Большая часть архитектурного наследия Алматы – это здания, построенные в буйство советского модернизма. Их объединяли массивность, определённая облицовка и декоративность. Несмотря на принципы типизации, такая архитектура в союзных республиках нередко демонстрировала свои народные черты.
Рассказываем, как алматинские здания второй половины 20-го века обретали национальный дух.
Фото на обложке: «Власть»
Если перед вами железобетонное здание массивной формы с футуристическими конструкциями и выдержанным декором, то скорее всего оно было построено в стиле советского модернизма.
Если вы находитесь в Алматы, то такая вероятность становится намного выше. Большинство знаковых строений в городе возведены именно в период с 1955 по 1991 год, так как Алматы имел статус столицы, и над обликом города корпели как местные, так и приглашённые архитекторы. Они старались над тем, чтобы в «городе-саде» изящно переплетались зелень и железобетонные здания.
В то время перед архитекторами стояла задача – при быстрых темпах строительства нужно было отбирать наиболее экономичные и воспроизводимые решения. Этот путь имел серьёзные эстетические недостатки, ведь репликация типовых объектов придавала застройке советских городов монотонный, невыразительный характер, и не учитывала природные и культурные различия.
Больше оправдал себя метод типизации отдельных фрагментов здания (блок-секций), но и он не решал проблему кардинально. Всё, что могли сделать архитекторы союзных республик для придания своеобразия массовой застройке, это вернуться к испытанному в прошлом средству – орнаменту, пишет историк материальной культуры Алмас Ордабаев для проекта Аrchcode.
Фото: Village.kz, «Власть»
Помимо этого, большинство типовых проектов, разработанных в центральных проектных институтах СССР, не учитывали сейсмичности региона. Для многих общественных и административных зданий в Алматы приходилось разрабатывались индивидуальные проекты.
Да и инсталлировать национальные черты было отнюдь не так просто. Если фасады классических зданий сталинской эпохи можно было, например, украсить лепниной с восточным орнаментом, то для модернистской архитектуры надо было искать новые решения.
Фото: «Власть», Voxpopuli
Так, например, в 1971 году возвели Дворец бракосочетания. Архитекторами выступили Малбагар Мендикулов и Александр Леппик. Основу конструкции составляет полый железобетонный каркас круглой формы, который с одной стороны, напоминает юрту, с другой – символизирует два обручальных кольца, одно в другом.
Средний уровень здания покрывают солнцезащитные решётки, которые напоминают национальный орнамент и придают фасаду текстуру. Вход был отмечен крупной цветной мозаикой, собранной из множества отдельных панелей. Автор панно изобразил на нём влюблённую пару, выполненную в традиционных мотивах.
Дворец бракосочетания пережил три реконструкции.
Фото: yvision.kz, almatycity.kz
Другим удачным примером использования традиционных мотивов в архитектуре можно считать здание аппаратно-студийного комплекса (АСК) архитекторов Александра Коржемпо и Николая Эзау.
Сверху строение украшают огромные «сталактиты». Вход в здание украшен национальной вязью. Перед ним находились фонтаны, которые несколько лет назад неудачно реконструировали, и они теперь не работают. Удивительно, но уникальное здание аппаратно-студийного комплекса никогда не входило в список памятников архитектуры.
Фото: «Власть»
Советские архитекторы старались вложить национальные черты не только в конструкции и декор, но и в саму форму зданий. Например, банно-оздоровительный комплекс «Арасан» – один из последних проектов «кунаевского» периода.
Комплекс состоит из трёх основных павильонов и своим полуциркульным очертанием напоминает дворец в восточном стиле. Одним и главных акцентов стали купола, имея традиционную азиатскую форму, они служат перекрытием основных залов моечных отделений.
Здание сейсмоустойчиво, безопасность обеспечивается железобетонными ядрами жёсткости.
Фото: voxpopuli, visitalmaty
В 2018 году вышла книга российских историков архитектуры Анны Броновицкой и Николая Малинина и фотографа Юрия Пальмина, которые специально приехали в Алматы, чтобы создать путеводитель-справочник по архитектуре советского модернизма.
В книгу «Алма-Ата: архитектура советского модернизма» вошло более 60 объектов в самых разных архитектурных стилях, созданных между хрущёвской реформой и распадом СССР. Анна Броновицкая и Николай Малинин рассматривают каждое здание в контексте культурной, социальной и политической истории.
Фото: «Власть»
В интервью «Власти» фотограф Юрий Пальмин отмечает, что при проектировании зданий архитекторы старались не просто вставить декор в национальном стиле, но и наделить его функциональной особенностью.
«Когда я бродил по городу, особое внимание обращал на жилье типовое и не очень типовое, и заметил, что в лучших образцах было найдено компромиссное решение. Национальной стала плотность и регулярность повторяющихся элементов здания, причем функциональных – это солнцезащита. Получилось, что с одной стороны, это такой восточный орнамент, с другой стороны, он функционален»
Авторы книги считают, что сегодня Алматы можно назвать «столицей советского модернизма». Во многом сохранить важные памятники и здания помог перенос столицы в Астану, где и занялись архитектурной репрезентацией независимого Казахстана.
Алматы же остаётся действующим музеем советского модернизма, где можно увидеть и первую в мире прозрачную библиотеку, и первый в СССР постмодернистский небоскрёб, и плотину, построенную самым мощным в истории направленным взрывом.