Архитектура Алматы: советский модернизм и национальный колорит

Архитектура Алматы: советский модернизм и национальный колорит

Большая часть архитектурного наследия Алматы – это здания, построенные в буйство советского модернизма. Их объединяли массивность, определённая облицовка и декоративность. Несмотря на принципы типизации, такая архитектура в союзных республиках нередко демонстрировала свои народные черты.

Рассказываем, как алматинские здания второй половины 20-го века обретали национальный дух.

Фото на обложке: «Власть»

Если перед вами железобетонное здание массивной формы с футуристическими конструкциями и выдержанным декором, то скорее всего оно было построено в стиле советского модернизма

Если вы находитесь в Алматы, то такая вероятность становится намного выше. Большинство знаковых строений в городе возведены именно в период с 1955 по 1991 год, так как Алматы имел статус столицы, и над обликом города корпели как местные, так и приглашённые архитекторы. Они старались над тем, чтобы в «городе-саде» изящно переплетались зелень и железобетонные здания.

В то время перед архитекторами стояла задача – при быстрых темпах строительства нужно было отбирать наиболее экономичные и воспроизводимые решения. Этот путь имел серьёзные эстетические недостатки, ведь репликация типовых объектов придавала застройке советских городов монотонный, невыразительный характер, и не учитывала природные и культурные различия.

Больше оправдал себя метод типизации отдельных фрагментов здания (блок-секций), но и он не решал проблему кардинально. Всё, что могли сделать архитекторы союзных республик для придания своеобразия массовой застройке, это вернуться к испытанному в прошлом средству – орнаменту, пишет историк материальной культуры Алмас Ордабаев для проекта Аrchcode.

 

Фото: Village.kz, «Власть»

Помимо этого, большинство типовых проектов, разработанных в центральных проектных институтах СССР, не учитывали сейсмичности региона. Для многих общественных и административных зданий в Алматы приходилось разрабатывались индивидуальные проекты. 

Да и инсталлировать национальные черты было отнюдь не так просто. Если фасады классических зданий сталинской эпохи можно было, например, украсить лепниной с восточным орнаментом, то для модернистской архитектуры надо было искать новые решения.

 

Фото: «Власть», Voxpopuli

Так, например, в 1971 году возвели Дворец бракосочетания. Архитекторами выступили Малбагар Мендикулов и Александр Леппик. Основу конструкции составляет полый железобетонный каркас круглой формы, который с одной стороны, напоминает юрту, с другой – символизирует два обручальных кольца, одно в другом.

Средний уровень здания покрывают солнцезащитные решётки, которые напоминают национальный орнамент и придают фасаду текстуру. Вход был отмечен крупной цветной мозаикой, собранной из множества отдельных панелей. Автор панно изобразил на нём влюблённую пару, выполненную в традиционных мотивах.

Дворец бракосочетания пережил три реконструкции.

 

Фото: yvision.kz, almatycity.kz

Другим удачным примером использования традиционных мотивов в архитектуре можно считать здание аппаратно-студийного комплекса (АСК) архитекторов Александра Коржемпо и Николая Эзау.

Сверху строение украшают огромные «сталактиты». Вход в здание украшен национальной вязью. Перед ним находились фонтаны, которые несколько лет назад неудачно реконструировали, и они теперь не работают. Удивительно, но уникальное здание аппаратно-студийного комплекса никогда не входило в список памятников архитектуры.

 

Фото: «Власть»

Советские архитекторы старались вложить национальные черты не только в конструкции и декор, но и в саму форму зданий. Например, банно-оздоровительный комплекс «Арасан» – один из последних проектов «кунаевского» периода. 

Комплекс состоит из трёх основных павильонов и своим полуциркульным очертанием напоминает дворец в восточном стиле. Одним и главных акцентов стали купола, имея традиционную азиатскую форму, они служат перекрытием основных залов моечных отделений. 

Здание сейсмоустойчиво, безопасность обеспечивается железобетонными ядрами жёсткости.

 

Фото: voxpopuli, visitalmaty

 

В 2018 году вышла книга российских историков архитектуры Анны Броновицкой и Николая Малинина и фотографа Юрия Пальмина, которые специально приехали в Алматы, чтобы создать путеводитель-справочник по архитектуре советского модернизма

В книгу «Алма-Ата: архитектура советского модернизма» вошло более 60 объектов в самых разных архитектурных стилях, созданных между хрущёвской реформой и распадом СССР. Анна Броновицкая и Николай Малинин рассматривают каждое здание в контексте культурной, социальной и политической истории.

 

Фото: «Власть»

В интервью «Власти» фотограф Юрий Пальмин отмечает, что при проектировании зданий архитекторы старались не просто вставить декор в национальном стиле, но и наделить его функциональной особенностью. 

 

«Когда я бродил по городу, особое внимание обращал на жилье типовое и не очень типовое, и заметил, что в лучших образцах было найдено компромиссное решение. Национальной стала плотность и регулярность повторяющихся элементов здания, причем функциональных – это солнцезащита. Получилось, что с одной стороны, это такой восточный орнамент, с другой стороны, он функционален»

Авторы книги считают, что сегодня Алматы можно назвать «столицей советского модернизма». Во многом сохранить важные памятники и здания помог перенос столицы в Астану, где и занялись архитектурной репрезентацией независимого Казахстана.

Алматы же остаётся действующим музеем советского модернизма, где можно увидеть и первую в мире прозрачную библиотеку, и первый в СССР постмодернистский небоскрёб, и плотину, построенную самым мощным в истории направленным взрывом.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY