Бывший боксёр, а ныне католический священник Джад Дюпленсити (Джош О’Коннор) прибывает в забытую Богом церковь в городок Чимни-Рок, чтобы стать помощником монсеньора Джефферсона Уикса (Джош Бролин). Тот славится радикальными методами религиозного воспитания: его проповеди агрессивны и деструктивны, он грубит прихожанам и культивирует замшелые консервативные идеи. Чем дольше Джад наблюдает за работой яростного священника, тем больше он сомневается в его праведности. Дело усложняет группа преданных последователей Уикса — они регулярно ходят на встречи с ним и, кажется, доверяют «святому» больше, чем нужно.
Неожиданная трагедия в стенах церкви накаляет обстановку, и на место прибывает прославленный детектив Бенуа Бланк. Все вокруг уверены, что для него не существует нерешаемых задач, но это расследование оказывается самым сложным и парадоксальным в его карьере. Бланк скептически относится к религии и пытается объяснить всё логикой. В противовес ему выступает Джад, тёмное прошлого которого не оставляет ему другого выбора — только простить и возлюбить ближнего своего.

В основе всех «Ножей» лежит деконструкция детективного жанра. Джонсон не уходит в пародию, но его whodunit истории полны иронии и социальных комментариев. В первом фильме он говорил о классовом неравенстве, во втором критиковал вседозволенность и фанатизм богачей-капиталистов, а в новой главе затронул религиозный институт и кризис веры. За три фильма он мастерски научился управлять зрительским вниманием и градусом саспенса (режиссёр не раз признавался, что восхищается Альфредом Хичкоком).
Глобально, все части франшизы — это развлекательные детективы с монструозным бюджетом (стриминг-сервис в 2021-м году приобрел два продолжения за рекордные 450 млн долларов) и звёздным кастом. Но стоит хотя бы немного вслушаться в реплики героев, как тексты Джонсона превращаются в остроумную критику современной американской повестки.
Режиссёр в этот раз делает рискованный шаг и даже не пытается качественно прописать всех второстепенных героев. Вместо этого он фокусируется на четырех центральных персонажах и за два с половиной часа хронометража закручивает между ними комплексную драму. Одних может расстроить, что, например, герои Эндрю Скотта или Кейли Спенни остались в тени (у каждого всего несколько выходов), но эта жертва идёт на пользу главному конфликту фильма — прихожане и смотрительница церкви (Гленн Клоуз) моментально обвиняют Джаджа в убийстве.
На исповедях каждый из героев пытается замолить ошибки прошлого и тема прощения становится центральной для каждого из них. Сначала Джонсон показывает современную церковность как организацию похожую на «культ», но позже мы понимаем, что личные боли персонажей настолько сильны, что утешить их может только Бог — и неважно верит ли в него сам детектив Бланк, чудеса милосердия способны на многое.
Технически это почти идеальное кино. Джонсон помнит о том, что фильмы должны быть яркими и контрастными, играет со светом и текстурами, создаёт практические эффекты и не скупится на размашистый продакшн. В эпоху безжизненных и блеклых фильмов, подобный режиссёрский взгляд вызывает восторг. Визуально третья часть франшиза самая запоминающаяся, местами детектив даже превращается в готическую сказку.

В одной из ключевых сцен фильма взбеленившийся Джад разговаривает по телефону с работницей строительной компании и, кажется, приближается к разгадке убийства, но за считанные секунды ему напоминают о том, что мёртвых уже не спасти. Он нужен тем, кто ещё дышит и имеет силы просить о помощи. Джонсон уверяет — нам не угнаться за каждым подозреваемым и не разгадать все головоломки, но если мы соберёмся и поможем нуждающимся прямо сейчас — возможно, жизнь будет прожита не зря. Пока персонажи «Воскрешения покойника» тонут в собственных обидах, слепой мести и утешительном скепсисе, солнце отражается в витражах забытой церквушки и напоминает, что покой рядом.
Несомненно, Дэниел Крейг запомнится нам не только как Джеймс Бонд. Его Бенуа Бланк — манерный и элегантный детектив с ярким вкусом в одежде и очень смешным акцентом (слушать его стоит исключительно в оригинале, никакого дубляжа). Всего за несколько фильмов эта роль закрепилась в современной массовой культуре. В каждой из частей Бланку дают напарника; на этот раз эстафета досталась восходящей звезде Джошу О’Коннору (за 2025-й у британца вышло 4 фильма, а в следующем году мы увидим его в новой картине Стивена Спилберга). Звезда актёра наконец зажглась, и роль в фильме Джонсона несомненно помогла ему в этом. Можно сказать, что персонаж пастора Джада здесь центральный — настолько актёр уверенно смотрится в кадре даже рядом с легендами индустрии.

«Воскрешение покойника» ощущается как более зрелая и серьёзная глава франшизы. Видно, что режиссёр набил руку, решился на эксперименты и серьёзный диалог со зрителями. Тяжёлые времена требуют вдохновляющих историй и уязвимых персонажей. Не супергероев, которые за мгновение могут найти виновных, а простых и слабых людей. С такими истинами хочется верить только в лучшее.