Персональная выставка Молдакула Нарымбетова (1948–2012) – художника, чьё имя известно не только в казахстанской арт-среде, но и за пределами государства проходит в Egin Art Space до конца месяца. Молдакул Нарымбетов стоит у истоков формирования современного искусства Казахстана. Один из лидеров шымкентской группы «Кызыл трактор», основанной в 1990 году (до 1995 года называлась «Трансавангард»), учитель и наставник, вдохновивший не одно поколение молодых художников. Участник более 40 выставочных международных проектов.
Персональная выставка Молдакула Нарымбетова «Такыр – Кракелюр» – не большая ретроспектива и не юбилейная выставка, раскинувшаяся по хронологии на несколько залов, но представляет собой авторский взгляд куратора Владислава Слудского. Отправной точкой экспозиции взята автокатастрофа, в которую попал художник во время многодневного путешествия с сыновьями в Семей. Были получены серьёзные травмы. Для картин авария также стала вехой в их истории. Надломленные куски оргалита несут в себе память того события. Часть произведений, находившихся в машине во время поездки (Дорога; Ыстық Көл Жағасы, ок. 2005; Высоковольтник в степи, 2005), представлена на выставке в Egin Art Space. Для поддержания определённого настроения выставки Владислав Слудский смело добавляет в экспозицию элементы дизайна в виде следа заноса авто и покрышки.
В большей степени пострадала «Улкен Уй» (1995 г.). Оставить работы без реставрации – решение в духе самого художника. Искусство, которое он создавал, олицетворяло жизнь: предметы, события, действия. Сделать несовершенство (повреждённую картину) центром внимания зрителя вторит концепции Молдакула Нарымбетова.
Фото 1. Вид экспозиции
Фото 2. Улкен Уй. 1995
Ключом к пониманию концепции куратора служит знание творчества художника. Выставка включает произведения 1980-х–2007 гг. Работы из условно разных периодов эстетически собираются в единое целое. Скульптура, живопись фигуративная и абстрактная проявляют узнаваемый стиль Молдакула Нарымбетова.
Фото 3. Арал. 1989
Фото 4, 5. Название неизвестно. Ок. 1980-е
В работах 1980-х и 1990-х гг. Владислав Слудский отмечает видимые попытки ухода от соцреализма. Стоит сказать, что не он один; на протяжении пары десятилетий именно об этом говорили и другие специалисты казахстанского искусства (Валерия Ибраева, специалисты ЦСК «Целинный»). По живописной структуре работы Молдакула Нарымбетова конца XX столетия близки суровому стилю, возникшему в конце 1950-х–1960-е годы в творчестве ряда художников (например, Павла Никонова (род. 1930), Виктора Попкова (1932–1974)).
Соцреализм – это, в первую очередь, про сюжет, про конкретность форм, отсутствие метафор и аллегорий. Суровый стиль в своём роде возник как первая ступень ухода от большого стиля. Художники стремились к живописной лапидарности и исключении парадности. Вновь в истории искусства окружающая действительность вырвалась наружу посредством живописных правдивых образов. Подобно мастерам сурового стиля Молдакул Нарымбетов самобытно совершенствует живописную манеру через обобщённость, через широкие, уверенные, порой экспрессивные мазки. В отличие от соцреалистов Нарымбетов на первый план выводит вопросы колорита, формы и пространства. Его живопись отличается чувственными и тонкими тональными отношениями (Арал, 1989), наложением сложного неоднородного цвета (работы 1980-х годов, без названия). Неудивительно, что он предстаёт великолепным колористом – его увлечение художниками-модернистами не могло пройти бесследно. На этом, конечно, Молдакул Нарымбетов не останавливается: весомой частью его творчества становятся перформансы и скульптура, а также абстрактная живопись.
В экспозиции куратор всё же хотел подчеркнуть, какие работы Нарымбетов создавал в 1980-е, 1990-е годы, и к какому колориту и форме он пришёл в 2000-е годы. Параллельно с фигуративной живописью он демонстрирует абстракции: триптих «Такыр» (1995 г.), диптих (?) «Такыр» (ок. 2002), «Такыр I» и «Такыр II» (обе 1995 г.).
Фото 6. Такыр. Триптих. 1995
Триптих образует собой единую энергичную композицию. Здесь прослеживается увлечение художником шаманскими практиками, которые лежали в основе его перформансов. Энергия, движение, образы животных и масок. Несмотря на некие намёки на фигуративность, работа является абстрактной. Невозможно понять изображённый временной отрезок или пространства, в которых происходят действия.
Фото 7. Такыр. Ок. 2002
Наиболее рваные раны стихий огня и земли изображает художник в парной абстракции нулевых. Можно ли отнести работы к спонтанной экспрессивной абстракции?, – этот вопрос останется открытым. На первый взгляд, так полотно и выглядит. Но с лёгкостью можно предположить, что созданные образы уже жили в голове художника: это фрагменты танца огня и пламени; это уверенные (как и всё творчество Молдакула) массы, пожирающие друг друга.
В чистой абстракции нет понятия «верх», «низ» – они есть у полотна, но не у изображения. Что-то космическое присутствует в абстрактных работах Молдакула Нарымбетова, как и в шаманских костюмах-образах, в которых художник проживал свои перформансы. Перформативные практики включали сразу несколько видов искусства и действий: живопись, костюм, танцы, музыка, голос, ритуалы, шаманизм. Поэтому скульптура из серии «100 Балбалов» в экспозиции гармонично сочетается с живописными произведениями.
Кураторские выставки с ярко выраженным индивидуальным видением встречаются нечасто. «Такыр – Кракелюр» – одна из них. Используя одноимённое название картин, куратор аккуратно погружает зрителя в мир Молдакула Нарымбетова, раскрывая при этом художника с разных сторон. Временной разброс произведений не нарушает целостности экспозиции, и здесь по праву заслуга самого художника. Всё его творчество пролегает сильнейшим стержнем честного искусства, искусства актуального, национального, самобытного.