Данный фрагмент аннотации звучит как своего рода манифест к выставке, но вместо манифеста художницы демонстрируют собственный флаг: чёрно-белое полотно со стилизованным изображением ласточки. В казахской культуре ласточка — очень добрый символ, связанный с семьёй, домом, хорошими вестями и даже с душами умерших.
В контексте выставки птица скорее связана с семейной тематикой, но её следует рассмотреть и в более широком смысле, как признак новой свободной самостоятельной жизни. Изображённый нарочито небрежно, при этом очень грациозно, силуэт ласточки с расправленными крыльями уверенно занимает большую часть полотна. Эта дуальность абсолютно естественно воспринимается в первых шагах юных художниц. Считываемая двойственность ещё не несёт фатальной глубины миропонимания, она связана с неудержимым стремлением вперёд и страхом перед новым, собственными ошибками и сильными связями со старшими, смелыми решениями и отсутствием опыта. Поэтому темой их работ становится в первую очередь самопознание. Происходит оно через семью, воспоминания и мечты, первые потери, стереотипы общественного мышления.
И именно поэтому основой их высказывания стал автопортрет. Художницам необязательно было создавать узнаваемое изображение себя. Некоторые работы — вовсе не портреты. Например, «Бюстгальтер» Назерке Дарханқызы является образом спины художницы. Чтобы понять его, необходимо обратиться к остальным работам, представленным авторкой. Отправной точкой для Дарханқызы стала свадебная фотография её родителей, которая также присутствует в экспозиции. Рядом с ней располагается повторение снимка в графической подаче. Художница объясняет упрощённую монохромную манеру рисунка принципом детских раскрасок. По её словам, родителям после свадьбы только предстояло наполнить свою жизнь их собственными красками.
Работа «Малыш» также выполнена лаконичными толстыми линиями, но уже на жёлтом фоне. Здесь авторка рисует семейную жизнь (свою сестру с родителями в образе игрушек) посредством собственных эмоций. Интересно, что ей стало достаточно одного цвета, однако именно оттенки жёлтого и связывают автопортрет Дарханқызы с её близкими.
В отличие от Назерке Дарханқызы Аянат Назарбек представила на выставке «Мезет» три автопортрета. Живописные холсты, не связанные ни нарративом, ни манерой письма, отражают осмысление художницы сквозь призму общественного коллективного самосознания. «На носочках» может быть не просто приятным воспоминанием, а размышлением о том, что в раннем детстве примерять мамины туфли кажется стало скорее женским стереотипом, нежели искреннем интересом.
В живописи Сымбат Рахатқызы доминирует женский образ, который также можно интерпретировать, как автопортрет. Даже в «Пустоте за спиной» маленькая девочка, изображение которой обрезано выше плеч, может быть автопортретом художницы, сидящей на плечах, по всей видимости, своего отца.
Примечательно, что работы начинающих художниц объединяет обращение к различным возрастным категориям: это детство, наполненное ещё яркими воспоминаниями, настоящий возраст авторок и возраст их родителей. Такие идеи, находящиеся в начале своего осмысления, могут эволюционировать в более серьёзные темы поколений и определения самоидентичности — темы, которые актуальны среди современных казахстанских художников.
Ещё более примечательно, что художницы при иллюстрации детских сцен прибегают к более примитивным формам, линиям и чистым цветам, осознанно или нет, имитируя детский рисунок. Так в «Автопортрете» Сымбат Мурат и «Пустоте за спиной» Рахатқызы мы встречаем рисунки, словно созданные мелом. В своих современных автопортретах художницам важно проявить индивидуальность, поэтому образы отличаются выразительностью и обращением к различным художественным направлениям. Сильный контраст мы наблюдаем в автопортретах Сымбат Мурат. В отличие от своего девчачьего вполне реалистичного изображения в более поздней работе художница значительно уменьшает формат, исключая все посторонние детали. Само лицо она рисует в некоем подобии кубизма, используя геометрическую плоскостность, асимметрию и искажение. Стоит отметить, что уход от натуралистичности не стал новой практикой для Мурат. Она проводила и другие эксперименты с формами, включая абстракцию. Две из подобных работ также представлены на выставке («Қиял», «Қорғануым»).
Учитывая академическую систему художественного образования, неудивительно, что первыми работами начинающих художниц стала живопись, за исключением пары работ Назерке Дарханқызы и цианотипии «Свет прошлого» Сымбат Рахатқызы. Но и они сильно пропитаны традиционным восприятием пространства, его воплощения на плоскости. Сама плоскость изначально является их отправной точкой. Но в данном контексте не хотелось бы игнорировать место проведения выставки. Художницы самостоятельно позаботились о пространстве для своих работ, арендовав гараж и приспособив его для экспонирования. Этот факт позволяет говорить о сайт-специфичности всей выставки в целом. Расположенные в одном из спальных районов, два небольших ряда гаражей окружены сначала детскими площадками, затем невысокими жилыми домами. Выбор места и его уютной и самобытной атмосферой сыграл значительную роль в восприятии выставки «Мезет», повлияв как на общий характер высказывания авторок, так и на категории посетителей.
Фотографии на обложках: Бахыт Достанов, Камила Кеней.