Masterskaya Space: не просто фотостудия в не просто здании

Masterskaya Space: не просто фотостудия в не просто здании

Алматы был столицей 70 лет: за это время в городе появилось множество домов с уникальной архитектурой, многие из которых сейчас похоронены под тяжестью времени и забвения, однако в последние годы некоторые из них переживают ренессанс – очень часто благодаря пришедшим предпринимателям.

Поговорили с основателем Masterskaya Space – фотографом Олегом Зуевым о том, почему сейчас в креативной индустрии начали присматриваться к историческим зданиям, в чём их очарование и как подходить к созданию бизнеса через поиск уникальных пространств.

Это – Дом учёных. Его построили в 1951 году, как понятно по названию, специально для элиты учёных Казахской ССР. Раньше здесь насчитывалось 30 квартир, каждая из которых считалась пятикомнатной. В 1980-х здесь проходили съёмки фильма «Игла»: в одной из квартир по сюжету жила Дина, и Виктор Цой, игравший Моро, сжигал здесь ампулы в камине.

Сегодня в этом здании, которое находится в списке архитектурного наследия города, жилые квартиры соседствуют с коммерческими помещениями. Одно из них – студия Masterskaya Space, которая за семь лет своего существования превратилась из фотостудии в творческое пространство со своей особенной философией и глубокой связью с домом.

Пространство рождает бизнес

Гуляя по Жибек Жолы, сложно не заметить стоящий по верхней стороне Дом учёных. Кажется, что он, уникальный образец здания послевоенного периода, точно мелькал в классических фильмах Шакена Айманова, украшенный орнаментом и с акцентом на ризалите, напоминающим дворцовую постройку. 

«Мастерская» находится на последнем третьем этаже – на «задней» площадке, куда указывает стрелка и где стоит синяя расписная дверь. Вот вы и на месте. 

Основатель Masterskaya Space – фотограф Олег Зуев нашёл это место семь лет назад, благодаря своему хобби – поискам самобытных домов, квартир, пространств, у которых есть своя история. 

Мне нравится следить за тем, как меняется город: где есть прикольные помещения, что перестраивается, какие районы становятся более привлекательными. Мой мозг работает так, что я воспринимаю Алматы как пространство, где можно найти какие-то интересные места. Кстати, в помещение «Мастерской» я заехал до того момента, как Байбек начал заниматься реконструкцией аллеи и освещением. Дом побелили всего лишь два года назад, до этого фасад был красивый, но незаметный, и знали о его очаровании только те, кто ценил архитектуру».

Олег, будучи фотографом, искал небольшое пространство для собственной студии. В бесконечных однотипных объявлениях бизнес-центров он наткнулся на светлую квартиру в Доме учёных, где сохранился лоск элитного жилья прошлого столетия – высокие потолки, паркет, лепнина. Договор был подписан, а 170 квадратных метров поделились между фотостудией, мастерской художников и рабочим пространством для визажистов. Уже после появилось название Masterskaya Space . 

Потом мы уже решили, что это не мастерская-фотостудия, а мастерская как спейс, пространство. Когда я нашёл единомышленников, мы поняли, что есть концепция и нам нужно двигаться в какую-то определённую сторону, проводить вечера, интересные мероприятия. Сейчас мы уже выросли как проект, художники нашли другое место, визажисты тоже съехали, а мы расширяемся – в этом же здании арендовали помещение на первом этаже»

 

Сегодня в Masterskaya Space можно устроить фотосессию, арендовать фототехнику (в том числе аналоговые фотоаппараты) и даже предметы быта – местные ковры, к примеру, можно найти на роликах OYU Live. Однако представить развитие «Мастерской» вне стен Дома учёных, оглядываясь в прошлое, становится сложно. 

Многие считают, что для коммерческих проектов приоритетнее первая линия, большие витражи, но есть и другие бизнесы, которые скрыты от глаз, куда ты попадаешь и соприкасаешься с уникальной историей. Мне не нравится всё вылизанное, до блеска красивое. Да, такие бизнесы имеют место, и, может быть, они даже более успешны, но мне нравится открывать что-то оригинальное. Я нахожу не новые ЖКшные квартиры, а старые панельки, сталинские дома, где есть своя особая атмосфера с теми же кошками в подъездах, которых бабушки кормят, и цветами в клумбах». 

Помимо Masterskaya Space, Олег занимается магазином плёночных камер «Глаз Алмаз» и субарендой такой же старенькой квартиры в историческом центре. Примечательно, что свой бизнес он строит, основываясь именно на пространствах. 

Мне важно, чтобы место меня зацепило. Я не ищу помещения под бизнес, я ищу помещения, которые создают бизнес. Мне очень нравится этот подход, я могу не спать до трёх часов ночи и на «Крыше» выискивать какие-то варианты. Я уверен, что это выстрелит. Сейчас, например, пошёл тренд на дома 20–30-х годов из сосны, которые начали выкупать в том числе микробизнесы из креативной индустрии.

Насколько бы я сам не любил всё автоматизировать и доводить до современного вида, но какие-то вещи нужно оставлять такими, какие они есть. Если у вас бизнес в таком месте, нужно давать волю тем вещам, которые естественным образом могут появиться и развиваться. Всё должно жить в гармонии», – считает Олег.

Хочется находить много клёвых мест, давать им жизнь, и «Мастерская» без этого помещения не стала бы «Мастерской».

Главное ЖК 50-х годов

Только попав в это здание, можно понять, что в нём особенного – в середине прошлого века это было одно из самых элитных столичных домов. В каждом подъезде установлены две, не соединяющиеся друг с другом лестницы: одна парадная, широкая, светлая, богато декорированная, вторая – «чёрная», хозяйственная, зрительно спрятанная лестница. Две лестницы или два входа в одну квартиру проводят зримую грань между хозяевами и домработниками. 

Элита советских учёных в сталинский период получала 5-комнатные квартиры по 180 кв. м., независимо от количества членов семьи, и при этом предполагалось, что обслуживание дома будет предоставлено домработнице. 

Каждая квартира, помимо комнаты для домработницы, имела прихожую, гостиную, три спальные комнаты и кабинет. Все тридцать пятикомнатных квартир имели настоящие камины, которые были установлены в гостиных комнатах. 

Мне кажется, для Алматы это уникальный дом, потому что это был такой идеальный вариант ЖК того времени. Во-первых, в самом доме есть все условия, а во-вторых, тут рядом сразу же был универмаг и магазин техники «Голубой экран». Предполагалось, как мне кажется, что здесь будут жить люди, которые будут пользоваться всеми этими плюшками».

Однако дому уже 72 года, и в обслуживании такого офиса куда чаще возникают проблемы, которые требуют вмешательства мастеров. Универсальный совет от Олега для тех, кто захочет иметь бизнес в схожих зданиях, – начинать нужно со знакомства с соседями. 

Это очень важно. Тут в любом случае есть старожилы, какие-то негласные правила, которые все соблюдают. И я считаю это огромным преимуществом, ведь в таких пространствах сами люди создают атмосферу. Даже те соседи, которые напрямую не участвуют, не контактируют с твоим бизнесом, влияют на процессы, поэтому с ними важно быть в хороших отношениях.

Мы, например, взяли на себя всю ответственность за подъезд: до этого мы его просто обсуживали, а в этом году решили с предпринимателями, которые здесь работают, поменять дверь подъезда, освещение, датчики поставить, чтобы всё работало автоматически. Сейчас стремимся к тому, чтобы всё покрасить и побелить. С соседей, которые живут в этом подъезде, у меня не поднимается рука требовать делить эту сумму.

Так как мы используем помещение в коммерческих целях, это в моих интересах и мне не жалко сделать ремонт в подъезде за свой счёт, чтобы всем было комфортно жить в здании. 

Наверное, это везде применимо, но в таких домах это особенно чувствуется. Мы всё-таки другое поколение – мы не знакомимся с соседями, можем годами жить в новых ЖК и не знать кто по ту сторону стены. Тут немного другие правила, будто время остановилось. И приходится соответствовать».

 

Старый центр креативной экономики

– Почему «Золотой квадрат», старый центр города стал точкой притяжения для ребят из креативной индустрии? На момент открытия Masterskaya Space какой был спрос у людей на подобные места?

– Я думаю, что как раз таки пять лет назад был пик. Мы находились в самом сердце креативной индустрии, которая только начала развиваться. Тогда мы в Masterskaya Space чаще делали уклон на различные квартирники, проводили концерты и даже выставки. Через дорогу от нас был «Асау журек», недалеко – «Взлётная», на Зелёном базаре стали открываться сильные кофейни. 

Сейчас притяжение к этому району, на мой взгляд, переживает вторую волну: у людей появился большой интерес к старым постройкам до 40-х годов из тянь-шаньской ели. Очень много интересных проектов готовится, и я предполагаю, что их будет ещё больше через пару лет в старых домах, которые раньше никому были не нужны. Их ценность выросла, они стали стоить раза в три раза дороже, чем можно было лет пять назад купить. 

Я думаю, что интерес к этому району, как к части креативного сектора, появился 5-7 лет назад, но самое интересное только впереди. 

Поэтому экспериментов не избежать, в том числе и таким «старичкам» как Masterskaya Space, стартовавший без всякого бизнес-плана, но уже создавший чёткий отлаженный процесс. 

«Мы уже знаем свой вектор и движемся в сторону пространства, которое можно арендовать под съёмки, под мероприятия, у нас теперь есть большой штат аренды фототехники, оборудования, сдачи мебели в аренду. 

Мы поняли какую пользу приносим и какие у нас сильные стороны. Если вернуться назад, когда я думал, что было бы классно открыть фотостудию, все студии находились в комнатках в бизнес-центрах, где вас встречает какой-нибудь дяденька-фотограф и следит, чтобы ты нам не нажал неправильную кнопку. Сейчас всё это стало проще: приходят ребята, которые даже режимами съёмок на телефоне не особо умеют пользоваться, но им комфортно и они могут просто написать: «У вас свободно? Мы сейчас придём контент одежды отснимем!». 

В этом году под крышей «Мастерской» открылся новый проект – онлайн-магазин плёнки и аналоговых фотоаппаратов. Эксперименты, как говорит Олег, с «Мастерской» происходили и будут происходить. 

«И я всё-таки хочу двигаться в сторону поиска каких-то интересных пространств. Я увижу помещение, оно мне понравится и в перспективе будет какой-то небольшой хорошей кофейней или магазином. Я готов пойти в эту сторону – сперва нахожу помещение, а уже потом думаю, что с ним делать. Мне нравится находить то, что человек до этого не замечал.  Это моя идеальная картина». 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
В Казахстане хотят внести закон для снижения уровня лудомании в стране
Ликбез
#общество
В Казахстане хотят внести закон для снижения уровня лудомании в стране
Как TikTok создал каналы для Gen Z, чтобы перепродавать люксовые товары
Бизнес
#технологии
Как TikTok создал каналы для Gen Z, чтобы перепродавать люксовые товары
Redmi Note 13 Pro — доступный и супер функциональный смартфон
Бизнес
#технологии
Redmi Note 13 Pro — доступный и супер функциональный смартфон
Идём на большой концерт Куанышбека Нургазы UDERIS
Город
#события
Идём на большой концерт Куанышбека Нургазы UDERIS
Палата представителей США приняла законопроект, который запретит TikTok
Ликбез
#общество
Палата представителей США приняла законопроект, который запретит TikTok