Выставка «Археология города. Алматы» испанского художника Хуана Саликета в Esentai Gallery представляет собой результат летней арт-резиденции. Автор презентовал серию фотографий, сделанных в Алматы, где он продолжил работать с концепцией, разработанной им в своём проекте «Корреспонденция». Выставка продлится до конца октября.
«Археология города. Алматы» — это возможность для жителей города посмотреть на родное место чужими глазами. Кото-то может считать подмеченные художником фрагменты городского ландшафта недостатками, но для Хуана Саликета такие виды представляют эстетическую ценность. Что-то ржавое, старое, сломанное, разбитое, отвалившееся, оторванное, испачканное не останется без внимания художника. Однако именно в этих образах он находит архитектонику города, его дыхание, его пульс, и делится собственным видением со зрителем.
Фото 1. Хуан Саликет. Павший солдат. Фотография
Обращение к эстетике некрасивого прочно связано с реалистическим методом, и всегда присутствовало в мировом искусстве. С другой стороны, под каким углом художник предпочитает преподнести изображение, решает он сам и, конечно, он не связан здесь никами строгими правилами или канонами. Безобразное как категория эстетики очень ярко выражено в изобразительном искусстве как прошлого, так и настоящего. Стоить вспомнить, испанское реалистическое искусство XVII века, когда центром внимания художников был человек третьего сословия. В современном искусстве внимание с портрета переключается на пейзаж. Городской пейзаж был «лицом» и отражением перемен у импрессионистов, художников направления «Новая вещественность» и др. В актуальном искусстве город занимает устойчивые позиции как объект исследования художников. К подобным художникам относится и Хуан Саликет.
Фото 2. Хуан Саликет. Слон. Фотография
Фото 3. Хуан Саликет. Жёлтое граффити. Фотография. Предоставлено Esentai Gallery
Творчество Хуана Саликета концептуально. В найденных городских образах он делает отсылки к современным живописцам («Озеро Слёз. Хуан Эрнандес Пижуан», «Миммо Ротелла», «Пьер Таль-Коат» и др.) и фотографам («Уокер Эванс»), проводя таким образом родственные связи между культурами. Название фотографии также имеет значение, оно либо ассоциативно («Слон», «Солярис. Тарковский»), либо метафорично («Одиночество», «Павший солдат»). А вот в основе его изобразительного метода лежат незатейливые средства выразительности: линеарная графика и минимализм цветовой палитры. Несложно заметить, что к выбору цвета художник подходит очень трепетно, часто выбирая насыщенные акцентные цвета или их контрастное сочетание.
В новой серии фотографий художник словно вскрывает болезненные точки городского пространства, но это никогда не было его целью. Он не рисует идеальную картинку современного города, он старается отразить жизнь как процесс, а запечатлённые им элементы являются доказательствами этой жизни. Безусловно, в представленной серии заложена концепция времени: все объекты, попавшие в его объектив, менялись под влиянием внешних факторов за некий промежуток времени. Отсюда и название «археология…». Археологический архив здесь также приобретает метафорический смысл, потому что у каждого жителя есть свой собственный архив воспоминаний (ворот гаража, занавесок в окне, стены своего дома и т.д.), часть из которых можно встретить на снимках Хуана Саликета.
Фото 4. Хуан Саликет. Археологический автопортрет. Фотография
Художник и сам хотел стать частью архива городской памяти Алматы. На фотографии «Археологический автопортрет» мы видим нечёткие черты его фигуры в отражении очередного окна. Композиция выстроена так, что создаётся впечатление, что художник смотрится в старинное зеркало в огромной раме. По факту же, он опять играет с пространством и временем, помещая себя между стеклом и комнатой, памятью и изображением.
Это не первая выставка арт-резиденции, посвящённая исследованию алматинского городского ландшафта, организованная Art Future в сотрудничестве с посольствами и другими организациями арт-сферы. В 2023 году результатом такого проекта была персональная выставка Адель Желански «Если ты потерялась, смотри на горы». Междисциплинарная художница из Франции в своей серии работ выявила образ Алматы через многослойность, апокалиптический футуризм и дуальность, раскрасив город в цвета французских живописных полей.
Подобные проекты позволяют городу быть динамичным и открытым. Они могут быть проанализированы архитекторами, дизайнерами ландшафта и городской среды. Критический художественный взгляд на городское пространство может быть полезен для здорового развития этого самого пространства.