Разговор с Полиной Егармин: о художественной эволюции и новых технологиях

Разговор с Полиной Егармин: о художественной эволюции и новых технологиях

Мы переживаем беспрецедентную художественную эволюцию, современное искусство меняется благодаря технологиям и вдохновляет остальные индустрии на создание новых идей, продуктов и услуг. Благодаря web3 мир искусства окончательно признал направление диджитал арта. Метавселенная, NFT, инструменты генеративного искусственного интеллекта, вероятно, окажут революционное воздействие на индустрию.

Мы поговорили с Полиной Егармин, со-основательницей мультимедийной студии 16×9 Studio и музея Lumiere Hall, эксперткой в сферах цифровой моды и мультимедийного искусства.

Как вы считаете, в чём заключается основное отличие мультимедийного искусства от традиционного?

С появлением интернета и смартфонов информация стала более доступной, сегодня у людей свободный доступ к новостям, знаниям и развлечениям из разных частей мира. Интернет и технологии связи сократили расстояние, что способствует более быстрому обмену идеями, стилями и традициями, а социальные платформы изменили способ, которым люди общаются, делятся мыслями и жизнью. Всё это влияет на создание новых культурных норм, движений и трендов. Поэтому и произошло проникновение новых медиа в сущность и практики современного искусства.

Отвечая на вопрос об отличии – отличается инструмент, с помощью которого это искусство создаётся и скорость распространения благодаря цифровому формату.

Как технологии изменили и по сей день меняют восприятие искусства в современном мире?

Технологии позволяют художникам и культурным творцам использовать компьютерную графику, смешанную реальность и другие средства для создания совершенно новых видов искусства и развлечений. Технологии виртуальной реальности (фото 1) и дополненной реальности (фото 2) меняют способ, которым люди воспринимают мир вокруг себя. Это даёт новые возможности для создания иммерсивных культурных проектов: интерактивные музейные экспозиции и выставки, виртуальные концерты и выступления, виртуальные учебные платформы и онлайн-курсы, цифровые архивы и библиотеки.

Технологии помогают в сохранении и восстановлении культурного наследия, включая цифровизацию и архивирование искусств и артефактов; развивать культурный туризм, предоставляя туристам возможность исследовать культурные достопримечательности и музеи с помощью мобильных приложений и виртуальных туров.  

Если говорить о нашем проекте «Ожившие полотна» – то такой формат выставок становится для молодых ребят мостиком в искусство, им становится интереснее идти в музеи, когда появляется контекст. Мы показывали выставки в городах, где нет больших коллекций в городских музеях и никогда не привезут выставки оригиналов. Наш проект даёт возможность увидеть полотна Ван Гога и других великих авторов, познакомиться с жизнями художников и вдохновиться. 

Могли бы вы поделиться своим видением, как метавселенная и NFT трансформируют экосистему искусства и какие возможности они открывают для художников и коллекционеров?

NFT-энтузиасты неоднократно становились предметом шуток, но если посмотреть на саму технологию – она революционная для цифрового искусства.

Технология NFT даёт возможность подтвердить подлинность – это то, что создаёт различие между скачиванием какого-либо контента и его реальной покупкой. Мы продавали цифровое искусство в 2017 году в Москве и Нью-Йорке, с каждой распечатанной копией предоставлялся сертификат с подписью автора и количеством копий в серии. В этом случае нужно иметь безупречную репутацию галереи и автора, так как доверие к институции – единственная гарантия для покупателя.

Сегодня блокчейн предоставляет прозрачность и исключает посредников в лице кураторов, галерей и аукционных домов, процесс приобретения токенов представляет собой прямую сделку между двумя участниками. Метавселенные, такие как Decentraland, Spatial позволяют креаторам создавать свои выставочные пространства. После интеграции NFT игроки получили возможность покупать, продавать и обмениваться уникальными предметами и активами. Эти технологии меняют способ взаимодействия художника со своей аудиторией и открывают новые возможности для инноваций и экспериментов.

Каковы препятствия и перспективы, которые генеративный ИИ открывает для художников и каков его эффект на концепции авторства и оригинальности в искусстве?

Нейросети использовать сегодня должен каждый вне зависимости от сферы деятельности, потому что это даёт серьёзные конкурентные преимущества и сокращает время затраченное на работу. Digital-дизайнеры могут очень быстро создавать раскадровку и концепции, в затем визуализировать их в 3D и даже воплощать в физическом формате. Нейросеть уже помогает создавать текстуры. Мы часто используем в мультимедийных роликах небольшие фрагменты, созданные с помощью нейросети.

ИИ – это инструмент, который без грамотного управления не сможет стать чем-то большим, чем просто контент. Не нужно думать,  что ИИ заберёт хлеб у креативной индустрии – лучше принять этот дивный новый мир и использовать все возможности. ИИ может анализировать предпочтения и интересы пользователей, предоставляя рекомендации искусства, музыки и литературы. Сбор и анализ данных помогут культурным институтам и медиа-компаниям лучше понимать предпочтения аудитории и создавать более персонализированный контент. Технологии позволят автоматически переводить и адаптировать культурный контент для разных аудиторий и языков, способствуя глобализации культуры. ИИ может помочь в управлении авторскими правами и выявлении нарушений, защищая интересы художников и создателей.

В каком направлении, по вашему мнению, будет развиваться диджитал арт в ближайшие годы, и какие новые формы и жанры могут появиться на пересечении искусства и технологий?

Всё, что в формате IRL «in real life», а помогут в этом технологии дополненной реальности. Сейчас это камера смартфона, потом – камера очков дополненной реальности, когда они станут дешевле и доступнее. Мы будем примерять цифровую одежду, видеть анимированные картины, скульптуры и многое другое. 

Как мультимедийные студии и музеи адаптируются к быстро меняющимся технологиям, и какие стратегии они используют для привлечения новой аудитории?

Меняется то, как люди воспринимают информацию. Сначала существовали лонгриды в ЖЖ (платформа «живой журнал», – прим. ред.), потом стал популярен формат коротких твитов.

Сегодня все смотрят короткие тик-токи и рилсы, а не выверенный контент в ленте. Информации стало слишком много, внимание зрителя, посетителя или аудитории сейчас «новая нефть». Чем короче, эффектнее и понятнее посыл в проекте, тем лучше. Поэтому так хорошо «залетают» вирусные VFX ролики, а в музеях лучше работают иммерсивные форматы.

Можете ли вы привести примеры успешных проектов или художников, которые используют мультимедийные технологии для создания инновационных работ, и что делает их успешными?

Турецкий художник Рефик Анадол. Он использует большие данные для создания завораживающих мультимедийных работ. Мы с ним познакомились в Австрии в 2018 году на фестивале Ars Electronica. Там художник представил свою работу WINDS OF LA (фото 1). Он использовал обширный набор данных от датчиков погоды, работающих в реальном времени, расположенных по всему Лос-Анджелесу, которые собирали скорость, направление ветра, характер порывов ветра и температуру. Произведение искусства передаёт данные в экспериментальную эстетику плавного движения – уникальную визуальную интерпретацию этих данных.

Музеи от команды TeamLab сейчас открывают филиалы по всему миру, но первый музей открылся в Японии и он входит в книгу рекордов Гиннеса как самый посещаемый музей. В течение 2019 года художественный музей посетили рекордное количество – 2 198 284 человека. Они использовали технологии для создания контента, который хочется снять и которым хочется поделиться. Сегодня мультимедийные проекты стараются не просто делать красивую картинку, но и рассказывать истории. Как, например, коллектив Tundra.  Их работа «The Day We Left Field» («День, когда мы оставили поле») (фото 2) — это невероятно красивая интервенция природного в урбанистическое, в рамках инсталляции расцветает цифровая трава, которая движется, «дышит», реагирует на звуки.

Какие препятствия и ограничения существуют сегодня для мультимедийных художников и как сообщество может их преодолеть?

Дорогое оборудование – сегодня молодым авторам сложно развиваться без грантов и поддержки. Мало мест, где можно выставить свои работы. Сложно зарабатывать на диджитал искусстве, коллекционеров ещё не так много и единственный способ заработать – это создавать инсталляции и проекты, которые можно продавать фестивалям и выставкам.

Поэтому должны появляться городские фестивали, творческие мастерские и лаборатории с необходимым оборудованием для экспериментов.

В какой степени вы считаете, что мультимедийное искусство и диджитал арт вдохновляют другие индустрии, и можете ли вы привести примеры такого влияния?

Любое искусство, будучи выразительным и эмоциональным языком, вдохновляет и мотивирует людей. Соответственно, влияет и на разные индустрии.

Диджитал арт меняет рекламу и маркетинг, сегодня меняются формы креативов и стратегий. Вечеринки и концерты уже невозможно представить без маппинга или арта на экранах. Традиционные и исторические музеи внедряют иммерсивные экспонаты и технологии. Диджитал искусство меняет даже науку и формы коммуникации с ней, появилось направление Science art. Диджитал арт играет важную роль в развитии экономики, особенно в сферах туризма и индустрии развлечений.

Какова ваша роль и миссия в контексте этой художественной эволюции? Какие цели вы ставите перед собой и вашими проектами в ближайшем будущем?

У музея Lumierre Hall – популяризация направления новых медиа, нам хочется как можно больше людей познакомить с медиаискусством. В планах у нас провести городской мультимедийный фестиваль и привезти международных авторов. Мы ставим целью поддержку и образование молодых художников, чтобы индустрия росла и развивалась. 

Нам хочется больше коллабораций и проектов с другими культурными институциями, так как приобщение к искусству – это коллективная работа и ответственность. Начав посещать галереи и музеи, зритель будет посещать все новые проекты и выставки, здесь нет конкуренции. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Закон «О масс-медиа» прошёл чтение в мажилисе: что изменится?
Ликбез
#общество
Закон «О масс-медиа» прошёл чтение в мажилисе: что изменится?
Hermès опередит Louis Vuitton в звании самого люксового бренда
Бизнес
Hermès опередит Louis Vuitton в звании самого люксового бренда
«Solo Leveling»: что это было?
Культура
#кино
«Solo Leveling»: что это было?
Уволить нельзя оставить – как Condé Nast «передерживает» сотрудников, которых не может уволить
Бизнес
Уволить нельзя оставить – как Condé Nast «передерживает» сотрудников, которых не может уволить
В Казахстане появится услуга получения международных водительских прав
Ликбез
#общество
В Казахстане появится услуга получения международных водительских прав