![«Современный театр стремится к истокам»: интервью с хореографом и музыкантом Тимуром Загидуллиным](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/screenshot-2023-11-30-at-14.45.06-1.png)
Герой этого интервью не планировал переезжать в Казахстан и еще недавно строил успешную карьеру в российском танцтеатре. Начав всё с нуля, Тимур Загидуллин поставил во Дворце Республики свой первый современный балет и готовит к премьере новый пластический спектакль по мотивам рассказа Хемингуэя. В новом проекте Teatro89 он совмещает роли хореографа, танцора со-режиссёра и sound-дизайнера.
Автор фото: Дмитрий Поваляев
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Тимур, расскажи, как вы попали в танцевальную индустрию?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
Я родился в Уфе, столице республики Башкортостан. Каждое десятилетие мой город «поставляет» СНГ классных музыкантов. Когда-то это был джаз, потом группа ДДТ и Земфира, а сейчас новый русский рэп – Моргенштерн, Face и все такое. При этом в Уфе много прекрасных танцоров балета. Здесь родился Рудольф Нуриев и в хореографическом училище его имени начался мой профессиональный путь. Правда, в танцтеатр я попал случайно, потому что изначально увлекался музыкой, играя на гитаре и аккордеоне.
Ещё в детстве на бальные танцы меня привела мама, просто чтобы развивалась координация. Что до меня, я хотел отучиться на музыканта, нужно было только подтянуть нотную грамоту. По совету мамы я все же сдал экзамены в хореографическое училище и прошёл.
К 14 годам понял, что надо двигаться дальше и уехал на учебу в Пермь. Там мне повезло попасть к сильному педагогу. По соседству с училищем находился театр оперы и балета, худруком которого на тот момент работал Теодор Курентзис. Именно там я впервые ощутил мурашки по коже от оперы и познакомился с современным балетом. В отличие от классического он может показаться бессюжетным, и повествование во многом держится на энергетике, нежели на нарративе. Передавая нужное настроение на сцене, можно оставаться самим собой. Это меня и зацепило, как и звук. Я увидел что балет может быть и под электронную музыку.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Что было после училища?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
В первую очередь нужно было решить вопрос с армией. В России есть такое понятие, как альтернативная служба. Пройти её можно, работая в государственном театре, и такой вариант подвернулся в Самаре. За 4 года я перетанцевал там весь классический репертуар и деми- характерный, стал солистом и в какой-то момент упёрся в свой личный «потолок». В театре у меня было определённое ампула и я понимал, что скорее всего останусь в нём, если не буду смотреть по сторонам. Меня привлекали контемпорари и современный балет, потому что они раскрывали рамки классического танца и предлагали много нового. В таком стиле как раз работал театр «Балет Москва». Попасть туда достаточно сложно, но все же я попытался, и после первого просмотра меня позвали на второй к директору цюрихского балета. Он давал ту самую танцевальную технику Форсайта, поразившую меня в Перми. В итоге меня взяли, и я уехал в Москву.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Какого было работать в столице?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
Первое время было тяжело, всё-таки жизнь в столице предполагает другой ритм. В Академическом театре я привык много работать, так как артист балета в стационарных театрах работает ещё и в операх, а тут график был не настолько плотным, и у меня неожиданно появилось много свободного времени, от которого я отвык. Новое направление меня в какой-то степени обнулило: если в классическом балете я был достаточно хорош, то в современном танце пока ничего из себя не представлял. Внутренняя перестройка заняла у меня полгода.
В новом театре я увидел людей, которые могут танцевать 24 часа на семь, создавать хореографию и творить со своим телом всё, что угодно. Обычные артисты балета не могут в основном себе этого позволить по ряду причин. Система образования, которая не предусматривает импровизации, репертуар, спектакли в котором, как правило имеют хореографию поставленную давно. Артисты балета в большинстве театров постсоветского пространства это очень хорошо подготовленные солдаты, готовые исполнять, но меньше креативить. И мне повезло, что в театре «Балет Москва» ставились всегда новые спектакли с актуальными хореографами, где в процессе спектакль рождался с тобой и при тебе, и ты мог повлиять на его создание.
Набравшись опыта, я пошёл дальше – в театральную компанию Дианы Вишневой «Контекст». У нас был интересный спектакль, над которым работали сразу восемь известных хореографов. На кастинге из 60 человек, выбрали только 9, включая меня, хотя я пришёл туда в свободный день просто потанцевать. Участие в такой постановке стало для меня хорошей школой. Работа в «Контексте» была в основном проектная, и мне нравился такой формат.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
В какой момент вы приняли решение уехать?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
С весны 2022 года у нас в стране постепенно накалялась политическая обстановка, и осенью я решил уехать.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Как складывались ваши первые месяцы жизни в Казахстане?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
От коллеги по «Контексту» я узнал, что в Казахстане есть театр современного танца «Samruk». Написал туда, и вскоре мне предложили поработать. Достаточно быстро я понял, что театральная среда в Казахстане и России сильно отличается, хоть в культурном и ментальном плане мы очень похожи. В первую очередь – уровнем развития индустрии и количеством театров, а также меценатов, готовых их поддерживать. Работая в частной театральной компании, я получал достойную ежемесячную зарплату, не считая различных бонусов.
C коллективом Samruk я поставил свой первый спектакль на органную музыку Баха «ContraPunkt». Еще в Москве я начал писать музыкальное сопровождение для постановок и этот опыт пригодился мне в создании саунд дизайна для спектакля. Он начинался с записанных ответов танцоров на вопрос, что для них музыка. В спектакле не было какого-то линейного сюжета, но каждая часть произведения навеивала какие-то ассоциации. Например, одна сцена отсылала к давке в алматинском автобусе №123.
После спектакля я решил сделать открытый микрофон прям там же в зале Дворца Республики. Руководитель мне говорил, что никто не останется, но в итоге люди задавали вопросы, делились впечатлениями. Потом мы показали спектакль на съезде хореографов Казахстана, и, на этом всё. Собственно, из-за отсутствия репертуарной сетки я и решил покинуть театр.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Поделитесь опытом, какого это быть фрилансером-танцовщиком в Казахстане?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
В сфере искусства люди получают здесь меньше и, соответственно, им приходится искать подработки. В какой-то момент я перестал сравнивать и перестроился под новые условия, другие деньги и ритм жизни. При этом я очень благодарен всем казахстанцам, кто мне помогал и до сих пор помогает. Самое главное богатство Казахстана – это прекрасные добрые люди, которые здесь живут. Я платил добром, и мне отвечали тем же, и это самая ценная валюта, если можно так выразиться. Самый ценный обмен.
Я всю жизнь работал в театре и мне это нравилось. До этого отъезда из России, я также преподавал в хореографическом училище и ставил номера с детьми. Зарабатывать тем же в Казахстане достаточно сложно, но я продолжаю вести классы по контемпорари. Как и многие, подрабатывал выступлениями на мероприятиях, и, к счастью, в моей жизни появился Франк Вальдес. Он написал, что хочет делать свой театр Teatro89, и приглашает меня как хореографа на проект «Последний рыбак».
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Почему вы решили участвовать в проекте «Последний рыбак»?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
Поработать с чьей-то идеей и нарративом мне было очень интересно. В основу спектакля лег рассказ Хемингуэя «Старик и Море» и встреча Франка с пожилым кубинским рыбаком, лично знавшим писателя. Местные жители даже говорят, что возможно это был тот самый мальчик, который помогал Мигелю из книги.
Франк поделился со мной своими пожеланиями и референсами, одним из которых был современный мультфильм. В нём рыбак плавает вместе с рыбой, пока её ловит. В книге такого нет, но зато этот образ подошёл для спектакля. Эта борьба имеет ритуальное значение и в какой-то момент даже метафизический смысл. Некоторые народы вообще просят прощение у убитых животных или срубленных деревьев, и в этом что-то есть. Также в подобных действиях чётко прослеживается элемент повторения, даже когда рыбак забрасывает удочку. Мне как раз очень нравится зацикливать движения, имитируя ими паттерны и рутину, и развивать их по нарастающей.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Спектакль, над которым вы работаете, вырос из одноимённого перформанса, показанного на открытии театра. За счёт чего вы расширили его до полноценной постановки?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
Изначально планировался драматический спектакль, но потом стало понятно, что это пластическая история. В августе мы все как участники ещё друг к другу присматривались. Нужно было понять, как собрать ребят из разных мест на 2,5 часа, и с этим работать. Также от меня требовалось познакомить их с новой танцевальной техникой и в какой-то степени расширить мышление. Еще нужно было решить вопрос с музыкой. Обычно её создают с нуля, чтобы избежать проблем с авторским правом, и я решил написать аудио сопровождение к спектаклю сам.
Мне хотелось использовать пианино и скрипку, а рыбака изобразить с помощью звука скрежета гитарных струн. Главный женский персонаж вообще танцевала под свой записанный вокал, имитирующий язык рыб. В новом спектакле мы пошли тем же путем, и записали голоса всех героинь с разными вокальными эффектами, включая элемент горлового пения. Я рассчитываю, что в итоге у нас получится совершенно другой мир.
Что касается формата, даже в августе у меня не было ощущения, что мы ставим перформанс. Уже тогда это был короткий спектакль на 25 минут. В современной хореографии спектакли могут ставить и на 15, и на 30-40 минут. Это абсолютно нормально. Просто раньше композиторы писали музыку, рассчитанную под формат трех-актовых балетов. Но даже в классических спектаклях и операх есть действия ради действий, а не какого-то смысла. Поэтому я не люблю неоправданно длинные постановки.
Эпоха давно поменялась, и даже в кино мы сейчас нередко смотрим истории, сфокусированные на каком-то одном персонаже, а не чем-то глобальном и необъятном. Тоже самое пришло в театр. Помню, смотрел один спектакль, все сцены в котором обыгрывали разные формы смеха, он то ускорялся, то растягивался, а вместе с ним и хореография танцоров.
В нашем случае нам было куда расширяться. В постановке есть несколько персонажей – рыбаков, и у каждого будет своя тема, в которой они смогут раскрыться. Также мы решили побольше поработать с реквизитом, добавив в сцены какое-то подобие дерева, обозначающее лодку. Живая игра на инструментах тоже будет, к кахону на котором у нас играет Илья Калинин добавилась гитара с совершенно не классическим строем и звучанием. На ней у нас играет Михаил Черезов из группы «Конус Маха». Его супруга и певица группы Лиза Жирадкова исполняет у нас партию «Голоса Океана».
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Получается, что именно в Казахстане вы делаете много нового в профессиональном и творческом плане?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
Да, это интересный момент, что много новых вещей я сделал именно здесь. За такие возможности я буду очень благодарен всю жизнь. Думаю, есть определённые вещи, которые должны случиться, и как бы судьба не повернула, нужные люди приходят в нашу жизнь. В Казахстане я как раз понял, что не смотря ни на какие трудности, смысл моей жизни в творчестве, будь то создание спектаклей, хореографии или музыки. Считаю, у меня это неплохо получается и хочется развиваться в этом направлении дальше.
У меня никогда не было цели разбогатеть. Иногда желание заработать даже мешает прийти к какому-то благополучию, в том числе финансовому. Хотя именно здесь я впервые задумался о финансах, когда ощутил их нехватку. Какое-то время приходилось сильно экономить. Предложения поработать в шоу-балетах тоже поступали, но мне это не очень откликалось. Там нужно развлекать, а не думать о том, как это сделать оригинальнее.
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/09/photo_2023-09-19-11.23.43.jpeg)
Есть ли сейчас в вашей жизни какая-то творческая цель, которую вы хотели бы достичь?
![](https://www.98mag.kz/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-11-30-14.17.48-e1701335892597.jpeg)
Какой-то большой цели у меня сейчас нет, она скорее на стадии формирования, но я чувствую, что у меня появляется желание где-то осесть. Раньше, как только я начинал где-то пускать корни, то постоянно срывался и снова куда-то ехал.
Видимо, есть какая-то мечта определённая – найти себе то место, где я остановлюсь и смогу работать над важными для меня вещами. Ну и, конечно, чтобы рядом со мной был любимый человек, который хотел бы со мной этот путь разделить.
Ещё было бы интересно поработать с оперными артистами и, возможно, хором в рамках пластического спектакля, соединив звук с движением. Взяв за основу какое-то классическое произведение, я бы предложил его современную интерпретацию. Сейчас театр в принципе стремится к истокам, потому что изначально актеры были и танцорами, и певцами, и деклараторами. Потом они постепенно разделились по направлениям, но, как мы знаем, история циклична.