Мы вырастаем, а мир остаётся таким же большим. О выставке Girlhood

В Esentai Gallery продолжает работу выставка Girlhood. Выставочный проект под кураторством Артёма Утрова объединяет истории двух художниц — Алёны Будариной и Алены Бражниковой-Агаджиковой, рассказанные через разные художественные техники. Два нарратива гармонично переплетаются и эстетически дополняют друг друга, но они не взаимозаменяемы. Живописные полотна Алёны Будариной в большей степени о памяти и более осязаемой рефлексии, тогда как работы Алены Бражниковой-Агаджиковой тяготеют к экзистенциальному.

В центре внимания зрителя, только что вошедшего в зал, — ряд миниатюрных скульптур из войлока, созданных Бражниковой-Агаджиковой в период 2024–2025 годах. Это крошечные фигурки антропоморфных и зооморфных созданий, связанных с мифологическим или христианским мироустройством: «Обитатель дна», «Духи удачи», «Мадонна». Иногда художница изображает нечто эфемерное — сгусток энергии как визуализацию космических процессов («Сотворение мира», «Месяц»).

Хотя, говоря о «космосе», стоит сделать оговорку: подобными неопределёнными названиями авторка маскирует жизненные (земные) ситуации. Представленные скульптуры — во многом о человеческих отношениях. Присмотритесь, насколько чувственны, хрупки и осязаемы фигурки. Тема тактильности и взаимосвязей раскрывается не только через парные образы («Он и она», «Волшебница» и др.), но и через сам материал. Мы уже рассуждали в других статьях о художественной выразительности войлока — это очень тактильный и объёмный материал. Сам по себе войлок несёт большую смысловую нагрузку.

Дойдя примерно до середины ряда скульптур, внимание легко переключается на живопись Будариной. Это означает, что зритель вступает в диалог сразу с двумя авторками, возвращаясь попеременно то к работам одной, то другой. Неясность форм некоторых фигур соперничает с изображёнными персонажами, а стремление разгадать загадки объектов и узнать, что скрывают маски, становится всё сильнее.

В этой части экспозиции представлены холсты Будариной с изображением семьи художницы. Об этом можно судить по названиям работ: «Дом там, где», «К столу», «Родственники», «Семейный праздник». Интересно, что авторка преимущественно работает в жанре портрета — однако это не конкретизированные портреты, а собирательные образы. Маска в её живописи служит обобщающим символом той или иной эпохи. Поэтому полотна Будариной и очевидны, и проникновенны одновременно.

Живопись Будариной — это зрелый, осознанный взгляд на поднимаемые проблемы (бедность, войны, социальные нормы, рамки морали и этики, границы между личном и общественным). Изображённые маски наполнены тревогой, горечью, обязательствами. Это нарратив, построенный на воспоминаниях, но лишённый сентиментальности или умилённой ностальгии. Даже используя простые и неметафорические образы, художница с лёгкостью формулирует высказывание, понятное каждому зрителю.

Скульптура и полотна из войлока Бражниковой-Агаджиковой, напротив, аллегоричны и многослойны. Они говорят о чувственности, телесности, космизме, мироустройстве, об отношениях, но никак не о детстве или девичестве. Они также представляют взрослый взгляд на пережитые трудности и, возможно, на мечты о сакральном, непостижимом, счастливом или умиротворённом.

Показательной в этом контексте выглядит инсталляция «Я такой маленький, а мир большой». Абсолютно несправедливо считывать этот образ поверхностно, считая изображённого человечка ребёнком. Название всей — выставки Girlhood — к сожалению, навязывает понятия «детскости» и «девочковости», которые нередко служат стереотипной фильтром про оценке женского творчества.

Инсталляция Бражниковой-Агаджиковой заставляет задуматься: мы вырастаем, а мир остаётся таким же большим. Обе художницы не работают вне социально-политического контекста. Поэтому в этой маленькой белой фигурке отражены как любознательность, так и страх, и даже беспомощность перед огромными событиями, встречающимися на пути.

Инсталляция «Я такой маленький, а мир большой» служит переломным моментом в просмотре экспозиции. Она ещё больше раскрывает серьёзность высказывания художниц, словно говорит: «Посмотрите на представленные вещи под другим углом. Загляните за маски. Позвольте неваляшке упасть. Позвольте себе полюбить жизнь».

Остальные работы авторок продолжают свой гармоничный диалог. Ряд произведений Бражниковой-Агаджиковой выступает единым блоком с монотонным ритмом. Их насыщенный колорит и неоднородность хорошо уживаются с экспрессивным и пастозным живописным языком Будариной. В итоге мы получили устойчивую экспозицию с красноречивыми произведениями: живопись Будариной более нарративна, тогда как произведения Бражниковой-Агаджиковой — метафизичны, трансцендентальны, но при этом наполнены эмпирически-эмоциональным окрасом. Вместе они создают особую атмосферу тревожных воспоминаний и неудержимых мечтаний. Пространство, в которой зритель невольно начинает думать о чём-то глубоко личном, возможно, давно забытом.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Семь бизнесвумен из Казахстана получили гранты на развитие своих проектов
Бизнес
#люди
Семь бизнесвумен из Казахстана получили гранты на развитие своих проектов
Киберпессимизм: от книгопечатания до ChatGPT
Бизнес
#технологии
Киберпессимизм: от книгопечатания до ChatGPT
От диабета до ожирения: как семаглутид стал главным лекарством XXI века
Ликбез
#общество
От диабета до ожирения: как семаглутид стал главным лекарством XXI века
Say Mo анонсировала первый сольный тур 1 SHOT TOUR
Город
#события
Say Mo анонсировала первый сольный тур 1 SHOT TOUR
«Ванпанчмен»: из пародии в самопародию
Культура
#кино
«Ванпанчмен»: из пародии в самопародию