Улица возвращается к «Перекрёстку» 

Неделю назад в Алматы открылся долгожданный Almaty Museum of Arts. Вскоре соцсети заполонили новости о том, что в музее были зафиксированы «акты вандализма»: на стенах музея и нескольких экспонатах, в том числе скульптуре Ричарда Серры «Перекрёсток», появились надписи.

Пока музей напоминает, что нарушители могут быть привлечены к уголовной ответственности, сам факт возникновения надписей поднимает вопрос об отношениях между институцией и обществом, «галереей» и «улицей».

В эссе для ’98mag Кеша Башинский (режиссёр, теоретик, автор Telegram-канала «некуда писать») рассуждает, как этот конфликт выходит далеко за рамки простого акта «вандализма» и развивает дискуссию, заявленную, прежде всего, самим художником. 

Лого музея на работе Серры, оставленное «вандалами», фото Анны Кин.
Лого музея на работе Серры, оставленное «вандалами», фото: Анна Кин. Надписи на стенах музея, оставленные посетителями, фото: @rail.power / Threads

Одни горожане тегают¹ на скульптуре Серры, другие тыкают комменты о «мигрантах, мамбетах, аульских и дикарях».

На волне скандала вокруг повреждения работ в недавно открывшемся Almaty Museum of Arts команда низового фестиваля ARYQ запостила гениальный мем, напоминающий о всемирно известной акции алматинца Александра Бренера, нарисовавшего в 1997-м зелёный знак доллара на «Белом супрематическом кресте» Малевича. За эту акцию Бренер сел в тюрьму на пять месяцев, спровоцировав очередную волну споров о границах художественного и политического. Бренер один из самых известных художников-акционистов 90-х — эти ребята, в отличие от прогремевших позднее Pussy Riot и арт-группы «ВОЙНА», занимались не прямым политическим акционизмом, переходящим в активизм. Их волновала трансформация самого понятия «искусство». Поэтому очень многие акции происходили именно в галереях. Освоение пространства институции, феномена «художественной галереи», пришедшего в постсоветские 90-е в уже сформированном виде — важнейшая часть истории искусств.

Тут нельзя не вспомнить практику «Набегов» художника Чынгыза Айдарова (чьи работы вошли в экспозицию нового музея) — стремительного освоения пространства художественными средствами. В 2016-17 годах в Алматы прошла серия «Набегов», в одном из которых художники и художницы осваивали пространство ЦВЗ.²

Мем про Бренера возвращает в публичное поле тот уровень дискуссии, которого на самом деле заслуживает повреждённая работа Ричарда Серры. Само собой, нацарапанные на скульптуре и стенах Almaty Museum имена и знаки не претендуют на художественный акт. Но сам факт их возникновения, хоть и находится в очевидном конфликте с политикой музея, совершенно не так очевидно расходится с позицией художника. 

На открытии музея я, в первую очередь, хотел посмотреть именно на «Перекрёсток» — ранее фотографии работ скульптора меня завораживали, как и тексты о них. Было очевидно, что невозможно просто смотреть на изображения дугообразных коридоров из погодостойкой стали, в них надо оказаться. Так и случилось — «Перекрёсток» стал моим сильнейшим впечатлением от всей экспозиции, и не только эстетическим (движение между сужающихся и расширяющихся ржавых стен — опыт удивительной красоты), но и критическим — работа собрала ощущения от всего музея в законченное впечатление. 

Скульптура расположена в самом большом зале, отведённом полностью только под неё. Высотой в несколько этажей, этот зал освещается естественным светом и имеет смотровую площадку, позволяющую с высоты окинуть монументальную скульптуру одним взглядом. Парадоксально, но в грандиозных размеров помещении меня не покидало ощущение, что работе в нём тесно. Скульптура, искривляющая пространство, стоит в нём будто бы нераспакованная. Выходя изнутри дугообразного коридора я сразу же упёрся в стену, которая на контрасте с монолитным объектом выглядит нелепо, если не безобразно. В Almaty Museum of Arts 155-тонную скульптуру будто положили в кармашек.

Критическое основание для своего эмоционального впечатления (которое можно описать дугой от восхищения к тоске) я нашёл позднее у историка искусств, теоретика постмодернизма и активиста в борьбе со СПИДом — Дагласа Кримпа. Ключевой принцип творчества Серры (последовательного минималиста) — сайт-специфичность — непосредственный диалог между работой и местом, в котором она расположена. Теория сайт-специфик арта в современном искусстве (как и в современном театре) проистекает из критики искусства как герметичного конвейера по производству объектов коллекционирования. Собственно, перемена отношений к тому, что такое произведение искусства — суть множества перемен с начала XX века.³

Если для классической теории герменевтики скульптура — объект для созерцания, то у Серры это способ взаимодействия с пространством, а значит — организация времени и движения тел. Именно критика товаризации культуры привела Серру к изготовлению своих работ из промышленных материалов (важна видимость рабочего труда в конечном произведении) и вывела художника на улицу. Очень показательно, что когда он разместил одну из своих скульптур в Бронксе (1970 г.), его серьёзно беспокоило наличие рядом площадки, с которой скульптуру можно было осмотреть целиком. Тогда для Серра это было радикальной проблемой, потому что возможность такого взгляда со стороны обнуляла идею телесного опыта, сводя всю работу к её визуальному образу. Изменилась ли позиция Серры в отношении этого аспекта собственных работ к моменту, когда он согласовывал установку «Перекрёстка» в Алматы, я не знаю.

Позднее Серра начал возвращать свои работы в галереи, но не как нейтрально-выставочные объекты. Им двигала идея переноса опыта улицы в пространство институции. Попадая в белые галерейные залы монументальные скульптуры (фактически лэнд-арт произведения) начинают конфликтовать с ними, возвращаясь к открытой полемике о соотношении частного и публичного пространств. 

«В процессе осмотра работ Серры посетитель галереи мучительно осознаёт ограниченность этого пространства, сковывающего восприятие искусства. Поместив свои произведения в галерею и сделав последнюю заложницей скульптур, Серра бросил вызов власти этого института, объявив его местом борьбы.»

Локации, в которых «Перекрёсток» стоял ранее, когда входил в коллекции Рональда Перельмана (имение Перельмана, Ист-Хэмптон) и Ларри Гагосяна (Gagosian Gallery, Нью-Йорк)

Скульптуры Ричарда Серры — не красота ради красоты. Эти работы буквально опираются на марксистскую традицию и материалистическую критику. Когда в публичном поле звучит осуждение в сторону посетителей, оставивших надписи и царапины, оно чаще всего исходит из понимания визуального искусства как территории выставочных объектов, этаких «вещей в себе» — художник Ричард Серра однозначно о другом. 

«У Серры не было пафоса и напускного героизма художников, работающих в отрыве от аудитории. “Нет, — заявил он, — я предпочитаю быть уязвимым и работать с реальностью собственной жизненной ситуации”.»

Вопрос не в том, можно или нельзя осваивать работу таким образом, как это сделали некоторые посетители музея. Серра настаивает на том, что искусство нельзя воспринимать только эстетически-декоративно, а значит и дискутировать вокруг нанесённых скульптуре повреждений нужно за пределами идеи «выставки, на которую можно только поглядывать». Одностороннее осуждение утверждает за музеем образ храма и провоцирует, как видно из комментариев в Instagram, возмутительную волну ксенофобии. Тут же вынесем пока за скобки вопрос о том, можно ли в целом навредить нацарапанными именами 155-тонной скульптуре (напоминаю, другая его работа стояла в Бронксе) и шире — сомнение в эмансипаторном потенциале произведений, чья стоимость измеряется миллионами долларов⁶.

Для Алматы открытие Almaty Museum of Arts (совпавшее с открытием Центра современной культуры Целинный) — долгожданное событие, открывающее для искусства в городе новый уровень возможностей, критики и опыта. Последовавшее за открытием столкновение «улицы» и «галереи» демонстрирует не «отсутствие культуры», а отсутствие выстроенных отношений между институциями и социумом.

Искусство, которое не боится встречи с жизнью, занимается именно этими отношениями. Их исследованием, проблематизацией и выстраиванием — не на принципах «причастия к великому», а с позиции активного соучастия и сопротивления «разложению культуры на товары». Иными словами, относиться к «Перекрёстку» как к объекту коллекционирования, демонстрации и созерцания — это тупик. Он игнорирует саму работу и сводит её к такому прочтению, с которым сам художник последовательно боролся.

P.S.

Суммируя всё вышесказанное, хочу добавить: когда я смотрю фото царапин, читаю публичное заявление музея, репортажи и комментарии под постами, то думаю — неужели у него получилось?

Кеша Башинский
Алматы, 2025

¹ Теггинг (от англ. tag) — подпись художника в уличной культуре граффити.
² «Современное искусство в пространстве чужого». Vласть, 2017
³ «Всё искусство XX века и нашего времени, если оно действительно принадлежит своему времени, занималось и занимается только одним — перенесением внимания зрителя с текста на контекст, с объекта на социальное пространство, в котором он находится» — Борис Гройс, из статьи «Акция Pussy Riot как социальная скульптура». Цитирую по: Сорокина, Ю. В. «Школа Художественного Жеста как полигон нового искусства». Bulletin KazNU. Philosophy / Cultural science / Political science, № 3 (57), 2016.
Кримп Даглас. На руинах музея. М.: V-A-C Press, 2015.
Кримп Даглас. На руинах музея. М.: V-A-C Press, 2015.
«Человек, вещь, цена: музей Молчанова, “Перекрёсток” Серры, €8,6 млн за Birkin Hermes». Forbes.ru, 22 августа 2024.
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Программа «Маяк» объявляет об открытии приёма заявок на менторство
Ликбез
#общество
Программа «Маяк» объявляет об открытии приёма заявок на менторство
Кайрат начал свой путь в Лиге чемпионов с крупного поражения
Ликбез
#общество
Кайрат начал свой путь в Лиге чемпионов с крупного поражения
В Казахстане выберут лучшего сомелье 2025 года
Ликбез
#общество
В Казахстане выберут лучшего сомелье 2025 года
Полиция идентифицировала тело, найденное в автомобиле d4vd
Культура
#интернет
Полиция идентифицировала тело, найденное в автомобиле d4vd
Состоялся официальный релиз сериала «Қара бекіре»
Культура
#кино
Состоялся официальный релиз сериала «Қара бекіре»