Проживая искусство. О выставке Молдакула Нарымбетова

Проживая искусство. О выставке Молдакула Нарымбетова

Персональная выставка Молдакула Нарымбетова (1948–2012) – художника, чьё имя известно не только в казахстанской арт-среде, но и за пределами государства проходит в Egin Art Space до конца месяца. Молдакул Нарымбетов стоит у истоков формирования современного искусства Казахстана. Один из лидеров шымкентской группы «Кызыл трактор», основанной в 1990 году (до 1995 года называлась «Трансавангард»), учитель и наставник, вдохновивший не одно поколение молодых художников. Участник более 40 выставочных международных проектов.

Персональная выставка Молдакула Нарымбетова «Такыр – Кракелюр» – не большая ретроспектива и не юбилейная выставка, раскинувшаяся по хронологии на несколько залов, но представляет собой авторский взгляд куратора Владислава Слудского. Отправной точкой экспозиции взята автокатастрофа, в которую попал художник во время многодневного путешествия с сыновьями в Семей. Были получены серьёзные травмы. Для картин авария также стала вехой в их истории. Надломленные куски оргалита несут в себе память того события. Часть произведений, находившихся в машине во время поездки (Дорога; Ыстық Көл Жағасы, ок. 2005; Высоковольтник в степи, 2005), представлена на выставке в Egin Art Space. Для поддержания определённого настроения выставки Владислав Слудский смело добавляет в экспозицию элементы дизайна в виде следа заноса авто и покрышки.

В большей степени пострадала «Улкен Уй» (1995 г.). Оставить работы без реставрации – решение в духе самого художника. Искусство, которое он создавал, олицетворяло жизнь: предметы, события, действия. Сделать несовершенство (повреждённую картину) центром внимания зрителя вторит концепции Молдакула Нарымбетова.

Фото 1. Вид экспозиции
Фото 2. Улкен Уй. 1995

Ключом к пониманию концепции куратора служит знание творчества художника. Выставка включает произведения 1980-х–2007 гг. Работы из условно разных периодов эстетически собираются в единое целое. Скульптура, живопись фигуративная и абстрактная проявляют узнаваемый стиль Молдакула Нарымбетова.

Фото 3. Арал. 1989
Фото 4, 5. Название неизвестно. Ок. 1980-е

 

В работах 1980-х и 1990-х гг. Владислав Слудский отмечает видимые попытки ухода от соцреализма. Стоит сказать, что не он один; на протяжении пары десятилетий именно об этом говорили и другие специалисты казахстанского искусства (Валерия Ибраева, специалисты ЦСК «Целинный»). По живописной структуре работы Молдакула Нарымбетова конца XX столетия близки суровому стилю, возникшему в конце 1950-х–1960-е годы в творчестве ряда художников (например, Павла Никонова (род. 1930), Виктора Попкова (1932–1974)).

Соцреализм – это, в первую очередь, про сюжет, про конкретность форм, отсутствие метафор и аллегорий. Суровый стиль в своём роде возник как первая ступень ухода от большого стиля. Художники стремились к живописной лапидарности и исключении парадности. Вновь в истории искусства окружающая действительность вырвалась наружу посредством живописных правдивых образов. Подобно мастерам сурового стиля Молдакул Нарымбетов самобытно совершенствует живописную манеру через обобщённость, через широкие, уверенные, порой экспрессивные мазки. В отличие от соцреалистов Нарымбетов на первый план выводит вопросы колорита, формы и пространства. Его живопись отличается чувственными и тонкими тональными отношениями (Арал, 1989), наложением сложного неоднородного цвета (работы 1980-х годов, без названия). Неудивительно, что он предстаёт великолепным колористом – его увлечение художниками-модернистами не могло пройти бесследно. На этом, конечно, Молдакул Нарымбетов не останавливается: весомой частью его творчества становятся перформансы и скульптура, а также абстрактная живопись.

В экспозиции куратор всё же хотел подчеркнуть, какие работы Нарымбетов создавал в 1980-е, 1990-е годы, и к какому колориту и форме он пришёл в 2000-е годы. Параллельно с фигуративной живописью он демонстрирует абстракции: триптих «Такыр» (1995 г.), диптих (?) «Такыр» (ок. 2002), «Такыр I» и «Такыр II» (обе 1995 г.).

Фото 6. Такыр. Триптих. 1995

 

Триптих образует собой единую энергичную композицию. Здесь прослеживается увлечение художником шаманскими практиками, которые лежали в основе его перформансов. Энергия, движение, образы животных и масок. Несмотря на некие намёки на фигуративность, работа является абстрактной. Невозможно понять изображённый временной отрезок или пространства, в которых происходят действия.

Фото 7. Такыр. Ок. 2002

 

Наиболее рваные раны стихий огня и земли изображает художник в парной абстракции нулевых. Можно ли отнести работы к спонтанной экспрессивной абстракции?, – этот вопрос останется открытым. На первый взгляд, так полотно и выглядит. Но с лёгкостью можно предположить, что созданные образы уже жили в голове художника: это фрагменты танца огня и пламени; это уверенные (как и всё творчество Молдакула) массы, пожирающие друг друга.

В чистой абстракции нет понятия «верх», «низ» – они есть у полотна, но не у изображения. Что-то космическое присутствует в абстрактных работах Молдакула Нарымбетова, как и в шаманских костюмах-образах, в которых художник проживал свои перформансы. Перформативные практики включали сразу несколько видов искусства и действий: живопись, костюм, танцы, музыка, голос, ритуалы, шаманизм. Поэтому скульптура из серии «100 Балбалов» в экспозиции гармонично сочетается с живописными произведениями.

Кураторские выставки с ярко выраженным индивидуальным видением встречаются нечасто. «Такыр – Кракелюр» – одна из них. Используя одноимённое название картин, куратор аккуратно погружает зрителя в мир Молдакула Нарымбетова, раскрывая при этом художника с разных сторон. Временной разброс произведений не нарушает целостности экспозиции, и здесь по праву заслуга самого художника. Всё его творчество пролегает сильнейшим стержнем честного искусства, искусства актуального, национального, самобытного.

 

Благодарим Egin Art Space за предоставленные репродукции работ М. Нарымбетова.
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY