REPAS Workshop: почему городу нужны муралы

REPAS Workshop: почему городу нужны муралы

Мы поговорили с Дмитрием DMN, одним из основателей легендарного алматинского стрит-арт-коллектива REPAS, о муралах и уличном искусстве в регионах.

Случай с Coca-Cola в Казахстане не первый. Почему закрашивают муралы?

Причины разные, но суть одна – всё упирается в деньги. Когда идёт перекраска дома, я думаю, мышление у людей примерное такое: есть фасад дома – мы на нём заработаем денег, или мы его закатаем и заработаем ещё больше. Нет системной истории. Если в советское время у города был архитектурный план, то сейчас такого нет.

Мы встречались с рекламным агентством, которое работало над муралом Coca Colа, там тоже мышление «клиент сказал», «клиент хочет». Уровень сознания – повесить баннер на самом видном месте.

Что вы думаете об идее правового статуса муралов?

Я всегда думал, что у акимата есть какая-то база. Как выяснилось, её не было. На самом деле спорно – да, есть согласованные фестивальные фасады, но есть работы, никем не согласованные. Даже наше творчество здесь мы согласовали с администрацией «Атакента»‎, а этого руководства уже нет.

Мурал с трамваями на Шевченко – Тулебаева – первая работа, в которой я пытался сделать всё по закону. Два месяца топтал пороги акимата. Я понял, что проще нарисовать и уйти, чем взять разрешение, где тебя футболят из кабинета в кабинет.

Попробовать отвоевать мурал – то ещё дело. Был случай, когда власти города решили закрасить работу магазина Geek Shop. Мы обратились в Центр урбанистики, дозвонились до замакима, добрались до архитектора и получили отказ. Через неделю закрасили мурал «Ожидание» Сауле Сулейменовой и КуБа. Со скандалом фасад отбили и перерисовали.

Получается, что механизм сейчас только один – общественное давление. Это неприятная история для меня как художника, я вообще должен другим заниматься.

Почему вы этим занимаетесь?

Мы изначально ребята с улицы, граффити – это субкультурное явление. Многие художники в Алматы – выходцы из REPAS. Мы живём в этом городе, поэтому чувствуем свою ответственность. Профессионалов в стрит-арте мало, поэтому кто, кроме нас, займётся этим и скажет, как надо делать.

Мы также поддерживаем других художников, чьи права нарушаются. Помню, была история, когда украли эскиз Батыра Садвакасова и Галымжана Балсары с портретом Бауыржана Момышулы, и мы за них вписались.

Развит ли стрит-арт в других регионах Казахстана?

В крайнем проекте мы приезжали в Шымкент и Караганду и работали с местными художниками. Задача была такая – вернуть стрит-арт людям. В Караганде было одно непривлекательное место, где люди боялись ходить ночью. Когда мы расписали работу, повесили лампочки, люди выходили и говорили: «Мы привыкаем снова здесь проходить, чтобы посмотреть на эту работу».

Сейчас в регионах больше развито такое полу-граффити, но в каждом городе есть стрит-арт артисты. Также бывают галерейные художники возрастом постарше, которым становится тесно в своём пространстве, и они выходят творить на улицы.

Для чего городу нужны муралы?

Для человека естественно украшать своё жилище. Мы же не просто коробки строим, а пытаемся придать им архитектурные формы. Где их не хватает – там появляемся мы. Конечно, ещё можно посмотреть кучу исследований о влиянии стрит-арта на цены на недвижимость (например, район Шордич в Лондоне). Если говорить о бизнесе, то в Москве на каких-то улицах с муралами наблюдается больший денежный приток.

Если с точки зрения искусства взглянуть, то стрит-арт – это довольно эгоистичное увлечение. Ты делаешь арт, который люди не ждут. Художник и зритель встречаются неожиданно.

Какие ваши любимые муралы в Алматы?

Мне больше нравятся истории о процессе их создания. На Тимирязева – Жарокова есть работа галерейного художника, которую перенесли граффити-художники в рамках MURAL FEST. Мне понравилось наблюдать, как они в начале снесли часть стены, потом восстанавливали, дорисовывали заново и так далее.

А какие муралы не красят наш город?

Абай на Аль-Фараби – Навои. Вообще мне обидно за Абая. Есть личности, чьё величие не про их лицо, а про то, что в их голове. Их превращают в каких-то Дед Морозов, и происходит десакрализация образов. Но мне этот мурал не нравится даже не по этой причине, он просто плохо исполнен.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY