2023 год был богат на продолжения культовых игровых франшиз. О некоторых из них (Baldur’s Gate 3, The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom) мы рассказывали вам в предыдущих материалах.
А сегодня поговорим о долгожданном сиквеле от финской студии Remedy – Alan Wake 2.
Алан Уэйк и Сэм Лейк
Студия Remedy и их ведущий сценарист Сэм Лейк, возможно, знакомы вам по другой легендарной трилогии – Max Payne. Персонажу этой франшизы Лейк придумал не только историю, но и дал свою внешность.
В нулевых после успешного выхода Max Payne 2 студия начала работу над новыми концепциями. Среди них оказалась и Alan Wake, где финские разработчики пытались отойти от линейного стиля Пэйна, объединив элементы открытого мира с повествованием экшн-триллера. Сценарием снова занялся Сэм Лейк.
В 2010 году игра вышла в свет, но только на консолях Xbox 360. Решение объяснялось тем, что консоль позволяет более глубокое погружение игрока, однако на самом деле у студии просто не хватило ресурсов на разработку релиза для нескольких платформ. В 2012 году PC-издание всё-таки было выпущено.
Здесь важно понимать, что процесс создания Alan Wake с самого начала был полон креативных задумок авторов и отсутствия финансовых возможностей для воплощения. Помимо этого, были и постоянные вмешательства Microsoft, и проблемы с правообладанием.
Спустя 13 лет Remedy и Сэм Лейк смогли исполнить свою давнюю мечту и выпустили вторую часть об Алане Уэйке в таком виде, в каком хотели. О ней сегодня и пойдёт речь.
Сюжет
В центре истории Алан Уэйк, писатель и автор серии бестселлеров. 13 лет назад он пропал в мрачном шахтёрском городке Брайт-Фоллс, где в настоящее время происходит серия ритуальных убийств. Разобраться в этом деле приезжают агенты ФБР Сага Андерсон и Алекс Кейси. Последний, кстати, тоже перенял внешность сценариста Сэма Лейка.
Главная особенность и отличие от первой части Alan Wake 2 – в параллельном повествовании. Игру можно проходить от лица двух героев – Алана и Саги. Кроме вступительных и финальных глав, между персонажами можно свободно переключаться.
Пока агент ФБР расследует преступления некого Культа, Уэйк заточен в ловушку Тёмной Сущности – мистического существа, обитающего в озере Колдрон. Писатель пытается найти выход из Тёмной обители – параллельный мир, куда он попал 13 лет назад. Вместо физических законов здесь действуют законы драматургии. Чем лучше у тебя воображение, тем ты сильнее других. Задуманное должно сохранять баланс: если ты что-то приобрёл, значит должен и потерять.
Для каждого Сущность выстраивает измерение по-своему. Так, Алан бродит по улицам потустороннего Нью-Йорка, погружённого в вечную ночь. Писатель снова и снова возвращается на ток-шоу Мистера Дуэйра, один за другим выкидывает черновики своей новой книги «Возвращение» и пытается сохранить здравый смысл в петле событий.
Рукописи Уэйка – значимый элемент игры. Они предугадывают сюжет, агенты ФБР находят их во время расследования.
Геймплей
Alan Wake 2 – это survival-horror от третьего лица. Как бы странно ни звучало, но геймплей далеко не главная и не самая сильная сторона этого релиза.
Выжить во втором Уэйке легко даже на высоком уровне сложности. Ресурсов предостаточно, а после каждого боя игра сама подкидывает вам недостающих патронов и аптечек.
Враги – опасные, быстрые и резкие. Но тактика боя с ними всегда одинаковая: подсветить фонариком и расстрелять. Критики отмечают, что разработчики явно вдохновлялись ремейками Resident Evil, однако боевые системы двух релизов, как говорится, «небо и земля».
Пользователи критикуют игру за медленный темп, называя «бессмысленным симулятором ходьбы». Например, в роли Саги игрок размеренно изучает город, ищет улики, общается с местными.
Геймплей в Alan Wake 2 – такая же часть повествования, как диалоги между персонажами. Экшн отходит на второй план, поэтому если ради экспозиции нужно час бродить между локациями – значит оно того стоит. Загадки, многочисленные тайники разбросаны в игре не бесцельно. Они скрывают не только ценный ресурс, но и кусочек сюжета.
Графика и музыка
Первым, что бросается в глаза при прохождении – визуальная составляющая. Alan Wake 2 можно по праву считать одной из самых красивых и мелодичных игр нашего поколения.
Освещение, текстуры, мелкие детали, раскрывающие историю локации – всё это сделано на очень высоком уровне. Многие сцены имеют кинематографический эффект, ведь они действительно были сняты вживую, а затем вплетены в видеоигру.
Недаром хоррор победил на Game Awards 2023 сразу в трёх номинациях – «Лучшая игровая режиссура», «Лучшее повествование» и «Лучший визуальный стиль».
Загадочную атмосферу Уэйка дополняет саундтрек группы Poets of the Fall, которая много лет пишет музыку для Remedy в своём игровом альтер-эго Old Gods of Asgard. Альбом «Rebirth», записанный для Alan Wake 2, недавно снова возглавил финские чарты.
Отсылки
С первой части серия Alan Wake создавалась под большим впечатлением от произведений в жанрах психологического триллера, хоррора и мистики. Игра неоднократно цитирует популярные фильмы, сериалы или книги.
Сам Алан Уэйк словно сошёл со страниц рассказов Стивена Кинга. А городок Брайт-Фоллс списан с Твинк Пикс из одноимённого сериала Дэвида Линча. Повествование с ритуальными убийствами и загадочным Культом напомнит игроку сюжетную линию из сериала «Настоящий детектив».
Больше чем игра
Alan Wake 2 напоминает скорее не видеоигру, а артхаусное кино. Может дело в слабых игровых механиках, а может в упоре на графику и глубоких темах, которые она затрагивает.
Не случайно, что главный герой – писатель, столкнувшийся с творческим ступором, ровно как и его авторы в лице студии Remedy, столкнувшейся с кризисом после выхода культовой Max Payne 2.
Используя поп-культурные отсылки и сюжетное повествование, разработчики попытались создать для нас очень знакомое, но при этом невиданное до этого произведение.