Главные итоги сезона – 2025 в Formula-1

Впервые в истории британский автогонщик Ландо Норрис стал чемпионом мира, прервав четырёхлетнюю гегемонию голландца Макса Ферстаппена. Драматичный и непредсказуемый сезон подарил эмоции как опытным поклонникам, так и новой аудитории «королевы автоспорта».

Данияр Тогаспаев рассказывает о самых запоминающихся моментах прошедшего сезона F1: успехе дебютантов, McLaren, Нико Хюлькенберге и депрессии Ferrari.

Дебютанты

Прошедший сезон выдался богатым на юных дебютантов в F1. Главным открытием по праву можно назвать 18-летнего итальянца Андреа Кими Антонелли, который провёл сезон в Mercedes. Сразу после картинга, в 12 лет, Кими подписал контракт с Mercedes, где его вырастил исполнительный директор автоспортивного подразделения команды — Тото Вольфф. Пропустив целую ступень в виде Formula 3, Антонелли провёл сезон в Formula 2. В следующем году, после того как Льюис Хэмилтон решил похоронить карьеру, перейдя в Ferrari, Антонелли стал самым молодым дебютантом F1 за последние восемь лет. Несмотря на отсутствие опыта, талант Кими был очевиден — его сравнивали с Максом Ферстаппеном, и не зря.

За 24 гонки он набрал 150 очков, трижды поднялся на подиум и занял итоговое седьмое место в чемпионате. В концовке сезона, после Гран-при Катара, Кими подвергся травле как со стороны болельщиков, так и со стороны руководства Red Bull. Многие посчитали, что итальянец намеренно пропустил Ландо Норриса на предпоследнем круге, из-за чего отрыв между Ландо и Максом увеличился. Несмотря на ошибку в Катаре, Антонелли провёл отличный дебютный сезон. При этом на протяжении всего года в комьюнити не прекращались шутки: Кими прозвали «Талибантонелли», а его напарника по Mercedes — «Усамой бин Расселлом» за их любовь «подбивать» ту или иную команду.

Не все дебютанты вкатились в сезон так успешно. К примеру, австралиец Джек Дуэн из Alpine был заменен на Франко Колапинто. Стоит отметить Габриэла Бортолето из Sauber и Исака Хаджара команды Racing Bulls. Хаджар впервые поднялся на подиум «Формулы-1», финишировав третьим на Гран-при Нидерландов в Зандворте. В 20 лет он стал самым молодым французским пилотом, оказавшимся на пьедестале. По ходу гонки Хаджар стабильно держался на четвертой позиции и вышел на третье место после схода Ландо Норриса. Со следующего сезона Исак заменит Юки Цуноду в основной команде Red Bull.

Триумф McLaren

McLaren второй год подряд завоевал Кубок конструкторов, оформив победу досрочно по итогам Гран-при Сингапура. Для команды из Уокинга это стало настоящим триумфом: впервые за 15 лет они не только вернули себе статус сильнейшей команды сезона, но и дождались нового чемпиона мира — впервые с 2008 года, когда титул брал Льюис Хэмилтон. Болид McLaren действительно был собран лучше всех, и зависть Ferrari не знала границ. По ходу сезона лидерство двух гонщиков менялось в зависимости от настроения исполнительного директора команды — Зака Брауна. Первую половину сезона Ландо Норрис провёл не самым лучшим образом из-за вылетов на квалификациях и блеклых результатов по сравнению с его напарником Оскаром Пиастри, который уверенно шел к титулу. 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от McLaren (@mclaren)

Весь сезон обсуждали так называемые «правила папайи» — неофициальный кодекс поведения гонщиков McLaren, придуманный главой команды. Суть была проста: пилоты могут сражаться друг с другом, но должны помнить, что они напарники. Борьба — да, но осторожно и без контактов. Переломный момент, изменивший тенденцию в таблице, наступил на Гран-при Сингапура, где Ландо в попытке обгона Ферстаппена столкнулся с болидом Оскара. Авария и приоритет в пит-стопе для Норриса стал итогом конфликта, который проявился в командном радио Оскара: он не праздновал победу в Кубке конструкторов вместе с командой. Оскар и Браун помирились, но осадок остался, а в последующих гонках Пиастри сдал — основная борьба была между Норрисом и Ферстаппеном, иногда вклинивался Джордж Рассел из Mercedes.

Открытие сезона

Нико Хюлькенберг из команды Sauber наконец-то добрался до первого подиума в «Формуле-1» на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Исторический результат стал возможен лишь с 239-й попытки — ни один гонщик в истории чемпионата не ждал дебютного подиума так долго.

37-летний пилот Sauber начал гонку лишь с 19-й позиции, однако хаотичные погодные условия сыграли ему на руку. В дождевой гонке немец вместе с командой безошибочно отработал стратегию, вовремя переходя на нужные шины и избегая ошибок. Хладнокровие, опыт и верные тактические решения позволили Хюлькенбергу прорваться через пелотон и финишировать третьим.

Первые два места заняли пилоты McLaren, которые вызвали недовольство фанатов тем, что не обрызгивали Нико шампанским, празднуя только между собой, а в интервью Оскар неуместно пошутил насчёт LEGO-трофея. Уважение же получил Макс Ферстаппен, который лично поздравил Нико с подиумом.

Депрессия Ferrari

Чтобы быть в команде Ferrari, недостаточно быть просто пилотом — как это на своём примере показывает Шарль Леклер. Ты должен быть пилотом, инженером, механиком и, видимо, ещё и спортивным директором. Как только ни называют в интернете болид итальянской команды — «трактор», «телега», «мусорный бак». Тем не менее, благодаря железным нервам Шарль сумел семь раз подняться на подиум, навязывая борьбу лидерам пелотона практически в каждой гонке. Несмотря на два схода, в частности из-за двух «подрывников» из Mercedes, а также раннюю дисквалификацию, в общем зачёте Леклер занял пятое место, набрав 242 очка.

Переход Льюиса Хэмилтона в Ferrari, который должен был стать событием десятилетия, на деле превратился в самый провальный сезон в его карьере. Семикратный чемпион мира так и не доехал до подиума ни разу — подобного с ним не случалось с 2007 года, дебютного сезона в «Формуле-1». Более того, Хэмилтон стал первым новичком «Скудерии» за последние 44 года, завершившим год без единого пьедестала. Кульминацией неудач стала квалификация Гран-при Лас-Вегаса: 40-летний британец замкнул протокол, заняв 20-е место — абсолютный антирекорд для него. Сам Хэмилтон назвал дебютный год в итальянской команде «кошмаром». Итог сезона — лишь шестая позиция в чемпионате и 156 набранных очков.

Увольнения в Red Bull

Red Bull переживает не самые лучшие времена, хоть в команде и есть один из лучших гонщиков планеты — Макс Ферстаппен. Четырёхкратный чемпион всё никак не может найти достойного напарника. Здесь можно вспомнить Серхио «Чеко» Переса, который занимает отдельное место в сердцах фанатов F1. Неудачная попытка Лиама Лоусона и выступления Юки Цуноды только усугубляли ситуацию в команде.

Главным шоком текущего сезона стало увольнение Кристиана Хорнера, который на протяжении 20 лет руководил командой и открывал таланты. Ранее сотрудница команды обвинила Хорнера в ненадлежащем поведении. Несмотря на полное оправдание Кристиана, удар по репутации был нанесён, и общественное внимание сосредоточилось на его положении. За день до увольнения Хорнер повздорил с отцом Макса Ферстаппена, Йосом, на фоне чего появились слухи о возможном уходе Макса в Mercedes. На место Хорнера был назначен Лоран Мекис, который улучшил положение команды.

В конце сезона Red Bull официально подтвердил уход 82-летнего Гельмута Марко. Он построил легендарную академию команды и за более чем двадцать лет привёл в Формулу-1 десятки гонщиков. Скандал вспыхнул после Гран-при Катара: Марко заявил, что дебютант Mercedes Андреа Кими Антонелли якобы пропустил Ландо Норриса на предпоследнем круге. Итальянцу, которому всего 19 лет, моментально посыпались угрозы в сети, а Red Bull пришлось официально извиняться. В итоге Марко ушёл на пенсию. СМИ отмечают, что решение также связано с несогласованными подписями гонщиков в юниорскую программу команды.

Чемпионская развязка

На Гран-при в Лас-Вегасе обоих пилотов McLaren дисквалифицировали из-за чрезмерного износа планок на днище болидов. Данное решение FIA сыграло на руку не только Максу Ферстаппену, но и партнёру Ландо — Оскару, который в Катаре после квалификации и спринта вернулся в борьбу за титул.

Гонка в Катаре могла досрочно принести титул Норрису: нужно было финишировать первым, но у команды были свои планы на пит-стопы. Итог: Макс — первый, Оскар — второй, а третьим стал любимец многих Карлос Сайнс из Williams, который продолжает быть последним пилотом Ferrari, завоевавшим победу в гонке. Сайнс сменил команду только в 2025 году.

Все три пилота имели шансы на чемпионство в последней гонке сезона в Абу-Даби. Последний раз такое было в 2010 году, когда за титул боролись сразу четыре гонщика: Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо и Марк Уэббер. Аналогия из мультфильма «Тачки» как никогда точно описывала ситуацию перед Абу-Даби.

Ландо было достаточно занять место в тройке, чтобы стать чемпионом. Победа Макса в гонке, второе место Пиастри, а третье место Норриса — и титул оказался у него. Цунода не сумел удержать Ландо, а призрачный шанс Леклера догнать болид McLaren ограничился только мечтами конструкторов «Скудерии», из-за чего сообщение Макса по радио «Is Charles catching him or not?» звучало душераздирающе для фанатов Ферстаппена. Финиш с разрывом всего в два очка между новым чемпионом и его главным соперником вошёл в топ минимальных за всю историю.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Lando Norris (@lando)

Ожидания на следующий сезон

Следующий сезон для поклонников F1 может стать более непредсказуемым в связи с обновлением технического регламента болидов. Попрощаемся с DRS (система снижения аэродинамического сопротивления) в пользу более новой и сложной системы активной аэродинамики. Помимо обновления регламента, возможны и новые трассы, даже на территории Центральной Азии — ведь не зря в Узбекистане впервые прошла церемония награждения FIA. На церемонии в Ташкенте были отмечены лучшие автогонщики планеты.

Вдохновившись персонажем Брэда Питта в одноимённом фильме «F1», 44-летний Фернандо Алонсо продолжит своё выступление за Aston Martin вместе с нелюбимым всеми Лэнсом Строллом, который действительно прибавил в прошедшем сезоне. Пара из Mercedes — Джордж Рассел и Кими Антонелли — остаётся без изменений, а Макс пока не сумел переубедить юного Кими перейти в стан Red Bull.

В октябре 2025 года «Формула-1» подписала пятилетний контракт с Apple: с 2026 года компания станет эксклюзивным вещателем гонок в США, заменив ESPN. Сумма сделки — около $750 млн ($150 млн в год) против $90 млн у предыдущего партнёра. Apple TV будет транслировать все тренировки, квалификации, спринты и гонки по платной подписке, а часть контента, включая отдельные тренировки и этапы, останется бесплатной. Вместе ждём новый сезон королевы автоспорта и считаем дни, когда снова послушаем «It’s Friday Then» и гимн Макса Ферстаппена.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Смотрим трейлер «Охоты на розового зайца»
Культура
#кино
Смотрим трейлер «Охоты на розового зайца»
Как устроена система безопасности и комфорта на Shymbulak
Ликбез
#общество
Как устроена система безопасности и комфорта на Shymbulak
Почему все говорят о MŪNAI?
Культура
#кино
Почему все говорят о MŪNAI?
«Жаркое соперничество» — канадская BL-драма о хоккеистах, покорившая интернет
Культура
#кино
«Жаркое соперничество» — канадская BL-драма о хоккеистах, покорившая интернет
Сенат одобрил поправки о запрете «ЛГБТ-пропаганды»
Ликбез
#общество
Сенат одобрил поправки о запрете «ЛГБТ-пропаганды»