16 декабря ушёл из жизни художник Чынгыз Айдаров — один из ведущих представителей современной художественной сцены Кыргызстана. Чынгыз Айдаров останется в истории искусства как смелый художник, осмысляющий в своём творчестве социально-политические аспекты и говорящий со зрителем на одном языке.

Фото произведений Чынгыза Айдарова в его доме. 2025. Фото редакции
Чынгыз Айдаров родился в 1984 году во Фрунзе (сейчас Бишкек). Там же он окончил Художественное училище имени С.А. Чуйкова, по специальности «Педагог живописи». Как художник с современным видением он, конечно, не смог работать в каких-либо традиционных рамках. После училища в 2009 году он стал одним из первых учеников в Школе Современного Искусства ArtEast, начинавшейся как неформальная школа Гульнары Касмалиевой и Мурата Джумалиева. И даже в московской художественной среде Чынгыз был верен себе и шёл вразрез с местными практиками. В Москве он оставался зарубежным автором, включая все трудности адаптации в новой стране, которые также были отражены в его произведениях (перформансы и акции «Набеги», фотографии и работы смешанной техники, перформанс «Улитка» и другие).

Фото произведений Чынгыза Айдарова в его доме. 2025. Фото редакции

Эскизы Чынгыза Айдарова. Мизансцены. 2022—2024. Предоставлено Заманбап искусство
После перенесённого инсульта в 2022 году, Чынгыз продолжил работать в своём доме, который стал мастерской и местом притяжения для множества людей из разных стран, в чём легко убедиться, открыв его инстаграм. Его гостей увлекали открытость и жизненное обаяние художника, искренняя вера в силу искусства, острый ум и смелость самовыражения. Все встречи можно рассматривать как своего рода перформансы, включающие демонстрацию новых работ Чынгыза, разговоры об искусстве и дальнейших творческих планах.
Однако первым толчком к подобному формату послужило сформированное в тот период творческого объединения «Заманбап искусство» (Чынгыз Айдаров, Марат Райымкулов, Айзуура Бакалова, Салкын Адишева, Азат Идирисов, Малика Умарова, Эмирлан Жакшыбаев и другие), хорошо известного алматинской публике как победитель первого конкурса B. Bubikanova Art Prize. Встречи друзей-художников в том самом доме Айдарова для поддержки и реабилитации художника превратились в перформативные сцены. Сохранились толстые стопки сценариев, написанных Чынгызом (он называл их «Мизансцены»), часть из которых была воплощена в видео-перформансе «Кышкы театр» для вышеупомянутого конкурса. Эти сценарии, как и рисунки, коллажи, живопись и другие многочисленные работы ещё только подлежат подробному исследованию, документированию и архивации.
Чынгыз Айдаров. Пачиму. Из проекта «Набеги». 2017. Фотография. Галерея Vladey, Москва
Чынгыз Айдаров — мультидисциплинарный художник с международным опытом, его художественные практики связаны с родным Кыргызстаном, московской арт-сценой в лице Музея современного искусства «Гараж» и казахстанской культурной средой. Он занимался перформансом, акциями, инсталляцией, живописью и графикой, зачастую совмещая несколько медиумов и транслируя собственное восприятие мира с долей иронии, самоиронии и абсурда.
Название к данной статье взято из комментария художника для газеты «Коммерсантъ» в рамках выставки «Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» в Музее современного искусства «Гараж» (Москва, 2021). На мой взгляд, она в полной мере отражает его концептуальное видение, которое никогда не ограничивалось никакими рамками и открыто для обширных интерпретаций. Представленная на том крупном проекте десятиминутная видеодокументация перформанса «Улитка» (Спираль) 2021 года сейчас находится в коллекции Almaty Museum of Arts и доступна для просмотра.
Как я влияю на время? Честно говоря, не думал об этом до того, как мне задали этот вопрос, а вот как оно влияет на меня, я ощущаю. Влияет через новые знания, новые веяния, через людей, которые эти веяния подхватывают. Но вот сейчас я понял, что тоже влияю на время через свои работы. Потому что живу сегодня, создаю сегодня, и восприятие современности меняется от взаимодействия с людьми, с пространством, со временем.»
