30 лет с Бриджит Джонс: от газетной колонки до кинофраншизы

На Кинопоиске вышла «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки» — четвёртая и, вероятно, заключительная часть любовных приключений забавной англичанки в исполнении Рене Зеллвегер. Несмотря на вялый приём предыдущего фильма франшизы, спустя девять лет культовый ромком вновь поднимает зрительские рейтинги. О пути героини, ставшей поп-культурным феноменом размышляет Олеся Новикова.

Первое признание

О «болтливой девице, которая курит как паровоз, пьёт как извозчик, и одевается как её мать» мир узнал ещё 30 лет назад. История Бриджит Джонс началась с газетной колонки в The Independent, вышедшей из-под руки журналистки и писательницы Хелен Филдинг в середине 1990-х. Прессу тогда заботила новая Лейбористская партия и конфликт в Чечне, так что вести на страницах крупной газеты дневник считающей калории и борющейся с алкоголизмом англичанки было бы глупостью… или бравадой. Во всяком случае, так считала сама Филдинг. Но читателям откровенность Бриджит пришлась по душе: многие узнали в ней себя, а кто-то не прочь был и познакомиться. Поклонники завалили редакцию письмами, Филдинг задумала рассекретиться и расширить колонку до романа. 

В 1996 «Дневник Бриджит Джонс» уже сметали с книжных прилавков, а через пару лет он стал «книгой года» в Великобритании. Так появился феномен «чиклит» (chick lit, буквально «литература для цыпочек»), женской прозы, где от первого лица, незатейливо и с юмором повествуется о личной жизни незамужних горожанок. Филдинг оказалась в одном ряду с Кэндес Бушнелл («Секс в большом городе»), Лорен Вайсбергер («Дьявол носит Prada») и Софи Кинселлой («Тайный мир шопоголика»), чьим героиням, может, и нелегко было обрести женское счастье, но безусловную любовь читателей, а потом и зрителей, — запросто.

Сейчас дневниковую прозу об ищущей себя в любви и карьере девушке положили бы на полку с автофикшеном. Но, хотя Филдинг и закладывала определенные личные черты в свою героиню, её образ — собирательный. Это портрет её подруг и коллег, тысяч англичанок и миллионов девушек по всему миру, которые имели вредные привычки, вечно оказывались в любовных перипетиях и страдали от «лишнего» веса. Быть такой — нормально, заверила нас британская писательница, и как минимум в этом мы не одиноки. 

Новая эра ромкомов

Экранизация бестселлера о Бриджит Джонс была обречена на успех. Кинодраматурги Эндрю Дэвис («Гордость и предубеждение», 1995) и Ричард Кёртис («Ноттинг Хилл», 1999), из-под пера которых вышли десятки важнейших для британской культуры работ; продюсер Тим Беван, не начинавший съёмок без идеального сценария; взрывной мужской каст (что примечательно, от Колина Фёрта, на тот момент звезды сериала «Гордость и предубеждение», была без ума книжная героиня) и тогда ещё относительно малоизвестная Рене Зеллвегер, сначала возмутившая поклонников своим небританским происхождением, а потом провозгласившая на экране новую сексуальность, — всё сложилось для фильма наилучшим образом.

Жанр ромкома, каким мы знали его до 2000-х, стал вырождаться. Но экранной «Бриджит Джонс» удалось совместить форму комедии положений со сказочно мелодраматичным наполнением. Ревизионистским духом в итоге пропиталась вся франшиза: прогрессивная для своего времени героиня стала глотком свежего воздуха после героинового шика и глянцевого однообразия 1990-х. Но обретение женскими персонажами наконец настоящей субъектности не означает, что «сильным и независимым» не хочется своего мистера Дарси. По схожей рецептуре жанр работал всё следующее десятилетие.

 

Бриджит повзрослела, и мы вместе с ней

Если первый фильм можно свести к любовным метаниям Бриджит между «идеальным» Марком Дарси (Колин Фёрт) и «страстным подонком» Дэниэлом Кливером (Хью Грант), то продолжения находили новые грани классического любовного треугольника. И обновляли жанр ромкома, всегда нуждающийся в ревизии. 

Сиквел 2004 года обернулся развесёлой эксцентричной комедией с элементами пародии (вступительная сцена отсылала к фильмам про Бонда, а одна из сюжетных линий — к сериалу «Бангкок Хилтон»). Его несерьёзность подкупала: чего только стоил уморительный сюжетный твист, когда предполагаемая любовница Дарси признаётся в чувствах самой Бриджит. Триквел, вышедший в 2016, был уже не эксцентричной, а совершенно фарсовой и довольно злой комедией. Много острот разной степени колкости досталось следующему поколению, зумерам и фемактивисткам. Менеджеры-миллениалы чуть не гробят телеканал, на котором работает Бриджит, а марш за права женщин («Да какие права нам ещё нужны?», — восклицает героиня) мешает ей добраться до роддома. 

А вот завершение истории вышло куда драматичнее. В новом фильме с припиской «Без ума от мальчишки» Бриджит Джонс — вдова миссис Дарси, одна воспитывающая двоих детей и оплакивающая погибшего четыре года назад мистера Дарси. В 2016 Хелен Филдинг, работавшая над сценариями всей саги, потеряла мужа: рефлексия на тему смерти близких стала фундаментом четвёртого фильма. Выступивший режиссёром Майкл Моррис («Ради Лесли», «Лучше звоните Солу», «13 причин почему») привносит в фильм серьёзность и нежность. Кажется, что два часа мы проведём с драмой о проживании утраты и горечи старения: появляющаяся здесь и совершенно несвойственная этой серии фильмов «живая» камера будто заглядывает в душу героини, замедляется в трогательном слоумо и уходит в выразительный расфокус под минорные гаммы. 

Но на самом деле жанровый баланс здесь выдержан идеально. Бриджит всё так же попадает в передряги, влюбляется не в самых надёжных мужчин и учится жить в дивном новом мире, где поколения помладше читают книги о психологии воспитания детей, заводят романы в Тиндере и спрашивают прежде, чем поцеловать. Едкая ирония сменяется добродушным юмором, издёвка — эмпатией. Как порой и происходит с возрастом, начинаешь примиряться с причудами окружающих. Поэтому воскресающий в этой части герой Хью Гранта хоть и остался не ведающим границ дамским обольстителем, теперь ещё и старый добрый друг, крёстный отец и нянька, на которого можно положиться.

Проверка временем

С тех пор, как вышла «Бриджит Джонс 3» (2016), а Филдинг выпустила уже четвёртую (предваряющую события третьей) книгу, общественность стала высказывать сомнения об актуальности сюжетов и разумности продолжения. Американская пресса не раз обвиняла создателей то в мизогинии, то в скрытой гомофобии, то в токсичности персонажей. 

Пожалуй, поворчать поводов предостаточно. Пересматривая фильмы с позиции современного человека, недоумеваешь: почему героиня называет себя «жирной» и строит свою идентичность вокруг мужского одобрения. Но куда больше вопросов к другим героям: к харассившему Бриджит прямо на работе Дэниэлу Кливеру, к не очень-то внимательным друзьям девушки или даже к «идеальному» Марку Дарси. Он едва ли воспринимает желания Бриджит всерьёз, сваливает при первых же трудностях, а вроде бы примиряющая фраза «ты нравишься мне такой, какая ты есть» должна была остаться в XIX веке, когда остиновский мистер Дарси не мог усмирить свою гордость и разговарить с Элизабет Беннет на равных, без снисходительно-уничижительного тона.

Сиквелам и вовсе достаётся за несоответствие эпохе движения #MeToo, post-Roe (времени, когда в некоторых штатах вступил закон о запрете абортов) и бодипозитива. У женщин и правда есть проблемы посерьёзнее, чем «лишние» калории или неудачи на любовном фронте. Когда мир борется с навязываемыми десятилетями стандартами красоты, поведения и сексуальности, он ждёт, что массовая культура ему в этом поможет. 

Но обвинять серию фильмов и книг в недостаточной политкорректности едва ли справедливо. Именно Бриджит Джонс манифестировала однажды в массовой культуре важность принятия себя: идеальной неидеальной, со складками на животе, растрёпанным пучком и неуклюжей походкой. «Умение смеяться над собой — и есть знак силы», — возразила Хелен Филдинг критикам, ругающим произведения за «антифеминистические ценности». В конце концов, разве это и не есть субъектность — отделять личный опыт от общественного, иметь право не нравиться себе и желать сбросить вес, когда все вокруг кричат о том, что женские диеты — плод патриархального мышления. В изменчивом мире, где каждое новое десятилетие диктует свои идеологемы, Бриджит Джонс остаётся собой. Не изменяет себе и её создательница: Филдинг не гонится за актуальными идеологическими веяниями и не «отменяет» свою же работу, в отличие от того же Ричарда Кёртиса, извиняющегося за «Реальную любовь» и некоторые шутки в первой «Бриджит Джонс».

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика