Первая персональная выставка Саяна Байгалиева состоится в Алматы

Первая персональная выставка Саяна Байгалиева состоится в Алматы

В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева с 5 по 27 декабря пройдёт первая персональная выставка казахстанского художника Саяна Байгалиева под названием «Matte(r)reality».

Является ли искусство нашим агентом в восприятии объективной реальности, или это и есть попытка конструирования этой реальности? На что смотрят люди в конечном счёте, когда любуются произведением искусства вне политического, эстетического, культурного контекста, и возможно ли собрать подобный конструкт? Что лежит за пределами организованных атомов, составляющих отдельное произведение искусства или, условное, яблоко на столе, с чего начинается символ и почему эти атомы могут заставлять нас радоваться, бояться, любить и презирать?

От первых отпечатков рук в пещере Куэва-де-лас-Манос до создания объектов дополненной реальности человек всё ещё остаётся в домене визуального — глаз, являющихся органом мозга, единственного и самого верного канала восприятия внешнего мира. В каком-то смысле Декартовское «я мыслю — значит я существую» можно с лёгкостью переделать в «я вижу — значит я существую».

 

Эти новые и старые идеи находят ещё одно прочтение в эпоху дипфейков и теории симуляции — идеи о том, что физический мир является сложной компьютерной программой, имитирующей бытие. Возможно, именно те художники, которые выбирают системное конструирование обособленной реальности в качестве своего языка, движутся в сторону лучшего понимания дихотомии субъективного и объективного, реального и виртуального, физического и метафизического.

Поэтому, всматриваясь в яркие фрукты, сюрреалистичные пиалушки, экспрессивно деформированные пространства квартир и столы, вырастающие из картин Саяна Байгалиева, становится сложно провести черту между наблюдаемым и наблюдателем. Велик соблазн допустить спекулятивную мысль о том, что мир, изобретённый художником, не менее реальный, чем мир, в котором висят его работы. Это с точки зрения квантовой физики, теорий мультивселенных и симмуляций если и не доказать, то опровергнуть невозможно или почти невозможно. Реальность, выдуманная художником на картинах, всматривается в зрителя с такой же силой, с которой зритель всматривается в неё.

Густые борозды маслянной краски одновременно и очень физические, похожие на экспрессивные полотна Жанатая Шарденова или Кацуо Ширага, но также и нарочито искусственные — чем-то напоминающие столь популярные в последние годы оцифрованные мультимедийные выставки Ван Гога или Поля Гогена. При этом важно отметить, что в случае с Байгалиевым речь идёт как раз о процессе обратном цифровизации — произведения только выглядят так, как будто они «вывалились» с экранов студии Гибли или анимации Ральфа Бакши. На самом же деле их природа предельно каноническая, что видно через использование таких материалов, как масло, керамика или холст. Интересно и то, что художник работает в основном с натюрмортом — древнейшим в искусстве жанром, известным своей способностью запечатлевать эпоху, статус владельца и даже политический климат страны. Нарисованный мир Байгалиева это ещё и оптическая иллюзия, визуальный трюк, попытка испытать ожидания глаза.

Первая персональная выставка Саяна Байгалиева «Matte(r)reality» была организована Евразийским Культурным Альянсом совместно со студией художника при поддержке производственной компании Tadiart. Экспозиция пройдёт в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева с 5 по 27 декабря. Куратором «Matte(r)reality» выступил арт консультант Владислав Слудский.

Вернисаж состоится 5 декабря с 16:00 до 18:00.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Идём на форум Go Exchanges за международными стажировками
Город
#события
Идём на форум Go Exchanges за международными стажировками
«О движении Земли»: как наука побеждает глупость властей
Культура
#кино
«О движении Земли»: как наука побеждает глупость властей
Вернер Херцог снимет свой первый анимационный фильм
Культура
#кино
Вернер Херцог снимет свой первый анимационный фильм
«Частые побочные эффекты»: паранойя, бэд-трип, экоактивизм
Культура
#кино
«Частые побочные эффекты»: паранойя, бэд-трип, экоактивизм
GUESS представил арт-коллаборацию с казахстанской художницей Асель Нусипкожановой
Стиль
#мода
GUESS представил арт-коллаборацию с казахстанской художницей Асель Нусипкожановой