Как узбекистанские художники разоблачают культ «белого золота»

Как узбекистанские художники разоблачают культ «белого золота»

В Aspan Gallery до 14 января 2024 года проходит выставка узбекистанских современных художников «PAXTA». Выставка основана на многолетнем исследовании о хлопковой промышленности Узбекистана и представляет собой документальную картину, дополненную художественным взглядом, разоблачающим культ «белого золота».

Важной составляющей выставки стали медиации с Тимуром Карповым – куратором этого проекта, ранее представленного в Ташкенте (январь, 2023, 139 Documentary Center), что стало первым шагом к привлечению широкого общественного мнения через искусство. Выставка позволила объединить не только исследовательские труды, но и художников, обращающихся к этой теме в своем творчестве.

Встречает и провожает зрителя доминанта экспозиции – «Cotton BOMB» (2022 г.) Александра Федорова. Фальшивая радость советских скульптур метафорично обыграна в образе детского хоровода вокруг возвышающегося облака формы ядерного гриба. Только вместо пыли, насыщенной радиоактивными веществами – белоснежный хлопок. Таким образом Александр Федоров напоминает о негативных последствиях хлопковой промышленности: распространении пестицидов, отравлении нескольких поколений жителей, распространении болезней и экологической катастрофе – высушенном Аральском море (потерю огромнейшего водного источника подробно рассмотрел Наби Агзамов в «Divided Waters: Disrupting the Sea», 2022).


Работая с архитектурой советского модернизма, Александр Федоров знал, как искусно вписать образ фонтана «Детский хоровод» в композицию своего мурала, созданную в стиле советских плакатов с лозунгами. В этой работе символично всё: текст, хлопковое облако, и, конечно, красный советский фон, растекающийся кровью на полу.

К теме незаконного детского труда также обращается художник Заза Захидов. В рамках выставки «PAXTA» в Ташкенте он сделал роспись «Дети хлопка» на одной из стен 139 Documentary Center (поэтому работу не удалось доставить в Алматы). Но созданное им художественное высказывание является важной частью выставки. Он создал сильный образ, заставляющий содрогнуться при осознании увиденного: дети, сидящие на детях, чьи тела масштабированы и сильно вытянуты. Точное повторение фигур и их зеркальное отражение говорят о безысходности и зацикленности процесса, в котором оказались несколько поколений узбекского народа. Изображение ребёнка на спине ребёнка показывает преемственность поколений. У женщин не было выбора, у детей не было выбора, что делает их одинаково «равными» в глазах государства. В основе композиции лежит принцип тиражирования, перекликающийся с методом пропагандирования.

Детям не удалось избежать участия в масштабном механизме хлопковой промышленности, о чём рассказывает работа Анны Ивановой «Дети собирают хлопок» (2021 г.). Через характерные для примитивизма формы она сочетает размеренный ритм хлопковых рядов с хаотичным расположением детей и рваных кровоточащих ран. Авторка отмечает сходство с видеоигрой 1980-х Super Mario, дети в её пространстве движутся по ровным пунктирным линиям, собирая хлопковые коробочки и избегая препятствий в виде ран. Только в реальности дети не играли в видеоигры.

На выставке представлена резиновая жутковатая игрушка в виде мальчика с веточкой хлопка в руке, производство которой было распространено в те же 1980-е годы в Узбекской ССР. Этот образ был использован Дилярой Каиповой как принт для телогрейки, также представленной на выставке.

Прообраз зарубежной видеоигры роднит работу Анны Ивановой с графикой Вячеслава Ахунова. На выставке представлена серия 1989 года, созданная на основе его размышлений, записанных в дневник «Консервы и консервация, пастеризация и стерилизация в домашних условиях» (1980–1987 гг.). Пропитанные романтизмом графические листы с надписями «Мы мечтаем о пепси», «Мы мечтаем о коке» соседствуют с композициями пропагандистских лозунгов «Держи хлопок сухим», «Хлопок – это одежда и ватники для нашей армии» как несбыточные мечты, растворившиеся в реальности».

Собирательство хлопка неразрывно связано с текстильным производством. Для Диляры Каиповой текстиль стал главным медиа в её творчестве. В серии телогреек «Большой хлопковый путь» она опирается на эстетическое наследие хлопковой промышленности. Изображение хлопка в мозаиках, росписях, посуде и других предметах быта поглощало каждого, независимо от возраста. Врезанный в память образ хлопковой коробочки на телогрейках выступает скорее как триггер, чем рефлексия.

Навязанный национальный символ присутствует в каждом произведении выставки. В совместной с Дилярой Каиповой работе «Великий хлопковый путь» объединение художников NoolOdin (Айрат и Зафар Налибаевы) используют реальные формы хлопковых коробочек в качестве языка кодирования. Как в Узбекистане, изображение хлопка проникло во все виды искусства и быта, во все материалы, включая бетон, мозаику, детские игрушки, так и на выставке художники внедрили этот образ в каждую работу, независимо от медиа.

Выставка «PAXTA» по большей части носит исследовательский и документальный характер. Работы Умиды Ахмедовой, Тимура Карпова, видео Олега Карпова основаны на документальной фотографии. Сделанные ими снимки отображают процесс сбора хлопка, условия жизни в бараках, жизнь узбекского народа последних нескольких десятилетий, включая окружающее пространство, наполненное мотивом хлопка. Кураторы выставки выбрали грамотный подход к такой сложной теме. Они начали с ознакомления с проблемой: рассказали зрителю, что было, указали на болевые точки и последствия. Поэтому работы характеризуются ясностью прочтения и конкретикой.

Представленные на «PAXTА» произведения схожи в орнаментальном восприятии пространства, с которым работает художник: будь то текстильное панно, поверхность стены или ковра (исключение составляет работа «Cotton BOMB» Александра Федорова и работы Александра Барковского на выставке в Ташкенте). Сложно сказать, ассоциативная специфика пространства хлопковых полей повлияла на создание подобных композиционных решений или же это укоренившиеся в сознании орнаментальные мотивы. Отсюда, вероятно, и невозможность отказаться от изображения хлопковой коробочки.

Однако использования в работе одного образа хлопковой коробочки недостаточно для обращения к остросоциальным проблемам, которые подразумевает выставка. «PAXTA» имеет действительно важнейшее социальное и политическое значение. Ранее история не позволяла поднимать тему хлопка. Но теперь, когда сделаны первые шаги, все больше узбекистанских художников может рассказать об этом, ведь семья абсолютно каждого связана с хлопковой промышленностью. Напрашивается продолжение переосмысления поднятой темы, ещё очень много образов не создано и не показано.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика