Что мы увидели на выставке «Неустойчивое равновесие»?

С 6 по 11 мая в 101 Dump Gallery проходила групповая выставка «Неустойчивое равновесие». Представленные работы были отчётом о завершении курса «Генеративная графика в TouchDesigner» в рамках обучения в Dump Education. Выпускные проекты представили: Анастасия Айгузина «I EXIST», Red Nort «Свет внутри», Анар Юсупова «Reset», Айым Дуйсебек «Искажение», Айгерим Елжан «Moon», Камила Ержан «Водопад времени», TheMaker.kz «TOX_IGOR», Даниил Рябота «Зритель №1».

Исследования нашего существования в пространстве и времени, проводимые искателями XXI века, приводят к таким же неустойчивым ответам, как и сама Вселенная. Эту неустойчивость мы наблюдаем буквально — в динамичном, нестабильном характере работ участников проекта. Под неустойчивостью Вселенной мы также понимаем её постоянное движение (расширение), непрерывную подвижность всех её объектов. Вопросы мироздания и бытия далеко не новые в искусстве, но остаются актуальными — они продолжают волновать художников, философов и мыслителей.

Учащиеся Dump Education, используя самые современные инструменты, создали динамичные состояния сознания в цифровой реальности. С помощью генеративной графики они визуализировали собственные размышления на тему границ настоящего и вымышленного, собственного телесного и ментального самоощущения, концентрации на настоящем и способностях памяти.

Генеративная графика относится к цифровому искусству, которое во всех своих проявлениях неотъемлемо связана с нашим временем. До середины XIX столетия подобное искусство в принципе не могло существовать: мы намеренно обозначаем этой границей момент появления фотоаппарата. Период аналоговой съёмки, длившийся около столетия, можно рассматривать как переходную стадию между аналоговой и цифровой визуальностью в масштабах истории человечества. Очевидно, что цифровой формат предоставляет больше возможностей и, скорее всего, надолго останется с нами — по крайней мере до тех пор, пока не будет изобретено нечто новое.

Главный вопрос, который поднимает цифровое искусство, — это вопрос симуляции. Примечательно, что этого понятия касались ещё древние греки, исключая связь между изображением и реальным объектом. В XX веке понятие симулякра стало ключевым для понимания ряда художественных направлений, но сегодня ему уделяется ещё больше внимания. Некоторые из представленных работ напрямую связаны с темой симуляции: Moon Айгерим Елжан, I EXIST Анастасии Айгузиной, «Искажение» Айым Дуйсебек. Все они представляют альтернативную реальность, сгенерированную нейросетью, но при этом несущую идею первичного создателя — человека.

Остальные работы относятся к интерактивной генеративной графике и в большей степени раскрывают концепцию неустойчивости, лежащую в основе выставки. Они исследуют баланс между предсказуемостью и непредсказуемостью: движения зрителя запускают цифровую реакцию, создавая уникальное визуальное воспроизведение. Однако дело не только в непредсказуемости — само существование этих цифровых объектов зависит от присутствия человека. Такой экзистенциальный характер интерактивных работ усложняется тем, что они становятся своего рода портретами зрителей.

Наверное, наиболее чуткая и проникновенная из них «Свет внутри» Red Nort, так как в большей степени связана с ментальной осязательностью. Свет здесь ассоциируется с внутренним теплом и напоминает нам, что мы — живые организмы, находящиеся здесь и сейчас. В этот момент грань между реальностью и симуляцией практически стирается.

Обратное происходит при обращении к теме памяти. Даже долговременная память представляет собой нечто неуловимое. Со временем она оттачивается, трансформируя образы. Память объектов, подобно человеческой, может быть связана как с мимолётным состоянием (кратковременностью), так и с длительным. Но даже самое прочное, кажущееся вечным воспоминание может быть разрушено или утрачено.

Ещё одна работа, которую хотелось бы рассмотреть, — «Водопад времени» Камилы Ержан. Это зацикленная смену фото, текущая змейкой, оставляющей за собой моменты присутствия. Работа является аллегорией времени — но, по-видимому, не линейного. Раскадровка предлагает нам вернуться в конкретный фрагмент нашей жизни, взглянув на него заново. Бегущая синяя змейка делит эти образы, словно пытаясь запутать последовательность событий. Таким образом, мы видим собственное отражение сразу в нескольких переменных состояниях — за исключением будущего. Хотя в теории этот момент можно поправить с помощью нейросети — зная образ, алгоритм способен предсказать его видоизменение. А если чего-то не существовало в прошлом — остаётся вероятность, что это проявится в будущем.

С этим напрямую перекликается работа Анар Юсуповой. Reset предлагает перезагрузку распадающегося до неузнаваемости изображения (портрета), которая возможна только по инициативе зрителя (ему нужно сделать определённый жест). Процесс повторения оригинала (зрителя) и его дальнейшая трансформация и возврат к исходной точке исследуют вопросы симуляции. Будет ли восстановленное изображение идентично первоначальному? В отличие от философских представлений о симулякре прошлых столетий, в цифровом искусстве важную роль играет темпоральность. Подвижное изображение всегда связано со временем — оно не статично, а значит, открывает более глубокие уровни осмысления понятий симуляции, памяти и присутствия.

В завершение хочется отметить общую черту, объединяющую все представленные работы: схожие космические образы. По всей видимости, за этим стоит коллективная ассоциация с непознанным, глубинным космосом. Отсюда и идёт желание познания непостоянства, связанного с беспрерывно движущейся Вселенной. Цифровой художественный язык во многом перекликается с языком физики, в основе которого визуально можно выделить фракталы, мелкие единичные частицы. Электрон в физике и пиксель в цифровом искусстве — два элемента, схожих по своей фундаментальности. Подобная аналогия наталкивает на размышления о симуляции, о мире реальном и вымышленном, тем, что создано природой или сгенерировано искусственным интеллектом.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Почему Sadraddin — comfort space казахстанской музыки
Культура
#музыка
Почему Sadraddin — comfort space казахстанской музыки
Ермек Турсунов покинул Казахстан, заявив о давлении и страхе за свободу
Ликбез
#общество
Ермек Турсунов покинул Казахстан, заявив о давлении и страхе за свободу
Ароматы от Ice Spice: певица готовит свой парфюмерный дебют
Стиль
#красота
Ароматы от Ice Spice: певица готовит свой парфюмерный дебют
Threads — это казахстанский Twitter
Ликбез
#общество
Threads — это казахстанский Twitter
Как Vaundy создаёт портрет Японии 80-х
Культура
#музыка
Как Vaundy создаёт портрет Японии 80-х