Черёмуха, холодный пол, семейные встречи. О выставке Евгении Грекиной «Дом, которого нет»

В пространстве Efes Art Space / Ozgeepic проходит персональная выставка казахстанской художницы Евгении Грекиной «Дом, которого нет». Выставка продлится до 21 сентября. Кураторки проекта: Полина Жукова, Оля Веселова.

Выставка «Дом, которого нет» Евгении Грекиной посвящена размышлениям о памяти: её устойчивости через предметы и её неуловимости через ассоциации. Память — тема, к которой довольно часто обращаются современные художники, они рассматривают эту способность в различных контекстах, начиная с сугубо личных историй, заканчивая событиями и явлениями коллективной памяти.

«Дом, которого нет» — личная история. Представленные предметы интерьера из дома бабушки художницы перенесли атмосферу быта в выставочное пространство. К слову, таких предметов немного, но их расположение держит зрителя в настроении и внимании к деталям. Помимо объектов в экспозицию вошли живописные полотна различного формата и видео-арт, представляющий из себя нарезку с семейных встреч. Помехи, фрагментарность и спутанная последовательность в видео-работе «Сон одной девочки» (2024) отчётливо иллюстрирует то, как в нашей памяти всплывают кусками воспоминания из детства. Если мы попытаемся воспроизвести в своей голове какое-то событие из прошлого, оно никогда не будет идеально хронологически достоверным. Даже если помнить каждый миг, мозг будет воспроизводить картинки в иной последовательности, погружая нас в калейдоскоп воспоминаний.

Сосредоточилась ли Евгения Грекина в своей живописи, как в видео-арте, на самых значимых моментах? Кажется, что нет. Это подтверждают многочисленные абстракции. Особое значение имеет их крайне маленький формат, который подчёркивает затуманенность и неполноту образов. Художница усиливает это впечатление с помощью локального несложного колорита, а крупные пастозные следы кисти визуально уменьшают живописную поверхность.

Необычного глянцевого и в то же время живописного эффекта художница добилась в работе «Тайные разговоры на черёмушном дереве» (2025). Здесь чёрный цвет служит не поглощающим память пространством, через которое усиленно пытается пробраться авторка, что можно заметить в большинстве других работ («Нераспознанное воспоминание», 2024; «Свет» и «Свет 2», обе 2025; «Внутренний архив» и «Внутренний архив 2», обе 2024 и др.), а спелой ягодной массой, сквозь которую просачивается густой насыщенный красный сок. В верхней части работа дополнена веточкой спелых ягод, сделанной из проволоки и камня, в чём также можно прочитать условность и, возможно, символизм образа, а не реалистичность.

Как и в «Тайных разговорах на черёмушном дереве», так и в других подобных абстракциях авторка с помощью названия наделяет полотно чувствами («Тёплая глиняная река с водорослями», 2025), ассоциациями («Прятки в саду», 2025) и даже запахами («Запах комода 2», 2025), не связанными с изобразительностью. Например, смысл работы «Всегда холодный пол» (2025) противоречит сильно тёплому тону живописи. И мы уже ярко представляем себе не уютный тёплый пол, а холодный, просто красновато-коричневого цвета. Название таких работ можно рассматривать как попытку архивации — способ удержания памятных моментов.

В экспозиции условно выделяются несколько блоков, два из которых имеют общую схему: крупное сюрреалистическое полотно, дополненное точечными абстрактными пятнами и объектами. Контраст между конкретностью и осязаемостью предметов и мазками памяти делает выставку такой очаровательной. Зритель балансирует в этом временном потоке, пытаясь дорисовать в своём воображении картинки, заполняя пространство между холстами. Факт в том, что это и остаётся только попыткой, даже для самой художницы. Вся выставка говорит нам об этом.

«Дом, которого нет» не столько о сохранении воспоминаний, а скорее представляет собой прощание с домом, вызывающее чувство ностальгической грусти, которое зритель хорошо ощущает. В итоге наиболее реальным кажутся не предметы интерьера, которые бережно хранит Грекина, а именно её примитивная абстракция. В памяти как художницы, так и зрителя остаются яркие цветовые пятна, изредка мерцающие в пространстве.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Семь бизнесвумен из Казахстана получили гранты на развитие своих проектов
Бизнес
#люди
Семь бизнесвумен из Казахстана получили гранты на развитие своих проектов
Киберпессимизм: от книгопечатания до ChatGPT
Бизнес
#технологии
Киберпессимизм: от книгопечатания до ChatGPT
От диабета до ожирения: как семаглутид стал главным лекарством XXI века
Ликбез
#общество
От диабета до ожирения: как семаглутид стал главным лекарством XXI века
Say Mo анонсировала первый сольный тур 1 SHOT TOUR
Город
#события
Say Mo анонсировала первый сольный тур 1 SHOT TOUR
«Ванпанчмен»: из пародии в самопародию
Культура
#кино
«Ванпанчмен»: из пародии в самопародию