Взгляд извне. О выставке Хуана Саликета «Археология города. Алматы»

Взгляд извне. О выставке Хуана Саликета «Археология города. Алматы»

Выставка «Археология города. Алматы» испанского художника Хуана Саликета в Esentai Gallery представляет собой результат летней арт-резиденции. Автор презентовал серию фотографий, сделанных в Алматы, где он продолжил работать с концепцией, разработанной им в своём проекте «Корреспонденция». Выставка продлится до конца октября.

«Археология города. Алматы» — это возможность для жителей города посмотреть на родное место чужими глазами. Кото-то может считать подмеченные художником фрагменты городского ландшафта недостатками, но для Хуана Саликета такие виды представляют эстетическую ценность. Что-то ржавое, старое, сломанное, разбитое, отвалившееся, оторванное, испачканное не останется без внимания художника. Однако именно в этих образах он находит архитектонику города, его дыхание, его пульс, и делится собственным видением со зрителем.

Фото 1. Хуан Саликет. Павший солдат. Фотография

 

Обращение к эстетике некрасивого прочно связано с реалистическим методом, и всегда присутствовало в мировом искусстве. С другой стороны, под каким углом художник предпочитает преподнести изображение, решает он сам и, конечно, он не связан здесь никами строгими правилами или канонами. Безобразное как категория эстетики очень ярко выражено в изобразительном искусстве как прошлого, так и настоящего. Стоить вспомнить, испанское реалистическое искусство XVII века, когда центром внимания художников был человек третьего сословия. В современном искусстве внимание с портрета переключается на пейзаж. Городской пейзаж был «лицом» и отражением перемен у импрессионистов, художников направления «Новая вещественность» и др. В актуальном искусстве город занимает устойчивые позиции как объект исследования художников. К подобным художникам относится и Хуан Саликет.

Фото 2. Хуан Саликет. Слон. Фотография
Фото 3. Хуан Саликет. Жёлтое граффити. Фотография. Предоставлено Esentai Gallery

 

Творчество Хуана Саликета концептуально. В найденных городских образах он делает отсылки к современным живописцам («Озеро Слёз. Хуан Эрнандес Пижуан», «Миммо Ротелла», «Пьер Таль-Коат» и др.) и фотографам («Уокер Эванс»), проводя таким образом родственные связи между культурами. Название фотографии также имеет значение, оно либо ассоциативно («Слон», «Солярис. Тарковский»), либо метафорично («Одиночество», «Павший солдат»). А вот в основе его изобразительного метода лежат незатейливые средства выразительности: линеарная графика и минимализм цветовой палитры. Несложно заметить, что к выбору цвета художник подходит очень трепетно, часто выбирая насыщенные акцентные цвета или их контрастное сочетание.

В новой серии фотографий художник словно вскрывает болезненные точки городского пространства, но это никогда не было его целью. Он не рисует идеальную картинку современного города, он старается отразить жизнь как процесс, а запечатлённые им элементы являются доказательствами этой жизни. Безусловно, в представленной серии заложена концепция времени: все объекты, попавшие в его объектив, менялись под влиянием внешних факторов за некий промежуток времени. Отсюда и название «археология…». Археологический архив здесь также приобретает метафорический смысл, потому что у каждого жителя есть свой собственный архив воспоминаний (ворот гаража, занавесок в окне, стены своего дома и т.д.), часть из которых можно встретить на снимках Хуана Саликета.

Фото 4. Хуан Саликет. Археологический автопортрет. Фотография

 

Художник и сам хотел стать частью архива городской памяти Алматы. На фотографии «Археологический автопортрет» мы видим нечёткие черты его фигуры в отражении очередного окна. Композиция выстроена так, что создаётся впечатление, что художник смотрится в старинное зеркало в огромной раме. По факту же, он опять играет с пространством и временем, помещая себя между стеклом и комнатой, памятью и изображением.

Это не первая выставка арт-резиденции, посвящённая исследованию алматинского городского ландшафта, организованная Art Future в сотрудничестве с посольствами и другими организациями арт-сферы. В 2023 году результатом такого проекта была персональная выставка Адель Желански «Если ты потерялась, смотри на горы». Междисциплинарная художница из Франции в своей серии работ выявила образ Алматы через многослойность, апокалиптический футуризм и дуальность, раскрасив город в цвета французских живописных полей.

Подобные проекты позволяют городу быть динамичным и открытым. Они могут быть проанализированы архитекторами, дизайнерами ландшафта и городской среды. Критический художественный взгляд на городское пространство может быть полезен для здорового развития этого самого пространства.

 

Фото. 5. Хуан Саликет. Жёлтый гараж. Фотография
Фото обложки. Хуан Саликет. Предоставлено Esentai Gallery
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Людям и животным лучше вместе»: как Purina формирует культуру заботы в Казахстане
Ликбез
#истории
«Людям и животным лучше вместе»: как Purina формирует культуру заботы в Казахстане
Театр в логике собрания: заметки о фестивале «Место — Действие»
Город
#события
Театр в логике собрания: заметки о фестивале «Место — Действие»
Как я съездил на финал Red Bull Four 2 Score в Австрию
Ликбез
#истории
Как я съездил на финал Red Bull Four 2 Score в Австрию
«Кекс», «Unalive» и «Panda express»: алгоспик становится новым языком
Ликбез
#общество
«Кекс», «Unalive» и «Panda express»: алгоспик становится новым языком
«Битва за битвой» ПТА — главный блокбастер года?
Культура
#кино
«Битва за битвой» ПТА — главный блокбастер года?