаются угадать, что лучше ответить и как вести себя, чтобы он, наконец, отпустил их домой. Однако вскоре понимают, что правильных ответов нет, а единственный способ продолжать игру – бросить вызов скучающему теологу.

Камерный хоррор целиком держится на актёрском триплете, куда за редким исключением никого не пускают. Роли сестёр Пакстон и Барнс исполнили Хлои Ист и Софи Тэтчер, обе достаточно молодые актрисы, которые уже успели отметиться ролями в «большом» кино. Хлои Ист играла у Спилберга в «Фабельманах», а Тэтчер в «Бугимэне» и «Максин XXX». Последняя к тому же выросла в семье чикагских мормонов, но покинула церковь ещё подростком, отчего её холодная сестра Барнс – неклассическая мормонка, чьё отношение к Богу не укладывается в дихотомию «верю – не верю», – оказывается ещё интереснее.

Девушки прекрасно справляются с ролями, далёкими от рядовых дамочек в беде, идеально дополняя друг друга. Однако Хью Грант в образе местного Ганнибала Лектора бесповоротно крадёт у них всё шоу. Звезда романтических комедий нулевых и здесь остаётся при своей харизме, фирменных ужимках и ехидной ухмылке, только теперь ко всему этому скромному обаянию прибавились криповые выходки настоящего социопата. Через раздражающее самолюбование мистера Рида, сыплющего философскими загадками, то и дело проглядывается что-то демоническое, но оторваться от его речей невозможно. Хью Грант — лучшее, что есть в фильме, а «Еретик» — лучшее, что случалось с актёром со времён «Джентльменов».

Другая несомненная удача фильма — операторская работа Чон Чон Хуна, снявшего добрую половину фильмографии Пак Чан Ука (от «Олдбоя» до «Служанки») и успевшего поработать над голливудскими блокбастерами («Оно», «Анчартед» и «Вонка»). Он запирает нас в удушающем пространстве, постепенно нагнетая атмосферу через медленные наезды камеры и заставляя напряжённо вглядываться в тёмные коридоры дома. Тем не менее, мастерская работа с визуалом не отвлекает, позволяя сосредоточиться на многочисленных деталях и актёрской игре.

Задел на оригинальный религиозный хоррор, раскрывающийся по большей части через пространные разговоры о религии и накалённую актёрскую игру, обрывается во второй половине картины. Желая повысить ставки, сценаристы гонят нас в подвал, выключают свет, показывают жутких старух — всё как по книжке. 

По началу это даже работает и фильм удачно сохраняет и развивает изначальное напряжение, но ближе к третьему акту всё более очевидным становится ловушка, в которую авторы сами себя загнали — они не знают, чем всё это закончить. Причём как в сюжетном, так и в идейном плане. Звенящие от напряжения тайны и интриги, натянутые в предыдущих актах, в третьем получают какое-то откровенно дурацкое разрешение, сюжетные дыры множатся, гениальный план мистера Рида выглядит притянутым за уши, а сценаристам нечего сказать о религии, кроме пары банальностей. 

Религия – опиум для народа, но настоящая вера возможна и без религиозности. Вот уж откровение, стоило ли оно неполных двух часов умничанья? Впрочем, слабые третьи акты – извечная болезнь триллеров и хорроров, а вот Хью Гранта, пародирующего Джа-Джа Бинкса и объясняющего разницу между авраамическими религиями на примере «Монополии» и песни «Creep», вы вряд ли ещё где-то увидите. 

«Еретик» – остроумный хоррор о том, что нет ничего страшнее, чем образованный атеист с комплексом Бога. Он предлагает интересную оптику для разговора о религии, запирая нас в одной лодке с полусектантами, а затем развлекая разговорами о трансцендентном, «мемах» и вере. Хоть картина и рушится в конце под весом собственной претенциозности, сложно назвать её однозначно плохой. Ведь её портят не столько объективное минусы, сколько зрительские ожидания и тот потенциал оригинального хоррора, которым пышет первая половина фильма. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Культура
#кино
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Город
#события
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Культура
#кино
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
Стиль
#мода
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One
Город
#события
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One