Female rage с блёстками: новый альбом Princess Nokia

Американская рэперша Princess Nokia 10 октября выпустила четвёртый студийный альбом с простым названием «GIRLS». Разбираем новый релиз песня за песней.

TW: в этом тексте упоминается сексуализированное насилие.

Скорее всего, вы хотя бы раз слышали треки Princess Nokia, если сидели в TikTok в 2020–2021 году. Тогда вирусились её трек «I Like Him» и фит с Ashnikko «Slumber Party». 

До этого она выпускала андеграундный феминистский рэп, играла с нео-соулом и панк-роком, а затем — с поп-жанром. Новый альбом «GIRLS» стал логичным продолжением этого пути — более зрелым и уверенным. 

Знакомство с альбомом, как заведено, начинается с его обложки. Дестини Фраскери (настоящее имя исполнительницы) не особо баловала фанатов концептуальным визуалом и не нашла интересных решений для прогрева аудитории перед релизом — зато обложка «GIRLS» цепляет с первого взгляда. На фотографии артистка сидит в красной футболке и трусах с ярким кровавым пятном. 

Альбом открывается как радиошоу на «Girl FM», выдуманной станции, где Princess Nokia становится ведущей. Уже сама форма интро задаёт настроение альбома: это не просто сборник песен, а пространство, где звучат исключительно женские голоса. 

В интро звучит цитата Кортни Лав — это оммаж 90-м, эпохе, когда рок и поп-артистки ломали навязанные индустрией стереотипы о «приличной женщине». Кортни говорит о праве женщин выглядеть так, как им хочется, даже если это противоречит чужим ожиданиям. Nokia помещает эту фразу в начало альбома, превращая её в манифест. 

Уверенный настрой в интро далее сменяется тёмной, можно даже сказать, немного готической атмосферой в треке «Blue Velvet», название которого отсылает к одноимённому фильму Дэвида Линча. В тексте упоминаются фигуры «проклятых» женщин: Лилит, Ева, Мария Магдалина, Персефона. Эти архетипы соединяются в образе лирической героини альбома, воплощающей тёмную и непокорную феминность.

Nokia читает спокойно, практически монотонно, но со злобой, описывая не только свои переживания, но и боль, которую переживает большинство женщин в реалиях патриархата.

Я была частью статистики, и все меня игнорировали,

Если бы я была мужчиной, они бы меня обожали,

Но я девушка, так что они ненавидят меня,

Они говорят мне, что я ничтожество и ничего не стою. 

Если в «Blue Velvet» героиня ещё только примеряла на себя образ, то следующий трек «Medusa» звучит как полноценное раскрытие её злости, направленной на мужчин. Название трека напрямую отсылает к древнегреческому мифу о Медузе Горгоне — женщине, превращённой в чудовище после того, как её изнасиловал Посейдон, а Афина наказала. Со временем Медуза стала символом женской травмы и ярости, а взгляд, способный обратить мужчину в камень — метафорой обретения силы противостоять злу после пережитого насилия.


Питер Пауль Рубенс, «Голова Медузы»

Трек звучит злее и прямолинейнее предыдущего — здесь меньше метафор, больше гнева и иронии. В первом куплете героиня открыто отказывается от патриархальных ролей — «старой девы», «просроченного товара», «служанки современного рабства» — а дальше обращается к образу мужчины, который манипулирует женщинами и совершает над ними насилие.

Ты эмоционально неуравновешенный и очень похотливый,

Д**чишь на фотографии тех, кому любишь врать.

Но я тебя раскрою, покажу, кто ты на самом деле,

Ты **аный насильник, стоящий у всех на виду.

В конце трека Nokia много раз повторяет фразу «Я знаю, что ты сделал», как бы грозя отомстить обидчику за себя и всех женщин, переживший трагичный опыт.

После трека «Medusa», где героиня уже во весь голос объявила о своей ярости и желании мести, «Period Blood» переводит эту энергию в перспективу телесности. Текст — прямое и сознательное разрушение табу. Фраза «I like period blood, I think it’s sexy» — это акт реклейминга: менструация выходит из-под покрова стыда и становится элементом женской идентичности и власти. Конечно, это абсолютно не новая идея, но в контексте альбома это выглядит как логичный переход от ненависти к «врагам» во внешнем мире к любви к своему нутру и тотальному принятию себя.

Первые три трека альбома (не считая интро) настраивают слушателя на агрессивную лирику и дают понять, что Princess Nokia не собирается подстраиваться под шаблоны, которые накладывают на женщин. Но рэперша играет с ожиданиями слушателей — и после гнева и мрака трек «Matcha Cherry» звучит как выдох.

Песня — настоящий гимн феминности в её стереотипном проявлении: блеск для губ, ромкомы, мини-юбки и т.д.. Весь текст будто собран из запросов в Pinterest или TikTok-коров — matcha latte, clean girl, balletcore. Но за этим стоит не пустой набор терминов, а искреннее признание в любви к другим женщинам и к самому понятию girlhood как утешению и источнику радости. 

Если в «Blue Velvet» и «Medusa» женственность была тёмной и воинственной, то в «Matcha Cherry» она становится инструментом поддержки. Это инклюзивный сестринский жест: женственность многолика, и все её формы одинаково хороши.

Девочки, которые бедроттят весь день,

Девочки, которые ходят на пилатес и йогу,

Я где-то посередине, и это прекрасно.

Я обожаю быть девочкой и никем больше быть не хотела бы.

После «Matcha Cherry» альбом переходит в более лёгкое и глянцевое настроение — треки «Drop Dead Gorgeous», «Gossip Girl», «Beach Babe» и «Pink Bronco» звучат как гёрлхуд в чистом виде. В этом блоке чувствуется сильное музыкальное влияние Ланы Дель Рей образца 2014 года и Charli XCX образца 2024-го. Четыре трека дают слушателю расслабиться и эмоционально отойти от смыслового перегруза в первой части альбома. 

Мягкий блок прерывается вторым скитом, который возвращает нас на радиостанцию «Girl FM». Поиграли в soft girl и хватит — вспоминаем, зачем мы тут с вами собрались. Врываясь в скит с ноги, Nokia говорит: «Практикуй колдовство, убей своего абьюзера», а после монолога наступает 50-секундная тишина. Возможно, исполнительница намеренно оставила эту ощутимую паузу между треками, чтобы дать слушателю задуматься. 

Здесь ненадолго отойдём от альбома и обратимся к социополитическому контексту, в котором он был создан. Сегодня в США тема женской автономии переживает новый кризис: после отмены решения Roe v. Wade в 2022 году аборты перестали быть гарантированным правом на федеральном уровне, и в десятках штатов их теперь фактически запретили. На фоне роста консервативных настроений женщины снова вынуждены бороться за базовые права на тело, голос и безопасность. В ответ в сети и на улицах набирает силу новая волна протеста, где лозунг «All Rapists Gotta Die» звучит не как гипербола, а как крик ярости и прямое выражение накопленной боли и желания справедливости, от которого и питается альбом Princess Nokia.

Предпоследним в альбоме звучит трек «Phoebe Philo» — заявление о женской автономии, личной, творческой и экономической. Если предыдущие песни поднимали темы уязвимости и боли, то здесь исполнительница входит в образ женщины, которая больше никому ничего не доказывает. Название трека — отсылка к дизайнерке Фиби Файло, переопределившей понятие женской моды, сделав её умной, функциональной и независимой от мужского взгляда. Nokia использует это имя как символ контроля над собственным образом: сегодня женщина сама формирует свою эстетическую и социальную идентичность.

Финальный трек «ArtStar» звучит как манифест зрелости и самоуважения — кульминация пути, который Princess Nokia проходит на протяжении всего альбома. После гнева, боли и протеста в предыдущих песнях она завершает пластинку утверждением собственной силы как артистки и как женщины.

Princess Nokia хочет, чтобы к финалу альбома «GIRLS» вы полюбили себя и женщин вокруг себя. На протяжении всех треков она утверждает собственную ценность — и эта уверенность действительно заразительна: к концу прослушивания появляется ощущение благодарности к себе, к своим желаниям, интересам, трудностям и пережитой боли.

Интересно, что при всей яркости и потенциале «GIRLS» пока не стал виральной работой: в TikTok нет трендов и фрагментов с песнями, а обсуждения в соцсетях ограничены фанатскими кругами. Но преданные слушатели уверены — публика просто ещё не готова к такой форме женского самовыражения. «GIRLS» может показаться слишком откровенным, слишком наглым или слишком независимым — и именно поэтому, вероятно, его настоящее признание ещё впереди. 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Өте талғампаз актермін». Дәурен Серғазинмен сұхбат
Культура
#кино
«Өте талғампаз актермін». Дәурен Серғазинмен сұхбат
Нет вычетов — нет бизнеса: МСБ Казахстана бьет тревогу из-за нового Налогового кодекса
Бизнес
#люди
Нет вычетов — нет бизнеса: МСБ Казахстана бьет тревогу из-за нового Налогового кодекса
Семь бизнесвумен из Казахстана получили гранты на развитие своих проектов
Бизнес
#люди
Семь бизнесвумен из Казахстана получили гранты на развитие своих проектов
Киберпессимизм: от книгопечатания до ChatGPT
Бизнес
#технологии
Киберпессимизм: от книгопечатания до ChatGPT
От диабета до ожирения: как семаглутид стал главным лекарством XXI века
Ликбез
#общество
От диабета до ожирения: как семаглутид стал главным лекарством XXI века