«Әнел»: У нас есть «Аннабель» дома

На прошлой неделе в прокат вышел фильм ужасов от Акана Сатаева «Әнел». Казахстанский мэтр, известный всем по культовому «Рэкетиру» и чуть менее культовому «Рэкетиру 2», продолжает пробовать себя в новых жанрах, стараясь не отставать от главных трендов отечественной киноиндустрии. На этот раз постановщик решил снять социальный хоррор то ли о вреде алкоголя, то ли о развивающейся шизофрении. О том, насколько вторичным оказался продукт Акана Сатаева рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев. 

Осторожно! В рецензии присутствуют спойлеры!

Сюжет

Как можно понять по названию и чересчур тёмному постеру, картина рассказывает историю маленькой девочки Анель. После празднования 12-го дня рождения её мама Лаура начинает замечать странности в поведении дочери. Перед началом фильма зрителям показывают строчки из Корана, рассказывающие о джиннах. Поэтому публика может предположить, что в Анель вселился злой дух. Теперь, согласно всем традициям жанра, её семье предстоит справиться с демоном или же проиграть в борьбе с потусторонними силами. 

Шьямалановская концовка 

На самом деле «Әнел» — это никакой не хоррор об одержимом ребёнке. Ближе к концу выясняется, что всё увиденное зрителями — это плод больного воображения Лауры. Помутнение сознания у девушки случилось не то от излишнего употребления алкоголя и не то от развивающейся шизофрении, Сатаев вообще отказывается уточнять причину странного поведения главной героини. Вероятно это в неё, а не в девочку, вселился джин, но эта линия полностью забывается в финале.

Якобы неожиданный плот-твист должен был шокировать зрителя, но вместо этого он оставляет публику в замешательстве. Приём с ненадёжным рассказчиком далеко не новый в жанре хорроров. Тут можно вспомнить и классический «Кабинет доктора Калигари», и культовое «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана, и уж очень стилистически похожих «Других» с Николь Кидман. Однако все названные примеры грамотно вплетали столь важный сюжетный поворот в повествование, позволяя аудитории взглянуть на все ранее показанные события с новой стороны и восхититься изобретательностью создателей. Тут же восхищаться не приходится. 

Даже сравнивая «Әнел» с «Дәстүр», где авторы также строили часть повествования вокруг неожиданного поворота, работа Сатаева проигрывает. Ведь этот приём в картине Куаныша Бейсека хоть и был предсказуемым, не вызывал такого количества вопросов у зрителя. Возможно казахстанским сценаристам стоит обратить внимание на наполнение хорроров, а не на шокирующие плот-твисты, которые зачастую оказываются нерабочими. 

Устаревшее кино

Пока весь мир активно экспериментирует в жанре ужасов, Акан Сатаев помещает себя в узкие рамки коммерчески успешных, но морально устаревших американских хорроров 2000-х и ранних 2010-х. Фильм практически полностью происходит в одном доме, фокусируется на зловещем ребёнке и пытается напугать громкой музыкой с дешёвыми скримерами. Всё это напоминает нам франшизы «Астрал», «Заклятие» и «Паранормальное явление», но никак не новаторские ленты студий Neon и А24. Даже название «Әнел» как-будто случайно отсылает на «Проклятие Аннабель», но за похожей формой режиссёр забывает обратить внимание на содержание, решая вместо этого упростить сюжет до банальной мысли о вреде алкоголя.

В рамках работы с темами, близкими казахскому зрителю, Сатаев тоже не привносит ничего нового. Тут нет ни принадлежности к нашим мифам прошлого, ни к страхам настоящего. Даже об условной связи Анель с джиннами зрителям говорит только белый текст на чёрном фоне из начала фильма. А все события ленты с тем же успехом могли происходить в абсолютно любой стране. К сожалению, это делает картину не универсальной, а скорее безликой. 

 

Ужасное техническое исполнение

Помимо сюжета и релевантности фильма, впечатление портит допотопный визуал «Әнел»: почти вся лента снята в рамках одного дома и режиссёру не удаётся интересно раскрыть локацию дорогого загородного поместья. Вместо этого мы наблюдаем за классическими и быстро надоедающими ракурсами на протяжении полутора часа. Примечательно, что в этом году у Сатаева уже выходила картина «Моя половина», события которой тоже разворачивались внутри одной квартиры. Связано ли это с новым стилем режиссёра или нехваткой бюджета говорить сложно.

Постоянные скримеры тоже не могут удержать внимание зрителя, ведь Сатаев из раза в раз использует один и тот же приём с резко закрывающейся дверью и громкими криками главной героини. Не помогает этому и назойливое музыкальное сопровождение, которое скорее раздражает, чем приводит в ужас. Наконец, практически полное отсутствие визуальных эффектов делает сцены комичными. А их редкое и неумелое использование в паре эпизодов лишь подчёркивает дешевизну проекта.

 

Непонимание жанра

Хоррор — это один из самых быстро развивающихся жанров на сегодняшний день. Пока мировые киноделы буквально каждую неделю выпускают смелые и экспериментальные ленты с громкими и необычными высказываниями, отечественные режиссёры надеются обуздать жанр наскоком, подсмотрев пару культовых работ. В том году у нас уже была калька «Изгоняющего дьявола» в виде «Дәстүр», а в этом мы увидели недееспособный «Құмалақ» и комедийный «Жезтырнақ» с вплетениями «Сумерек». Теперь в копилку хорроров под копирку можно добавить картину «Әнел», которая берёт устаревшую формулу и напрочь забывает о наполнении. 

А чем же наполнять такие картины? Успешные хорроры из мирового проката говорят о национальных травмах, которые беспокоят страну здесь и сейчас. Они не пытаются перенести чужеродную историю в местные локации, а работают с локальными темами, создавая вокруг них уникальную историю и визуальный стиль. Свои силы в попытках обуздать жанр попробовали и молодые авторы, и мэтры. Но пока истинно успешного проекта в стране не вышло, а значит зрителям остаётся только ждать.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
Культура
#кино
Squid Game ұнады ма? Ендеше мына фильмдерді де көріңіз
«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 
Культура
#кино
«Арман»: хороший фильм, на который никто не пошёл 
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
Бизнес
В Казахстане могут появиться новые горнолыжные трассы
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
Город
#события
«Атомная степь»: в Алматы пройдёт встреча с Тогжан Касеновой
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»
Культура
#кино
«Монолог фармацевта»: «Великолепный век» встречает «Доктора Хауса»