Мажилис единогласным решением одобрил внесение поправок в целый ряд законов Казахстана. Изменения законодательства направлены на борьбу с так называемой «ЛГБТ-пропагандой», которую государство ведёт под предлогом защиты детей.
Данил Степанов рассказывает, почему давление на одну социальную группу, к которой вы можете себя не относить, создаёт угрозу лично для вас. Рекомендуем также посетить ЛГБТИКА+ саммит от QUEER KZ, где подробнее будут обсуждаться проблемы нового законодательства. Он пройдёт 22 ноября, для посещения нужна регистрация по ссылке.
Что произошло
Двенадцатого ноября Мажилис единогласным решением одобрил закон о запрете «ЛГБТ-пропаганды». Длительный процесс его подготовки начался с петиции «Казахстанского союза родителей» летом 2024 года. Авторка ’98mag Мари Романова в декабре прошлого года рассказывала, как петиция и дискриминация выделенной группы по конкретному признаку превращаются в политическую гомофобию и создают угрозы для других групп. В том же материале Мари писала о нескольких рекомендациях международных организаций, которые Казахстан решил не соблюдать.
После того, как петиция набрала нужное количество подписей, запустился законотворческий процесс. Для его обоснования государству нужно было легитимизировать свои взгляды посредством каких-либо исследований, тем более, что их проведение было обещано правительством в самом начале обсуждения.
Такое исследование действительно было проведено, хотя государство отрицает свою прямую причастность к его организации. Об этом исследовании, его низком качестве, скрытой методологии и общем противоречии здравому смыслу мы тоже писали летом текущего года. Важной частью материала было обсуждение того, что исследование может быть использовано в качестве аргументации для дальнейших запретов, в том числе таких, которые напрямую к ЛГБТК+ отношения не имеют — например, давления на СМИ и социальные медиа.
Теперь мы находимся в точке, когда нижняя палата парламента единогласно, без каких-либо возражений от депутатов, принимает закон о запрете так называемой пропаганды. Причём законотворцы аргументируют его необходимость защитой детей — это как раз и был основной фокус исследования.
Что меняет закон
У нас не будет отдельного закона «О запрете пропаганды ЛГБТ». Так его называют в медиа, чтобы было проще понимать, о чём идёт речь. Содержательно же имеется в виду принятый Мажилисом 12 ноября закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архивного дела и ограничения распространения противоправного контента». Де-юре это просто ряд поправок, меняющих несколько формулировок в нормативно-правовых актах.
Сейчас пункт 3 статьи 34 закона «О правах ребёнка в Республике Казахстан» выглядит так: «Использование масс-медиа, литературы, зрелищных и других мероприятий, распространяющих порнографию, культ жестокости и насилия, оскорбляющих человеческое достоинство, оказывающих вредное воздействие на детей и способствующих совершению правонарушений, преследуется по закону».
Законодатели хотят добавить после слова «насилие» фразу «пропагандирующих нетрадиционную сексуальную ориентацию, педофилию». То есть фактически гомосексуальные или любые другие связи, отличные от гетеросексуальных, приравниваются к педофилии, насилию или культу жестокости, упоминаемым в этой статье закона. При этом распространение порнографических материалов было запрещено среди несовершеннолетних и ранее, следовательно, речь идёт не о материалах сексуального характера, а о любом контенте, который связан с однополыми отношениями.
В других законах правки будут аналогичными. Теперь нетрадиционная сексуальная ориентация, как её называет государство, приравнивается к педофилии и насилию в законе «О культуре», законе «Об образовании», в законодательстве регламентирующем рекламу, связь, персональные данные и многие другие сферы.
Следствия
Закон является дискриминационным — он выделяет группу людей по конкретному признаку, в данном случае сексуальной ориентации или гендерной идентичности, и ставит её в заведомо угнетённое положение, а их взаимодействие между собой при определённом уровне публичности отождествляет с насилием и педофилией. В наших материалах, упомянутых в начале этой статьи, мы подробно рассказывали, что именно делает этот закон дискриминационным и нарушающим права человека, установленные конвенциями ООН.
Но есть ещё проблема — это размытость формулировок. Вот так поправки определяют саму «пропаганду»: «Под пропагандой нетрадиционной сексуальной ориентации понимается распространение информации о нетрадиционной сексуальной ориентации и (или) приверженности к ней, совершённое публично или с использованием масс-медиа, сетей телекоммуникаций или онлайн-платформ, в том числе намеренно искажённой для неопределённого круга лиц, в целях формирования положительного общественного мнения». Из такой формулировки есть несколько следствий.
Во-первых, распространение информации о нетрадиционной сексуальной ориентации теперь будет являться правонарушением, однако неизвестно, что именно является распространением такой информации. Входят ли сюда материалы, связанные со здоровьем? А сбор статистики? А социологические данные? Это может затруднить доступ к информации, которая просто необходима представителям ЛГБТК+ и, как следствие, создать проблемы, в том числе связанные со здоровьем. Это прямое нарушение прав граждан на свободу получения информации.
Во-вторых, размытость формулировок может создать угрозу для тех, кто занимается публикацией информации и чьей основной аудиторией являются представители ЛГБТК+, связано это с последней частью предложения в определении пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации. Она содержит предположение о целях публикации, и если цель не декларируется напрямую, государство будет додумывать её за тех, кто публикует какую-либо информацию.
В-третьих, любое положительное упоминание лица, причастного к ЛГБТК+, может рассматриваться как часть «пропаганды», поскольку формирует положительное общественное мнение. Выходит, что под давление может попасть почти всё, что угодно, если так или иначе тематически сопряжено либо с ЛГБТК+ как сообществом, либо с лицами, идентифицирующими себя как представителей ЛГБТК+.
Почему ЛГБТК+?
Государство выбрало для дискриминации конкретную группу людей — представителей ЛГБТК+. Это не случайность, а закономерная политика. ЛГБТК+ пока не находят в Казахстане отклика среди значительной части населения, а это значит, что государству проще оказывать на них давление — такая политика встретит поддержку у большой доли общества.
На ЛГБТК+ легко надавить в «тестовом режиме», чтобы отследить реакцию населения на репрессивные меры. Однако общее сокращение свобод и ущемление прав будет касаться не только их, как уже было сказано выше, оно затронет, как минимум, всех, кто занимается публичным распространением какой-либо информации, в том числе и новостной. Введение различных узких норм в отношении ЛГБТК+ в дальнейшем неизбежно будет сопряжено с угрозой деятельности различных НПО, в том числе и международных, которые и так испытывают трудности из-за «иноагентского» законодательства.
Общая тенденция увеличения роли государства в вопросах, которые касаются общественной морали, является крайне нежелательной для формирования гражданского общества и созданию полноценных демократических свобод. Из дискриминации одной группы неизбежно следует давление на другие: например, на молодёжь и журналистов из-за дополнительных проверок. Сложнее станет вести деятельность любым активистам, поскольку у государства против них появится дополнительная мера.
Последствия этого решения могут быть катастрофическими: люди будут уезжать в страны, где на них не оказывается давление, а в родной стране будут вынуждены опасаться за свою свободу, жизнь и здоровье, поскольку вместе с политической гомофобией укрепляется гомофобия горизонтальная. Всё это лишь подрывает едва заметное доверие к государству со стороны демократически настроенных жителей Казахстана, но никак не помогает защитить детей — хотя именно с такой целью депутаты и проталкивали запрет так называемой «пропаганды».