Кто позвал Hurts в Казахстан? Electric Child о фестивалях

Кто позвал Hurts в Казахстан? Electric Child о фестивалях

Лето в Алматы без похода на фестиваль – почти преступление. За последние три года они буквально стали частью культурного кода города, и количество фестов – больших и маленьких – продолжает расти. 

Мы поговорили с музыкантом и основателем фестивалей «Юность» и Toyla Music Festival Виталием Угаем о том, сколько стоит организация масштабного фестиваля, как привезти в Казахстан больших звёзд и почему фестивальной культуре Казахстана нужна помощь государства.

Фестивали – это и про бизнес тоже. Какой доход ожидаете от Toyla music festival и сколько стоит организация? 

Предсказать какой-то доход очень сложно, в целом, от минус 100 тысяч долларов до плюс 200 тысяч долларов. Проблема фестивалей в СНГ в том, что у нас люди покупают билеты за 2–3 дня, поэтому предположить, какой мы получим доход, проблематично. Организация обходится минимум в 100 миллионов тенге, максимум 200 миллионов.

Билет на фестиваль сейчас стоит 17 тысяч тенге. Это много или мало?

Мы никогда не получали никакого хейта из-за стоимости билета. Билет на наш прошлый благотворительный фестиваль «Юность» с Иваном Дорном стоил 8 тысяч тенге, что очень дёшево. На Toyla – 17 тысяч тенге, а это, к слову, стоимость фестиваля с местным исполнителем. У нас же западный привоз, поэтому наши гости, к счастью, считают эту цену адекватной. До нас Hurts будут выступать в Тбилиси и Ереване, там билет стоит около 30 тысяч тенге.

В этом деле столько деталей, что сложно за всем уследить. Какая самая большая сложность?

Здесь стоит объяснить, в чём отличие фестиваля «Юность» от Toyla. «Юность» рассчитана на местную аудиторию, а Toyla делается на СНГ. Сейчас в Москву и Питер никто из звёзд не поедет, хоть Москва всегда и считалась фестивальной столицей СНГ. И я подумал, почему бы не попробовать в это время сделать наш город новой такой столицей. Начали с привоза Hurts, фидбек довольно-таки неплохой, к нам едет много людей из разных стран. 

Главная сложность заключается в человеческом факторе. Организация феста строится именно на людях, на взаимодействии с партнёрами, а в Казахстане есть проблемы с исполнительностью. Много непрофессиональных безответственных компаний, которые могут подвести в последнюю минуту. 

Хедлайнер фестиваля – группа Hurts. Сложно ли «заманить» иностранных исполнителей на казахстанские фестивали?

Да, сложность есть. Существует пул исполнителей, которым абсолютно всё равно куда ехать, лишь бы они получили за это плату. А есть исполнители, для которых финансовый вопрос – не принципиальный. Hurts относятся именно к ним. Им важно ехать туда, где у них есть уже своя старая аудитория и новая. Это люди, которые могут повысить цифры на стримингах и присоединиться к фан-базе.  

Кроме того, есть имиджевая составляющая, Hurts для нас очень важный кейс. Они относятся к менеджерскому агентству Coda Agency, которое работает со многими большими звёздами. Нам важно, чтобы всё прошло идеально, и в следующий раз нам дали возможность привезти, например, Imagine Dragons или Arctic Monkeys.

Что самое трудноисполнимое в их райдере?

У адекватных западных артистов ничего сложного нет. Они относятся с уважением к тем, кто их привозит. В их интересах, чтобы все остались в плюсе. Единственная трудность заключается, пожалуй, в логистике – перевезти их самих и их технику из Лондона в Алматы. 

Почему они едут со своей техникой – это их особенность или в Казахстане нет техники, которая им необходима?

Тут всё 50/50. Бывает, у нас нет какой-то определённой техники, бывает, что им принципиально работать со своей. Hurts везут не всю технику, которая им здесь нужна: половину привозят они, половину предоставляем мы.  

Есть ли конкуренция между фестивалями? Договариваетесь ли вы между собой о дате своих мероприятий? 

Если следить за фестивальной культурой в Казахстане, то можно заметить, что у нас существует три вида фестивалей. Первые организовывают фесты на постоянной основе, это их бизнес. К ним относятся Nomad, Sxodim Fest, Esquire Picnic, OYU Live Fest и мы. Другие – фестивали-однодневки. И есть ещё государственные фесты, которым не важно выйти в плюс, им всё равно, если в этот день проходят ещё какие-то фестивали. 

Что касается конкуренции, то все фесты из первой категории имеют свои жанры и свою аудиторию, поэтому какой-то жёсткой конкуренции нет. Из всех перечисленных организаторов мы общаемся с Nomad и OYU, узнаём в какие даты будут проходить фесты, кого они везут, чтобы не было никаких пересечений. 

Есть ли критерии отбора местных исполнителей? 

Единственный критерий – это качество музыки. Я никогда не ориентируюсь на свой личный вкус, для меня важно, насколько качественно сделана музыка. К примеру, на «Юности» выступала в своё время Say Mo. Я её не слушаю, мне её музыка не интересна, но я видел, что она сделана очень качественно, и поэтому мы её позвали.

Если артист непопулярен, но у него хорошая музыка, вы его позовёте? 

Да. Одна из наших целей и на «Юности», и на Toyla – это открытие новых исполнителей. У нас в своё время выступали супернеизвестные артисты с 1000 подписчиками в инстаграме. В целом, мы понимаем, что местный исполнитель большого билетного балла дать не то чтобы способен, основную продажу делает хедлайнер. Поэтому нам непринципиально, сколько у исполнителя подписчиков, насколько он известный. Куда важнее, чтобы, когда он вышел на сцену, аудитория могла насладиться его выступлением. 

Сколько по времени занимает подготовка?

Для «Юности», в среднем, нужно полгода. За Toyla мы тоже взялись за полгода, но это было ошибкой. Он больше, и нужно было дать ему месяцев девять. Но мы успеваем, всё идёт нормально. 

Есть ли у вашего фестиваля экологическое направление: сотрудничаете ли вы с экоорганизациями?

Наверное, одна из причин, почему мы скорее всего этого делать не будем, в том, что у нас мало времени на подготовку. Мы акцентировали внимание на инклюзивности: предоставляем скидки маломобильным людям, устанавливаем пандусы, но в будущем такая повестка безусловно стоит.

Что ждёт казахстанскую фестивальную культуру в будущем?

Потенциал довольно большой, просто нужно понимать, что наш рынок относительно больших столиц очень маленький. В Алматы есть определённый потолок по масштабности: условно привести Эда Ширана к нам нереально. Это невозможно, начиная от финансов и закачивая площадкой, инфраструктурой самого города. 

Эд Ширан – это стадион. Собрать 30 тысяч человек здесь он сможет запросто, приедут люди со всего СНГ, но у нас есть стадион на столько людей? А что произойдёт, если 30 тысяч человек за три дня приедут в Алматы? Инфраструктура города к этому не подготовлена, будет транспортный коллапс, отелей на всех не хватит. 

Для нашего города это очень важно, выделяются большие деньги на привлечение туристов. Почему, например, Imagine Dragons приезжают в Тбилиси и Баку? Вы думаете в Тбилиси денег больше, чем у нас? Нет, это не так. В целом, Грузия сильно меньше, чем Казахстан. Просто в Тбилиси люди хорошо понимают, что Imagine Dragons принесёт огромный и чрезвычайно выгодный турпоток. Потому их приезд делается и за их деньги тоже. 

Пока власть не обратит на это внимание и не поймёт, что нужно делать ставку на музыку и музыкальные фестивали, нас ждёт стагнация. Чтобы сделать шаг вперёд, нужно пробовать привозить крупных западных звёзд. Но без помощи госструктур это сделать очень сложно.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Культура
#музыка
Жарқ еткен GloRilla жұртты несімен баурап алды?
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
Город
#события
Идём на бесплатные кинопоказы от Alternativa Film Project в Алматы
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
Культура
#кино
«КЛИНОК, РАССЕКАЮЩИЙ ДЕМОНОВ»: спорный чертвёртый сезон с хорошим финалом
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
Культура
#кино
«Головоломка 2» стала самым кассовым анимационным фильмом в истории
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY
Культура
#музыка
STRAY KIDS ATE BUT STILL HUNGRY