Когда казахстанские стендаперы отправляются в туры по городам страны, они адаптируют свой материал под особенности регионов. В разных городах Казахстана — разные модели восприятия происходящего на сцене. Где-то публика реагирует мгновенно, где-то смеётся позже, после короткой паузы, обдумав услышанное. Одни зрители ждут интеллектуального подкола, другие — внимательного наблюдения.
На разогреве у популярных стендаперов, как правило, скромно выступают местные комики. Их юмор включает в себя локальные наблюдения и отзеркаливает ментальность присутствующих зрителей. Региональные комики осторожно строят карьеру в стендапе: собирают скромные залы и учат местных жителей не бояться смеяться над собой. На смену подражанию известным комикам пришло желание говорить о своём опыте.
Айжана Шайкенова рассказывает, о чем их монологи, и почему талантливые ребята выбирают оставаться в родных городах.
Шутки за донаты
В сентябре прошёл ежегодный фестиваль стендап-комедии Älem Comedy Fest. Известные и не очень комики со всего Казахстана приехали в Алматы набираться опыта и просто хорошо провести время. Для региональных комиков такие мероприятия позволяют увидеть, как стендап-комедия в Казахстане стала независимой, популярной и, наконец, прибыльной индустрией. Все понимают, что региональные стендап-площадки не могут позволить себе закрыть финансовую сторону и платить комикам, а долго выступать только ради аплодисментов не получается — важно в итоге монетизировать своё творчество.
Комики из регионов пытались зарабатывать на своём таланте, но успешных примеров — единицы. В городах по численности населения поменьше всё держится на энтузиазме: они самостоятельно арендуют залы, продвигают мероприятия и договариваются с барами. В Петропавловске зритель готов оплатить высокие по стоимости билеты на российских комиков в доме культуры — и зал будет заполнен. А вот местные ребята в последние годы ажиотажа и интереса к себе особо не вызывали, даже за бесплатные проходки. Они выступают в двух камерных барах, заведения побольше не готовы предоставлять сцену ноунеймам. А в Петропавловске быть ноунеймом ещё тяжелее — в таких городах обычно «все друг друга знают». Юмор местных комиков часто неполированный: даже грязные шутки звучат аккуратно, как будто комики извиняются перед залом за происходящее на сцене. Основной формат — открытые микрофоны без чёткой координации, но с отчаянной попыткой найти потенциал у выступающих.
Петропавловские комики, кажется, развивают культуру не для удовольствия, а потому что иначе нельзя. Они несколько раз бросали микрофон со сцены и пропадали на месяцы. Один из свидетелей зарождения жанра в городе — Виталий Иванов. Сегодня без него уже сложно представить стендап в Петропавловске. Талантливый комик с отличной насмотренностью и наблюдательностью позволяет себе говорить о повседневных заботах с осторожными саркастичными комментариями. Постоянно развивается и вдохновляется отечественными коллегами, однако на своем энтузиазме продвинуться ему не удалось. Для других комиков в Петропавловске выступления — это досуг после работы и между сменами или с завершением пар в университете. Кроме Ербола Бекишева — популярного комика, который недавно сознательно переехал из Астаны в Петропавловск, чтобы развивать сцену на севере Казахстана. Его монологи строятся вокруг его зависимости, лечения и поиска устойчивости в трезвости. Североказахстанцам эти темы хорошо знакомы, и людей на выступлениях теперь собирается всё больше.
Если обратить внимание на то, о чём шутят региональные комики в Казахстане, становится заметно — почти все их наблюдения оказываются дискомфортными. Иногда тревожными, иногда болезненными. В их монологах звучит усталость от однообразия, сомнения о своем будущем, раздражение от бессилия. Их материал локален, и если снять часть выступления для рилса — миллионы просмотров он не принесёт.
С другой стороны, можно отследить, как люди учились шутить, даже если вокруг них долго ничего не менялось.
Если в Петропавловске один-единственный стендап-клуб то исчезает, то вновь появляется, в соседнем Костанае стендап-объединения могут позволить себе конкуренцию. Громких конфликтов не было, но комики спорят о подходах и стараются делать программы плотнее. Стендап-сцена Костаная занята преимущественно мужчинами — в монологах иногда даже звучат армейские истории. Местный комик Роман Чайкин часто высмеивает эту тенденцию и размышляет о токсичной маскулинности. Среди его коллег — бывшие КВН-щики и просто остроумные ребята. Если присутствовать на костанайском стендапе, возникает ощущение недооценённости их выступлений: местные зрители скупы на смех и аплодисменты. В это время на сцене профессиональные комики, которые уже перестали искать смешные ситуации — теперь они говорят о том, что смешного видят в обычной жизни. В шутках часто проскакивают этнографические и социальные детали: администрация города, местный консерватизм и, конечно, суровый северный климат. Костанайские комики — очень наблюдательные и самоироничные. Есть монологи и про внутреннюю миграцию у Адиля Дикетаева, который переехал из Житикары в Костанай. Это тоже хорошее попадание в зрителя, которому интересно послушать про разницу жизни, адаптацию и поиск себя в новом месте. Еще на сцене Костаная выступают и комики, собравшие полноценные материалы для сольных концертов. Один из них — Андрей Егоров из соседнего Рудного, многообещающий и талантливый комик, известный своей экспрессивной подачей альтернативного материала.
В Кокшетау комики тоже позволяют себе новые форматы и грязные шутки, особенно во время импровизаций со зрителями: много прямых оскорблений и откровенно вульгарных комментариев. Такая комедия устраивает местных — выступления проходят регулярно. Среди кокшетауских комиков выделяются Денис Эфте, у которого заметно много амбиций в комедии, и трогательная Василиса Карева — её выступления строятся на саморефлексии. И по их выступлениям можно понять то, что кокшетауский стендап уже перерос стадию инициативы. В нём видна попытка построить сообщество, где есть место и грязным шуткам, и искренним разговорам.
Проблем с построением собственного комьюнити и полных залов нет у комиков из Караганды. Одно из первых стендап-сообществ в Казахстане появилось здесь в 2013 году. Их сцена отличается структурностью и грамотным менеджментом. Здесь начинали многие резиденты StandUp Astana и Sun Project. Переезд в Астану для комиков из регионов кажется естественным шагом — там больше площадок, выше гонорары и плотнее медийное поле. Когда опытные комики уезжают, местное сообщество обычно теряет драйверов роста. Но в Караганде этого не произошло — движение продолжило развиваться, и их сцена остаётся одной из самых устойчивых в стране. Караганда ассоциируется с угольной промышленностью, но в ней много культурного разнообразия — об этом говорят и комики со сцены. Интересно следить за импровизациями и реакцией на локальные инфоповоды у Сергея Станкевича. Комик Алидяр Салкимбаев говорит о том, как чувствует себя в консервативном обществе, а Эвелина Коробова высмеивает стереотипы о женщинах.
Пример с преемственностью поколений карагандинского стендап-сообщества скорее исключение, чем правило. Билетные сервисы поддерживали стендап-концерты в соседних городах, когда движение только зарождалось. Однако зрители часто приходят в лучшем случае за скромный донат. Собрать публику на локальный стендап-сцене сложнее, чем написать удачный монолог.
Высокие ожидания
Раздражённый и скептически настроенный зритель приходит заранее с позицией пассивной агрессии. В Уральске выступления часто проходят в формате стихийного театра с участием хеклеров: публика перебивает комика, а тот отвечает и провоцирует зал. Местный стендапер Азамат Изгалиев органично чувствует себя в таких провокациях, использует панчи и чёрный юмор, но свободно смеётся и над собой. Комики здесь не прячут злость, прямо говорят о равнодушии своей публики, но оправдывают всё скупостью культурных инициатив и досуга в городе. Многие падают духом во время выступлений под игнор зрителя, и это видно: свой монолог продолжают рассказывать подавленно, и даже если дальше есть отличные шутки, достойной реакции не получают. В комедии действительно важно высмеивать боль и провалы, но делать что-то в тишине сложно.
Обратная ситуация — у комиков из Актау. Какими бы стереотипами не был известен регион, населённый воинственными адайцами, удачных выступлений здесь много. Местные комики говорят о том, что волнует местных жителей: перебои с водой и светом из-за МАЭК, безработица и коммунальные сложности. Один из характерных мотивов монологов — борьба с бытовыми абсурдами. Актау — город, где находится море и одновременно отсутствует питьевая вода, и эта парадоксальная реальность неизбежно становится почвой для шуток. Юмор в Актау не ограничен бытом. Дарина Иржанова, участница женского стендапа, поднимает темы принятия себя и ментального здоровья. Это смело для консервативной среды: Дарина говорит о внутреннем мире женщины не как о внешнем, а как о внутреннем опыте, требующем эмпатии.
В соседнем Актобе публика внимательна и строга к выступающим. О прямолинейном характере актюбинцев не пошутил только ленивый комик. Здесь зал не смеётся по инерции и это формирует особую манеру у местных комиков. Они выстраивают содержательные монологи и избегают поверхностных тем. Комик Жаңаберген Турежан шутит о патриархальном обществе, давлении родственников, самоиронично говорит о своих неудачах. Виктория Николаева делает акцент на репрезентации женщин, веганстве в казахской культуре и высмеивает бытовой сексизм.
Стендап-сцена в Атырау полярная и формируется на пересечении контрастов — западной прагматики и внутренней потребности в самоиронии. Здесь юмор стал способом заземлиться в пространстве нефтяных корпораций. Комики часто обращаются к городским реалиям — плохим дорогам, инфраструктуре, бюрократии. Комедия Аманжола Шарипова напоминает книгу жалоб, где упоминается и аким, и в противопоставление чиновнику — общественники и правозащитники. Юмор Аманжола напоминает технику самопомощи с попыткой сохранить внутреннее равновесие в хаосе.
Зрители в регионах — консерваторы по умолчанию. Они приходят на стендап за подтверждением, что их жизнь с рутиной, усталостью и ограниченным досугом — нормальна. Поэтому местные комики закрепляют привычную реальность в коллективный опыт. Когда в регионы приезжают популярные казахстанские комики, они стараются адаптировать материал под аудиторию. Меньше говорят об Алматы и Астане — зрители могут не понять контекста. Но сравнения «как там и как здесь» звучат убедительно и находят отклик. И хотя формально региональные сцены кажутся застойными, на деле они стараются удержать баланс между стабильностью и самовыражением. Региональные комики чутко улавливают переживания их окружения, где подсознательный страх перемен стал частью повседневности. Многие не стремятся рушить связь со зрителем, для которого главное — узнаваемость себя и своего опыта.
Комедия наблюдения
В Усть-Каменогорске комики показывают, как в промышленной среде появились инакомыслие и креатив. Здесь юмор становится способом объяснить — зачем вообще смеяться. Комедия строится вокруг заводских будней, неудобств с новым часовым поясом и проблем с экологией. Кажется, здесь не принято жаловаться, поэтому комедия не уходит в метафоры. Стендапер Рамазан Хайретдинов рассказывает, как учился на сварщика, но ищет себя в творчестве. Он пытается сохранить внутреннюю свободу в городе, где проявлять себя сложно. Его юмор стал выходом для огромного количества неоднозначных тем с возможностью объяснить свою точку зрения. На фоне шуток про «работу на заводе» выделяется очаровательная комикесса Клара Кипара и ее тонкие сатирические высказывания. В соседнем Семее на сцене тоже выступают яркие девушки: Ольга Курбангалиева делает ставку на «интеллигентный» юмор и каламбуры, а Анара Мустафагалиева органична в импровизации. Анара не боится самоиронии и могла бы конкурировать со столичными комиками, но бросить семью ради переезда не может. Для большинства региональных комиков стендап — хобби, и уезжать ради карьеры никто не спешит.
Стереотипы и мифы о регионах не равны тому, что там происходит. Юг Казахстана часто воспринимают через призму клише, но на практике это моветон. Региональные комики давно не оправдываются за свою идентичность. Делать акцент только на стереотипах — значит не понимать, как устроена там жизнь. Комики из регионов не нуждаются в снисходительной оценке: они самостоятельно задают направленность трендов и обсуждений, формируют аудиторию и показывают, что сила выступающих в разнообразии. Самым живым и заметным центром южного стендапа стал Шымкент. Именно здесь за последние годы появилось несколько клубов, и каждый сыграл роль в формировании локальной сцены. Местный комик Рауль Тухватилин не игнорирует социальные темы и внимательно наблюдает за коммуникацией местных жителей. В своих монологах он показывает, что стереотипы никак не характеризуют людей в Шымкенте.