О выставке QAITALAU финалисто_к программы Re-Practice: sound

В этом году лаборатория Re-Practice Центра современной культуры «Целинный» была посвящена исследованию звука. В программе были лекции и практические занятия, где звук рассматривалася «как средство культурного диалога, политической рефлексии и художественного осмысления». Участни_цы Re-Practice: sound применили полученные навыки в своих работах, которые представили на отчётной выставке в пространстве kerege, проходившей с 12 по 18 июля.

Звук как сенсорное воздействие в художественной практике встречается нечасто в силу своей специфики и дороговизны оборудования для экспонирования. При этом такой способ взаимодействия со зрителем существует уже давно. В повседневности человек приспособился к различного рода акустическим сопровождениям, даже шумовым загрязнениям, и может их и не замечать. На выставках живописи, графики или скульптуры на зрителя также оказывается шумовое давление в виде разговоров, шаркающих шагов, скрипа пола или дверей. Но мы научились не обращать внимание на эти «мелочи», сосредоточившись на чём-то осязаемом.

Выставки с аудиальным сопровождением требуют иной концентрации, они способны вызывать совершенно другие эмоции, чувства, ощущения. Поэтому они так интересны. Подобный опыт можно было получить на выставке QAITALAU. Финальная выставка включала два крупных проекта: электроакустическую интерактивную звуковую инсталляцию ALMOST SIMPLE THINGS и групповую генеративную звуковую работу ANDA-SANDA.

Авторы первой работы — Влад Генералов, Айгерим Елжан, Тимофей Носов, Айгуль Нургалиева, Айбике Сабит, Рашид Садреев и Шекер Шакир. Они создали индивидуальные и групповые инсталляции, используя найденные на барахолках предметы — от пластиковых сантехнических труб до металлических цепей и прочих странных вещей. Каждая инсталляция интерактивна. При взаимодействии посетителей с объектами пространство наполнялось звуками в ответ на прикосновения. В этих работах авторы применили знания, полученные во время обучения, включая алгоритмы real-time обработки звука. В каждой инсталляции использовался свой алгоритм, поэтому пространство окружали разные комбинации звуков разной громкости.

Интересно, что в некоторых работах звук визуально или концептуально гармонизирует с объектом взаимодействия. Например, в OBJECT 5402 пронзительное кружащее звучание идеально ложится на металлические спиралевидные формы, а в инсталляции OCEAN BRICK P2 лёгкая мелодичность приятно перекликается с ритмичностью падающих капель.

Наибольшее впечатление произвёл звук в инсталляции JACKET #5C4337. Это текстильный жилет, увешанный металлической целью и разнообразными металлическими механизмами, которые провоцируют звучание. В отличие от других работ, где звучание можно предугадать, здесь сложно предположить аудиальные ритмы жилета. Этот диссонанс видимого и слышимого наделяет инсталляцию поэтичностью, заманчивостью и более глубоким художественным прочтением.

Как мы упомянули в начале статьи, люди давно научились уживаться с огромным количеством звуковых эффектов, природных и техногенных, зачастую игнорируя их. Между тем именно такие звуки могут стать произведением искусства, что и произошло в полевых исследований выпускников лаборатории. Речь о второй работе — ANDA-SANDA. Авторы: Алдияр Бакаяков, Влад Генералов, Айгерим Елжан, Айгуль Нургалиева, Рашид Садреев и Сабина Фаттах.

Её можно было прослушать в индивидуальных беспроводных (что особенно приятно) наушниках, свободно перемещаясь по выставке. Довольно громкие, но необычайно знакомые звуки или тишина вызывали десятки образов городских улиц, конкретных мест или просто личные ассоциативные картинки. В проект заложены определённые ритмы, поэтому «расслабиться» в наушниках не получится. ANDA-SANDA предлагает слушателю пережить опыт через слух, переосмыслить свою повседневность, почувствовать близость с авторами композиции. Крайне личное переживание одновременно является коллективным.

Сегодня исследование звука занимает одно из ведущих направлений в современном искусстве. Акустическое пространство — это не только территория (обитаемая или пустынная), но и отражение повседневных практик, масштабных природных и исторических событий. Звучание представляет собой характеристику не только места, но и человека. Набор звуков, которыми мы себя окружаем, могут составить наш психологический портрет. Подобные аудиальные исследования значительно расширяют языки художественного высказывания.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
РПП в TikTok в 2025 году: когда забота о себе становится маской расстройства
Культура
#интернет
РПП в TikTok в 2025 году: когда забота о себе становится маской расстройства
Кыргызский метал в Германии: My Own Shiva отправятся на фестиваль Wacken
Культура
#музыка
Кыргызский метал в Германии: My Own Shiva отправятся на фестиваль Wacken
В Казахстане появилась женская киберспортивная лига
Ликбез
#общество
В Казахстане появилась женская киберспортивная лига
В сети появился трейлер третьей части Аватара
Культура
#кино
В сети появился трейлер третьей части Аватара
Как «Фантастическая четвёрка» пытается вернуть веселье в кинокомиксы
Культура
#кино
Как «Фантастическая четвёрка» пытается вернуть веселье в кинокомиксы