Исследования нашего существования в пространстве и времени, проводимые искателями XXI века, приводят к таким же неустойчивым ответам, как и сама Вселенная. Эту неустойчивость мы наблюдаем буквально — в динамичном, нестабильном характере работ участников проекта. Под неустойчивостью Вселенной мы также понимаем её постоянное движение (расширение), непрерывную подвижность всех её объектов. Вопросы мироздания и бытия далеко не новые в искусстве, но остаются актуальными — они продолжают волновать художников, философов и мыслителей.
Учащиеся Dump Education, используя самые современные инструменты, создали динамичные состояния сознания в цифровой реальности. С помощью генеративной графики они визуализировали собственные размышления на тему границ настоящего и вымышленного, собственного телесного и ментального самоощущения, концентрации на настоящем и способностях памяти.
Генеративная графика относится к цифровому искусству, которое во всех своих проявлениях неотъемлемо связана с нашим временем. До середины XIX столетия подобное искусство в принципе не могло существовать: мы намеренно обозначаем этой границей момент появления фотоаппарата. Период аналоговой съёмки, длившийся около столетия, можно рассматривать как переходную стадию между аналоговой и цифровой визуальностью в масштабах истории человечества. Очевидно, что цифровой формат предоставляет больше возможностей и, скорее всего, надолго останется с нами — по крайней мере до тех пор, пока не будет изобретено нечто новое.
Главный вопрос, который поднимает цифровое искусство, — это вопрос симуляции. Примечательно, что этого понятия касались ещё древние греки, исключая связь между изображением и реальным объектом. В XX веке понятие симулякра стало ключевым для понимания ряда художественных направлений, но сегодня ему уделяется ещё больше внимания. Некоторые из представленных работ напрямую связаны с темой симуляции: Moon Айгерим Елжан, I EXIST Анастасии Айгузиной, «Искажение» Айым Дуйсебек. Все они представляют альтернативную реальность, сгенерированную нейросетью, но при этом несущую идею первичного создателя — человека.
Остальные работы относятся к интерактивной генеративной графике и в большей степени раскрывают концепцию неустойчивости, лежащую в основе выставки. Они исследуют баланс между предсказуемостью и непредсказуемостью: движения зрителя запускают цифровую реакцию, создавая уникальное визуальное воспроизведение. Однако дело не только в непредсказуемости — само существование этих цифровых объектов зависит от присутствия человека. Такой экзистенциальный характер интерактивных работ усложняется тем, что они становятся своего рода портретами зрителей.
Наверное, наиболее чуткая и проникновенная из них «Свет внутри» Red Nort, так как в большей степени связана с ментальной осязательностью. Свет здесь ассоциируется с внутренним теплом и напоминает нам, что мы — живые организмы, находящиеся здесь и сейчас. В этот момент грань между реальностью и симуляцией практически стирается.
Обратное происходит при обращении к теме памяти. Даже долговременная память представляет собой нечто неуловимое. Со временем она оттачивается, трансформируя образы. Память объектов, подобно человеческой, может быть связана как с мимолётным состоянием (кратковременностью), так и с длительным. Но даже самое прочное, кажущееся вечным воспоминание может быть разрушено или утрачено.
Ещё одна работа, которую хотелось бы рассмотреть, — «Водопад времени» Камилы Ержан. Это зацикленная смену фото, текущая змейкой, оставляющей за собой моменты присутствия. Работа является аллегорией времени — но, по-видимому, не линейного. Раскадровка предлагает нам вернуться в конкретный фрагмент нашей жизни, взглянув на него заново. Бегущая синяя змейка делит эти образы, словно пытаясь запутать последовательность событий. Таким образом, мы видим собственное отражение сразу в нескольких переменных состояниях — за исключением будущего. Хотя в теории этот момент можно поправить с помощью нейросети — зная образ, алгоритм способен предсказать его видоизменение. А если чего-то не существовало в прошлом — остаётся вероятность, что это проявится в будущем.
С этим напрямую перекликается работа Анар Юсуповой. Reset предлагает перезагрузку распадающегося до неузнаваемости изображения (портрета), которая возможна только по инициативе зрителя (ему нужно сделать определённый жест). Процесс повторения оригинала (зрителя) и его дальнейшая трансформация и возврат к исходной точке исследуют вопросы симуляции. Будет ли восстановленное изображение идентично первоначальному? В отличие от философских представлений о симулякре прошлых столетий, в цифровом искусстве важную роль играет темпоральность. Подвижное изображение всегда связано со временем — оно не статично, а значит, открывает более глубокие уровни осмысления понятий симуляции, памяти и присутствия.
В завершение хочется отметить общую черту, объединяющую все представленные работы: схожие космические образы. По всей видимости, за этим стоит коллективная ассоциация с непознанным, глубинным космосом. Отсюда и идёт желание познания непостоянства, связанного с беспрерывно движущейся Вселенной. Цифровой художественный язык во многом перекликается с языком физики, в основе которого визуально можно выделить фракталы, мелкие единичные частицы. Электрон в физике и пиксель в цифровом искусстве — два элемента, схожих по своей фундаментальности. Подобная аналогия наталкивает на размышления о симуляции, о мире реальном и вымышленном, тем, что создано природой или сгенерировано искусственным интеллектом.