В преддверии крупного турнира по Counter-Strike 2, StarLadder Budapest Major 2025, наш спортивный редактор Данил Степанов поговорил с самым успешным тренером в истории отечественного киберспорта — Дастаном «dastan» Акбаевым. Обсудили прошедший год в новой команде, работу тренера и развитие киберспорта в Казахстане. Сейчас он готовится к ивенту вместе с пятёркой PARIVISION, буквально вчера команда прошла на ESL Pro League Season 23 и уже 24 ноября сыграет первый матч на мажоре.
‘98mag: За год твоего руководства команда сильно поменяла позиции в рейтинге HLTV.org в положительную сторону. Сейчас PARIVISION готовятся к мажору — первому ивенту с таким статусом в истории CS-направления организации. Как сам Дастан оценивает результаты?
Дастан: Первый год в PARIVISION — один из самых интенсивных в моей карьере по количеству работы, которую пришлось проделать на пути перехода от команды без рейтинга к топ-20. У нас в составе три молодых игрока, поэтому многому пришлось учить почти с нуля. Всё это сопряжено с большим количеством онлайн-турниров, высокой нагрузкой, постоянной игрой — за год мы сыграли больше 300 карт. Второй важный момент — переезд на буткемп, на котором я нахожусь с января. В Белграде мы находимся ради пинга, потому что большинство турниров проходят на европейских серверах.
‘98mag: Интенсивность игры сильно утомляет? Нахождение на тир-1 кажется в этом смысле даже более лёгким, потому что количество официальных матчей резко сокращается.
Дастан: На тир-1 ты постоянно путешествуешь, меняешь обстановку, а запас скилла в команде и опыт игроков позволяют ощущать себя спокойнее, по крайней мере мне, как тренеру. С другой стороны, постоянные перелёты тоже выматывают, но они компенсируются возможностью завоевать лучшие титулы и частой коммуникацией с фанатами.
‘98mag: За год у вас были значительные изменения в составах, что для тебя не очень привычно — в прошлых составах ты работал с игроками долгосрочно. Плюс пришлось работать с молодёжью, которая сейчас механически очень сильная. Не создаёт ли это трудностей?
Дастан: Я и Jame имеем в команде авторитет, потому что много добились в CS. Между молодыми игроками и опытными всё равно есть значительная разница в скилле, даже несмотря на то, что начинающие ребята часто хорошо стреляют. Нужно понимание игры, а не только механика. Поэтому нет никаких проблем с этим нет — пришедшие ребята видят компетенцию, понимают, что не всё знают, поэтому прислушиваются. В начале нужно завоёвывать вес в глазах нового игрока, но мне проще — меня хорошо знают. В молодых игроках есть плюс: ребята приходят с горящими глазами, голодные до побед, они очень гибкие, поэтому можно сформировать игрока именно под нужды своего состава. В команде желательно иметь одно видение и восприятие игры.
‘98mag: Это похоже на популярный сейчас в CS подход к формированию состава — опытный тренер и капитан плюс четыре молодых индивидуально сильных игрока. Кажется ли тебе такой подход наиболее правильным?
Дастан: В целом — да. Каждый раз, когда мы принимаем решение по составу, мы исходим из того, что есть на рынке. Решение принимается не только из того, что игрок молодой, но из цены, скилла, характера человека, из множества разных факторов, которые влияют на выбор игрока. В целом, когда ты работаешь с молодым игроком — тебе проще. У него ещё есть время ошибаться, он ещё более сфокусирован на игре, поэтому это лучшее время для формирования базового понимания, что является важной частью работы тренера.
‘98mag: Хорошее дело не только для себя, но и для всего рынка — эти игроки когда-то могут оказаться в других составах, а опыт останется с ними на всю дальнейшую карьеру.
Дастан: Согласен, но я бы не хотел, чтобы от нас кто-то уходил. Одна из причин, по которым я и Jame выбрали PARIVISION — это их стремление сформировать устойчивый тир-1 состав. Они делают для этого всё, как организация. Несмотря на то, что у организации есть возможность купить многих игроков, мы готовы выращивать их с нуля не на продажу. Борьба за топ-титулы для меня, как тренера, приносит и больше удовольствия, и больше денег, поэтому хочется работать на свой состав.
‘98mag: Желание выигрывать на текущем отрезке твоей карьеры всё ещё мотивирует? Побед с прошлыми составами было не мало.
Дастан: Да, безусловно. Потому что хочется быть коллективом в топ-5, который стабильно претендует на титулы. Я хочу построить состав, в который игроки будут хотеть попасть, потому что они идут не только за деньгами и условиями, но и за командой, которая рвётся выигрывать.
‘98mag: Кажется, что при переходе из CS:GO в CS2 мета сильно поменялась: игра стала менее тактической и будто больше опирается на индивидуальный скилл игроков — такой вывод напрашивается из результатов топ-составов, в каждом из которых запредельно сильные механически игроки. Например, эра доминирования Astralis выглядела так, будто командная работа была важнее, чем в эпоху доминирования Vitality. Как тебе кажется, изменилась ли при этом работа тренера?
Дастан: Всегда во все времена CS в значительной степени зависела от индивидуальной игры. Просто иногда происходило так, что помимо идеального взаимопонимания, коммуникации, понимания игры на уровне команды, каждый игрок обладал высоким личным скиллом. От этого общий средний firepower команды был выше.
Без звёзд в топ-команде, конечно, тяжело, в топ-5 команд есть минимум одна звезда, но сами по себе они не дают результата. Тренер должен наладить коммуникацию, выстроить взаимоотношения между игроками и сделать много другой работы. Нельзя воспринимать тренера в CS как человека, который просто проговаривает тактику, он влияет на много разных переменных, от которых зависит исход каждого отдельного раунда. Мне бы хотелось, чтобы люди понимали, что тренер в команде отвечает практически за всё и контролирует её жизнь, поэтому работа изменилась, но стала даже более важна.
‘98mag: Если тренеры контролируют жизнь команды, то в работе каждого из них, наверняка, есть свои акценты — кто-то больше про коммуникацию, кто-то про тактики, кто-то про индивидуальную работу. В чём ты видишь свои сильнейшие стороны?
Дастан: Мне кажется, в осознанности и умении доносить информацию. Я всегда имел склонность к тому, чтобы кого-то обучать. Если мне удаётся донести что-то до кого-то и изменить его жизнь в лучшую сторону, в CS или за его пределами, я чувствую себя отлично. Решает и опыт: я занимаюсь только тренерством уже больше восьми лет, поэтому имею большой опыт взаимодействия с разными игроками и хорошо понимаю, как работать с командой, как решать конфликты и недопонимания. Плюс я хорошо понимаю игру в том смысле, что у меня нет никаких явно выраженных слабых сторон. Себя хвалить тяжело, говорить должны результаты.
‘98mag: Кстати, о них. У тебя были карьерные супер-взлёты и периоды длительного затишья, как, например, в последний год. Что сейчас основная цель в перспективе следующих полугода-года?
Дастан: Первое — сейчас хотим хорошо сыграть на мажоре. Заложить в глазах молодых игроков, что выход на мажор — это их база. Хорошим результатом будем считать проход в плей-офф, но в первую очередь важна адаптация команды на крупных ланах. На сам скилл за такой короткий промежуток я не могу повлиять, но могу повлиять на то, чтобы игроки максимально раскрылись и показали свой уровень.
Второе — это заработать рейтинг, чтобы выйти на следующие турниры. В январе будут даваться инвайты на топ-ивенты, поэтому в этот промежуток надо показать себя хорошо.
Третье — более личное, хочу добиться результата с молодыми игроками, потому что это отдельное удовольствие. Люди привыкли смотреть за топами, но путь молодых игроков к этому статусу тоже интересен. Чтобы игроки по миру смотрели за командой и понимали, что необязательно быть супер талантом, как Donk или Kyosuke, многого можно добиться трудом и командным взаимодействием.
‘98mag: О молодых игроках тоже хотелось бы немного поговорить, в частности, о казахстанских. Как оцениваешь сейчас нашу сцену?
Дастан: Во-первых, за последние пять лет сцена сильно выросла, количество игроков на тир-1 увеличилось. Во-вторых, сейчас даже есть целые команды, например, Novaq, команда Adren, и это тоже хорошо, потому что у молодёжи есть платформа для роста. В-третьих, хорошо, что сейчас в Казахстане проходят разные хорошие турниры. Хочется, конечно, иметь побольше звёзд, как Molodoy. Мне кажется, что неплохо было бы выделить часть спортивного бюджета страны на развитие киберспорта, чтобы игроки имели возможность представлять нашу страну. Чем больше инвесторов, тем больше шансов на звёзд.
‘98mag: Ты за свою карьеру поработал со многими топами казахстанской сцены — играл с Adren, тренировал Qikert и Buster, хорошо знаешь HObbit и других игроков. Сейчас наших топов всё чаще подписывают организации из разных стран. Как думаешь, почему сейчас международные организации стали обращать внимание на наш регион, почему именно сейчас?
Дастан: Мне кажется, что это история связанная с их скиллом, а не с паспортом, но и Казахстан может быть фактором. Наши игроки всегда очень трудолюбиво относятся к игре и отдают себя полностью работе — и я, как тренер, и molodoy, как игрок, и Qikert в бразильском составе. Наша хорошая сторона — это то, что казахстанцы всегда хорошо коммуницируют, мы делаем всё легче.
‘98mag: Что думаешь по поводу первого крупного lan-турнира в Казахстане?
Дастан: Очень круто, что это случилось. PGL Astana — это замечательно, но я был расстроен тем, что не смог на него попасть, хотя столько лет ездил на лучшие турниры мира. Я очень надеюсь, что на следующий PGL Astana (пройдёт в столице с 15 по 17 мая — прим.ред.) смогу выйти вместе с текущим составом. Даже если не выйду, обязательно приеду и посмотрю на всех наших казахстанских зрителей. Хочу видеть у нас больше тир-1 команд, чтобы приехали все топы. Надеюсь, что наши граждане обратят на это внимание, больше людей втянется в киберспорт, заметят его и будут развивать вместе с игроками и командами.
‘98mag: Тогда увидимся с тобой и PARIVISION в Астане и удачи на мажоре!
Дастан: Надеюсь, увидимся! Всегда рад общению со зрителями и болельщиками, открыт к любым их вопросам и комментариям. Можете писать мне в телеграм.