В пространстве Трансформа 4 сентября завершилась персональная выставка Саны Серкебаевой «Игра теней». Это первая выставка художницы и режиссёрки в Алматы, но далеко не первый творческий проект.
Сана Серкебаева — выпускница Royal College of Art (специальность Moving Image), участница объединения Delux, участница различных выставок и фестивалей в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Японии, Австралии и др. В 2025 году Сана стала лауреатом гранта Elephant Trust за свой вклад в развитие визуального искусства.
Выставка «Игра теней» встречает зрителя видеоработой «Aitys». Обращаясь к древнему синкретическому жанру импровизационного стихосложения, Сана Серкебаева хочет обратить внимание на его актуальность в настоящее время. Важно, что художница подчёркивает своё стремление избежать эстетизации национальных образов и действий. В целом художественный подход режиссёрки нетривиален. В своих работах она не только выражает чётко сформулированные позиции, но и много экспериментирует с жанрами и визуальной частью.
Особенно ясно это прослеживается в «Aitys», где вслед за импровизационной песнью девушки и парня художница будто сама импровизирует со сценами съёмки, концентрируясь на деталях крупным планом. Однако и здесь всё не так просто. Серкебаева использует различные приёмы монтажа, благодаря которым мы видим наслоение кадров, расфокусировку, расслоение изображения или коллаж. Так, например, конкретные детали тёмного мужского костюма превращаются в бескрайнее звёздное небо. Единство видео-работы поддерживает такой приём, как ритмическая склейка под музыку, которая гармонизирует визуальные ритмы с музыкальными.
Видеоряд собран таким образом, чтобы подчеркнуть красоту и мелодичность исполнения айтыса, с одной стороны. С другой стороны, художница отмечает, что не хотела вмешиваться в личное пространство персонажей. Поэтому в видеофиксации она стремилась уйти от классических общих видов и портретной съёмки. Серкебаевой удалось мастерски совместить характерные черты айтыса с индивидуальным художественным видением. Таким образом, авторка исследует жанровые границы этнографического и документального кино, что отмечает кураторка выставки Айгерим Елжан.
Всего выставка включает три работы Серкебаевой, среди неназванных — видеоработа «I saw clear faces in my dream last night» и тотальная инсталляция «Без названия». Обе работы располагаются в отдельном зале, и со слов Елжан:
развивают тему «переходного пространства» — состояния между сном и реальностью…»
Видео-арт и инсталляция, относящиеся к абсолютно разным видам искусства и формам его воплощения, в исполнении Серкебаевой обретают невидимые связи. Объединённые темой мира сновидений, теней и эфемерного пространства, оба произведения прекрасно могут существовать и по отдельности. В экспозиции «Игра теней» их можно воспринимать как единую сложную пространственную работу, так и обособленно друг от друга.
Видео-арт «I saw clear faces in my dream last night» представляет собой сюрреалистический видеоряд под песню-колыбельную, исполненную также на казахском языке. Видео имеет сложную структуру: может показаться, что оно не имеет начала и конца и предполагает циклическое повторение. Но в нём также возможно разглядеть развитие сюжетной линии, которая раскрывается через колорит и отношения темноты и светлоты.
Начинается история с насыщенных солнечных образов, с довольно конкретными очертаниями и собранными в коллаж, но при этом полуабстрактных. Затем картинка темнеет, начиная с резкой смены чёрного и ярких кадров. Постепенно ритмы замедляются в пользу темноты, но ненадолго. Далее мы видим интенсивное движение намеренно выбранной абстрактной формы, местами напоминающей птичку. Успеть за ней невозможно, как ни пытаться. Быстро сменяющие друг друга образы оказывают гипнотический эффект больше, чем сама колыбельная мелодия. Примерно в середине видео-работы этот эффект усиливается с помощью откровенно пугающего неожиданно возникшего диска.
После такого накала-кульминации вновь идёт череда светлых картинок, но уже с абсолютно размытыми очертаниями. И завершается данный сюжет фрагментарными свечениями в густой темноте. Весь этот процесс напоминает состояние, когда мы засыпаем. А может состояние полудремоты, когда мы видим быстрые неуловимые сны, открывает глаза, жмуримся от солнечного света, и вновь погружаемся в сон. Здесь могут быть различные ассоциации, и художница предлагает зрителю полностью им довериться.
Не успевает зритель отойти от приятного полусонного состояния, как его внимание перехватывает театр теней, относящийся к тотальной инсталляции. Эту работу можно рассматривать как site-specific art, потому что, как отмечает Серкебаева, она отталкивалась от характеристик пространства и использовала доступное там театральное освещение. Пространство инсталляции имеет ещё более сложную структуру, чем видео-арт «I saw clear faces in my dream last night», который мы рассмотрели выше.
Площадь поделена на две части: первая — непосредственно сам театр с масками, вторая воспринимается как портал в иное измерение. Художница закрыла широкое окно красно-розовой бумагой с вкраплениями разнообразных небольших изображений (похожих на карды из видео-арта «I saw clear faces in my dream last night»). Серкебаева работает здесь и как режиссёрка, и как постановщица света. Она исследует отношения между софитами и естественным освещением, сквозь цветную призму. Как и в других произведениях, авторка не ставит перед собой односложную задачу.
В тотальную инсталляцию она добавляет свет проектора, посылающего изображение на тонкое белое полотно, которое и разделяет всё пространство на две части. Художница исследует, как время влияет на проявление изображения. Очевидно, что речь идёт про суточное время, но давайте подумаем об этом измерении в более широком смысле, так как видео-арт также существует в этом же измерении. Суточный цикл не совпадает с циклом видео-арта, и каждый день при заходе солнца проявляется разное изображение. В целом, третий видео-арт для большинства посетителей так и останется загадкой, весь при свете дня его рассмотреть практически невозможно. Этим жестом художница проводит красивейшую параллель с концепцией сна, который медленно растворяется и уходит из нашей памяти с усилением дневного света.
В представленных произведениях прослеживается единый художественный язык авторки. Серкебаева делает вид, что концентрируется на деталях и фрагментах, избегая цельного изображения. Однако различными комбинированными методами и техниками она погружает зрителя в продуманное театральное пространство, предлагая ему место в первых рядах при исполнении айтыса, динамичное путешествие под колыбельную или пройтись среди блестящих масок, птиц и прочих полу-фигуративных форм по метафизической театральной сцене.
Одна из задач художницы состояла в том, чтобы дезориентировать зрителя, поместив его в ирреальный мир, где господствуют тени. Порой посещает мысль, что эти тени — самое конкретное среди всего изобразительного материала. Понятие «тень» художница рассматривает здесь не в узком конкретном смысле, а как живую плотную массу, как представительницу трансцендентного наравне с полупрозрачными невнятными образами, мелькающими в видео-арте.