Что происходит с KIIZ Space: конфликт с резидентами и переезд в Алматы

Что происходит с KIIZ Space: конфликт с резидентами и переезд в Алматы

Полный переезд KIIZ Space из Шымкента в Алматы, возможно, не так удивил избалованных творческими тусовками алматинцев, но точно стал громкой новостью для культуры Шымкента. 
Арт-пространство откроется в «Доме» на Барибаева уже в середине декабря. Мы поговорили о причинах переезда и судьбе KIIZ с основателем Шыңғысом Рысқұловым и бывшими участниками проекта – Музаффаром Салметовым и Аманом Рахметовым.

В июне продакшн-команда ‘98mag приезжала в Шымкент, чтобы снять документальный фильм о культуре этого города. Тогда местом, тепло принявшим наших ребят и оказавшимся точкой притяжения творческого пласта региона, было арт-пространство KIIZ Space.

С тех пор проект претерпел несколько трансформаций: от коллабораций с OYU Fest, Shiza и Айсултаном Сеитовым до ухода резидентов и удаления всех публикаций с соцсетей. Недавно стало известно, что основатель Шыңғыс Рысқұлов вместе со своим детищем переезжает в Алматы, закрыв пространство в Шымкенте.

В новом материале разбираемся, что происходило с KIIZ за последние полгода.

 

Причина переезда

По словам Шыңғыса, KIIZ Space в Шымкенте столкнулся с проблемой, о которой сегодня говорят в каждом регионе нашей страны это проблема отопления, а точнее его отсутствия.

В KIIZ стало очень холодно. Мы мёрзли и прошлой зимой, поэтому в этом году я не хотел проходить через тоже самое. Проблема в помещении. Арендаторы не стремились исправить её и не соглашались на бесплатный месяц аренды в обмен на ремонт с нашей стороны. «Хотите делайте для себя», – такая у них была позиция», – рассказал Шыңғыс ‘98mag.

фото: @blackberry.di

Что случилось с резидентами

Во время нашей поездки летом на юг KIIZ Space был полон людей. Вокруг Шыңғыса была команда из резидентов и партнёров, которые занимались развитием арт-пространства.

Мы решили узнать, что будет с ними после переезда в Алматы, однако, как выяснилось, с тех пор KIIZ опустел, и в проекте остался только его основатель.

Бывшие резиденты открыли собственный арт-спейс. Оказывается, пока я летом находился в Алматы, ребята решили, что на примере KIIZ поняли как делать такие проекты и захотели создать свой. Не предупредив меня, они уже начали искать помещение», – объяснил Шыңғыс.

Он подчеркнул, что собирался доверить KIIZ Space бывшим коллегам. Сам Шыңғыс планировал работать над новым проектом – школой современного искусства Syzgan. Партнёры помогли ему решить финансовые вопросы, и он уехал на полтора месяца в Алматы. Во время его отсутствия возникли проблемы с позиционированием KIIZ в соцсетях: в команде случился конфликт из-за публикаций в инстаграм-странице:

Я писал ребятам: «Вы что творите? Зачем пишете на русском? Делайте контент на казахском!». Они мне отвечали, что всё нормально, «зато покрываем аренду». Тогда они уже собирались уходить и не говорили мне об этом», – рассказал Шыңғыс.

В сентябре он попросил резидентов освободить арт-спейс за три дня. При этом, по словам Шыңғыса, сейчас у него не осталось никаких обид, и он рад, что творческих инициатив в Шымкенте становится больше. Он продолжает ходить в кофейню к Аману Рахметову – экс-резиденту KIIZ, который как раз таки открыл собственное пространство «Цех 361».

«УГОЛ 29 А» и «Цех 361»

Помимо KIIZ Space, важно упомянуть две локации, участвующие в нашей истории. Это кофейня «УГОЛ 29 А» и арт-спейс «Цех 361» в Шымкенте. Оба проекта основал поэт Аман Рахметов.

Третьего июня я открыл при KIIZ свою кофейню «УГОЛ 29 А». Шыңғыс уехал и передал полномочия Музаффару. Мы нормально работали, я проводил литературные вечера, привозил писателей. Затем Шыңғыс вернулся с новым видением и попросил соседних резидентов освободить пространство. А я решил съехать сам», – вспоминает Аман.

По его словам, на тот момент он не думал об открытии «Цеха», но искал помещение для собственных идей, понимая постоянную переменчивость концепции KIIZ.

Я пришёл в KIIZ после ухода из военной службы в запас. 17 лет я был в подчинении в армии и устал быть под чьим-то контролем. Хотел что-то своё. В KIIZ  я по сути тоже был под чужим управлением», – рассказал Аман.

Двое резидентов, Нурибану и Иван, некоторое время ещё работали с ним после удаления из KIIZ Space, а затем ушли в собственное плавание.

Первого октября в техническом режиме открылось пространство Амана «Цех 361», где «361» символизирует для него как для писателя выход за пределы обычной реальности.

Однако, как и Шыңғыс, Аман тоже сталкивается с обычными трудностями развития арт-спейса:

Проблемы в арт-пространствах одни и те же – отсутствие тепла, света. Изначально пространство даёт второе дыхание старым помещениям, поэтому нужны большие вложения. Однако всегда может прийти хозяин и забрать его», – поделился он.

К переезду KIIZ в Алматы Аман относится нейтрально. Но, по его словам, было бы здорово, если в Шымкенте работали и «Цех 361», и KIIZ Space.

Для меня KIIZ был больше про людей. Мне нравилось не само помещение, а именно люди, которые приходили в это арт-пространство», – сказал он.

Помимо резидентов, из проекта ушли партнёры. В их числе один из героев нашего документального фильма про KIIZ, а также человек, который долгое время занимался его развитием – Музаффар Салметов.

Мы связались с ним, чтобы узнать его версию летнего раскола в KIIZ Space.

Конфликт с партнёрами

Музаффар ушёл из проекта в августе из-за разногласий с основателем. В разговоре с нами он рассказал, что за конфликтом стоит глубокая история, но главное в ней – его последняя договорённость с Шыңғысом.

В начале июля мы договорились о том, что он передаст мне и третьему партнёру KIIZ в управление, а сам отойдёт от дел, оставаясь основателем. Мы пожали руки. Он обещал, что не будет вмешиваться в процессы. С этого момента мы полностью вели проект сами», – сказал Музаффар.

По его словам, обещание Шыңғыс не сдержал. Вскоре между ними случился неприятный разговор:

Шыңғыс позвонил мне со словами: «Ваша работа никуда не годится, вы всё портите, и я хочу вернуться». Выяснилось, что KIIZ – что-то вроде его личного проекта. Меня это сильно обидело, потому что над пространством всё это время трудился не он один. Была целая команда, и каждый от души отдавался работе», – поделился Музаффар.

После нарушенной договорённости из проекта ушёл третий партнёр, а затем и сам Музаффар.

Ребята ругали меня за уход, считая, что надо отстоять KIIZ перед Шыңғысом. Но я не хотел ничего делать, потому что это его детище. Он создавал его с нуля, и я это ценю. Поэтому когда дело дошло до конфликта, я предпочёл уйти», – рассказал он.

Что касается разногласий по поводу русскоязычных публикаций в инстаграм-странице проекта, Музаффар объясняет случившееся так:

Я сказал Шыңғысу, что контент, в первую очередь, будет на казахском, но в описании будет текст на русском, потому что у нас разная аудитория. Я хотел дать возможность русскоговорящим людям участвовать в наших мероприятиях. Мы тоже договорились с ним об этом на самом деле. Уже после своего возвращения он вёл KIIZ только на казахском», – сказал он.

При этом, по словам Музаффара, разговоры бывших резидентов об открытии своего пространства не являлись сутью конфликта. Он утверждает, что они с Шыңғысом мечтали, чтобы напротив KIIZ появился ещё один арт-спейс, и у жителей города соответственно появилось больше выбора между творческими тусовками. «Резиденты люди свободные», – отметил он.

Музаффар работал в KIIZ Space с февраля 2023 года. Сейчас он взялся за учёбу, а планы по развитию культурных проектов в Шымкенте оставил на будущее. Свой тандем с Шыңғысом он считает успешным, ведь они могли «хорошо подменять друга друга для развития KIIZ».

Мы спросили его мнение о переезде пространства в Алматы.

KIIZ должен был быть в Алматы, но при этом не закрываться в Шымкенте. Ведь основная идея KIIZ Space – развитие культуры и творчества нашего города. Это большая потеря. Это то, что я ему не простил. Ежедневно находясь в арт-пространстве, я вкладывался только ради того, чтобы это место существовало. Я же видел насколько оно нужно Шымкенту», – поделился Музаффар.

KIIZ в Алматы

KIIZ Space начнёт работу в «Доме» на Барибаева с 16 декабря. На открытие в Алматы Шыңғыс приедет не один:

Мы привезём около 10 работ Саида Атабекова, которые ранее никто не видел. Также я везу с собой повара из Шымкента. Будем каждый день во время обеда продавать плов и шашлык», – рассказал он о своих планах ‘98mag.

До удаления всех постов в инстаграм-странице KIIZ Space Шыңғыс объявлял, что теперь будет заниматься пошивом ковров. Как выяснилось, за это время он создал столько ковров, что хватило бы на целую выставку. С идеи провести такое мероприятие в Алматы и началось его нынешнее сотрудничество с Дауреном Тюлеевым – основателем «Дома 36» на Барибаева. Пока KIIZ Space арендует помещение в «Доме» бесплатно.

По словам Шыңғыса, он всё ещё в поисках направления для своего арт-пространства. За этот год он перепробовал разные форматы (выставки, кинопоказы, концерты) и, похоже, продолжает экспериментировать. Поэтому проект уже не раз сменил айдентику, да и переезд в Алматы, как выяснилось, может быть временным:

Я вернусь в Шымкент. Здесь в Алматы мы обрастаем новыми связями, чтобы стать лучше, чем были! Когда мы снова откроемся в Шымкенте, я не хочу больше сидеть у кого-то на аренде. Может, возьму землю и построю KIIZ заново», – объяснил Шыңғыс.

Мы продолжим следить за судьбой арт-пространства KIIZ Space, которое однажды раскрыло весь колорит культуры Шымкента для наших читателей и не только. Где бы оно ни находилось.

KIIZSPACE-пен не болып жатыр: резиденттермен кикілжің және Алматыға көшу

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Добро пожаловать в «Kokomba»: о выставке Ambujerba и Kokonja
Город
#события
Добро пожаловать в «Kokomba»: о выставке Ambujerba и Kokonja
Станьте частью феминистской инсталляции в Банкгоге
Ликбез
Станьте частью феминистской инсталляции в Банкгоге
Зины: история, эволюция и культурное влияние
Ликбез
Зины: история, эволюция и культурное влияние
Глава Nomad Stunts организует первую в Европе премию для каскадёров
Культура
#кино
Глава Nomad Stunts организует первую в Европе премию для каскадёров
«Sheker: последний шанс» — красиво, но очень плохо. Разбираемся почему
Культура
#кино
«Sheker: последний шанс» — красиво, но очень плохо. Разбираемся почему