Что «Целинный» готовит к своему открытию

Что «Целинный» готовит к своему открытию

Уже совсем скоро в отреставрированном здании возобновит свою работу Центр современной культуры «Целинный». Рассказываем подробнее, какую программу ЦСК подготовил к долгожданному открытию.

Вот-вот после обширной реставрации свои двери для посетителей и криэйтров распахнёт Центр современной культуры «Целинный», расположенный в здании бывшего советского кинотеатра, в честь которого и получил своё название. Открытие станет началом новой главы в истории Центра в качестве первой частной институции по поддержке современной культуры в Казахстане с собственной площадкой. По такому случаю «Целинный» подготовил насыщенную программу открытия, которая ознаменует ещё более плодотворную деятельность.

Три крупных проекта станут ядром открывающей программы: Barsakelmes, архитектурная выставка «От неба до земли: “Целинный”» и архивная выставка «Документация: воображение Центральной Азии на карте современного искусства». Программа была создана совместно с архитекторами Асиф Ханом, Чингизом Батырбековым и Асель Есжановой, кураторкой Асель Рашидовой, художницами Гульнур Мукажановой и Дарией Темирхан, а также музыкальными исполнителями qazaq indie — Samrattama, Зере, Саадет Тюркоз, dudeontheguitar, Балхаш снится, Steppe Sons и lovozero.

Barsakelmes — междисциплинарный проект, совмещающий в себе элементы перформанса, инсталляции и выставки. Он позволит зрителю узнать больше о здании и ознакомиться с перформансами, концертами, событиями и инициативами, в создании которых приняли участие локальные и региональные художники.

«Барсакельмес» (в переводе с казахского «Пойдешь и не вернёшься») — название бывшего острова посреди Аральского моря, а ныне урочища в Кызылординской области Казахстана. В рамках проекта Barsakelmes рассматривается как географический и концептуальный центр, открывающий новое прочтение мифа о Нуртоле — народной легенды, повествующей о подвиге юного кюйши, сумевшем с помощью силы звука кобыза увести за собой змееподобных монстров на дно Аральского моря. Теперь, когда Аральское море олицетворяет собой последствия одной из крупнейших антропогенных экологических катастроф в истории, змеиные духи возвращаются на поверхность.

Легенда о Нуртоле исторически связана с древним ритуалом инициации и обрядом поминовения духов предков — аруахов. Подобно этому, программа ставит целью ритуальное очищение нового пространства «Целинного» при помощи благословения аруахов посредством различных медиа — искусства, звука, музыки, танца, а также визуальной культуры в самом широком значении. Такой междисциплинарный подход направлен на демонстрацию «Целинного» как пространства для воплощения желаний, «убежища»  для искусства и мысли: отныне это не пространство проекции —кинотеатр, а пространство производства — место для перформансов, выставок и рефлексии. Ресинтез и переосмысление проекта Barsakelmes — совместная работа команды «Целинного», художниц Гульнур Мукажановой, Дарии Темирхан, Samrattama и qazaq indie. 

В образовательном пространстве «Ателье» откроется проект под названием «Документация: воображение Центральной Азии на карте современного искусства» — архивная выставка под кураторством Асель Рашидовой. Она основана на архивном проекте «Целинного» Documentation — базе данных о современном искусстве Центральной Азии с 1985 года, и предлагает зрителям вспомнить жизнь современного искусства в регионе на стыке 1990-х и 2000-х годов, фокусируясь на его самовосприятии как внутри Центральной Азии, так и на глобальной арт-сцене. Нелинейная, фрагментированная, мобильная — выставка одновременно передаёт и разобщенность, и целостность прошлого, создавая ощущение его присутствия в настоящем. Интерактивная и основанная на дискуссии, она отражает идею базы данных как открытой платформы для совместной работы художников и исследователей по сохранению и изучению прошлого.

А в пространстве «Орта 1» программа открытия позволит ознакомиться с архитектурной выставкой о реконструкции Центра «От неба до земли:Целинный”». Куратором выступил историк искусства и архитектуры, доктор Маркус Лахтиинмяки. 

Архитектурная трансформация «Целинного» — это видение архитектора Асиф Хана, переосмыслившего здание советского кинотеатра в новой функции Центра современной культуры — инклюзивной платформы для творчества и общественного диалога. Расположенное в самом сердце культурной столицы Казахстана, обновлённое здание возвращает себе многослойную историю и формирует возможности для новых поколений.

Новая структура пространства Центра «Целинный» выстраивает череду впечатлений и взаимодействий. В его основе — огромный зал с 18-метровым потолком, где в прошлом был установлен крупнейший киноэкран в Советском Союзе. Сегодня зал представляет собой гибкое универсальное пространство-трансформер для любых проектов, создаваемых художниками и кураторами для широкой аудитории.

Вдохновляясь устойчивым казахским пространственным восприятием, первый уровень здания преобразован в единую бесступенчатую плоскость, приглашающую посетителей. Новый «Целинный» — открытое и доступное для всех общественное пространство, естественно сливающееся с ландшафтом Алматы и растворяющее границы между внешним и внутренним.

В крыльях здания после реконструкции располагаются галерея «Капсула», образовательное «Ателье» с библиотекой, книжный магазин издательства «Целинный», офис центра, а также специализированная загрузочная зона для устройства гибких выставок и мероприятий. Кафе JER в южном крыле раскрывается на террасу с видом на пейзаж, напоминающий сухое русло горной реки и создающий ландшафтную связь между плазой «Целинного» и соседним сквером имени А. Байтурсынова. Общественные пространства центра «Целинный» с открытыми зонами для отдыха и коммуникации образуют новую культурную экосистему, призванную возродить исторический алматинский «Бродвей».

Главный фасад переосмыслен в виде текучей формы белого облака длиной 42 метра, вдохновлённой кочевой космологией. Это облако символизирует диалог между Тенгри — Небом и Умай — Землёй, а также бесконечные возможности жизни, рождающейся из их союза. С течением дня солнце создает кинематографическое движение света и тени на полотне фасада. Эфемерность постоянно меняющегося облачного пейзажа Асиф Хана привносит утонченность и природную органичность в монументальную советскую архитектуру.

Оригинальное сграффито советского художника Евгения Сидоркина, скрытое за гипсокартоном во время предыдущей реконструкции в начале 2000-х годов и обнаруженное только в 2018 году, бережно отреставрировано и вновь открыто городу.

Как общественный центр и пространство открытого взаимодействия, обновлённый «Целинный» теперь представляет собой безграничное художественное полотно, приглашая современников Алматы создавать новые истории, традиции и мечты.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика
Стиль
#мода
Молодой казахстанец стал моделью IMG Models после вирусного ролика