Fixed-gear: велосипеды без тормозов

На сегодняшний день fixed-gear велосипеды переживают уже не первый свой расцвет. Это лёгкие, минималистичные байки без лишних деталей, которые возвращаются на улицы мегаполисов и привлекают всё больше зумеров.

О том, чем фикс отличается от обычного велосипеда, как он появился и развивался, и почему стал символом городской культуры и стиля рассказываем в новом материале.

Что такое fixed-gear и как он устроен

Fixed-gear, или просто фикс, — это велосипед, у которого педали напрямую связаны с задним колесом. Здесь нет свободного хода: если колесо крутится, крутятся и педали. Остановиться можно только оказывая сопротивление вращению ногами.

В отличие от привычных городских или шоссейных велосипедов, эти выглядят почти пустыми. У них нет переключателей скоростей, тросиков, амортизаторов и часто даже ручных тормозов — только рама, колёса и цепь. Благодаря этому они легче, надёжнее и требуют минимального обслуживания.

Их часто путают с single-speed, у которых тоже одна передача, но есть трещотка — механизм свободного хода, позволяющий колесу вращаться независимо от педалей. В фиксах такого нет, поэтому педали крутятся постоянно.

Эта особенность делает их популярным среди тех, кто ценит простоту, прямой контакт с велосипедом и полное управление движением. Изначально такие байки использовались на трековых велодромах, где важна скорость, а позже закрепились и в городской среде благодаря своей манёвренности, надёжности и характерному виду.

История и происхождение

Велосипед с фиксированной передачей — изобретение не новое. Fixed-gear появились раньше, чем большинство современных видов. До изобретения свободного хода (фривила) в начале XX века все велосипеды имели фиксированную передачу.

Они активно использовались на треках и в гонках: простая конструкция делала их надёжными и удобными для тренировок. Даже участники первых Tour de France проезжали дистанцию именно на таких велосипедах.

С появлением многоскоростных систем, фиксы ушли с дорог, но остались на треке. В 2000-х они пережили возрождение в городах вроде Нью-Йорка, Лондона и Токио. Всё началось с курьеров, которым нужен был лёгкий и надёжный велосипед. Позже культура распространилась и среди горожан — появились гонки alley cat, локальные команды и культовые бренды вроде Cinelli, Dosnoventa и Leader. 

Fixed-gear как часть городской культуры и стиля

Сегодня фиксы стали частью стрита не только мегаполисов вроде Лондона или Токио, но и городов Центральной Азии. В Кыргызстане культура сформировалась, кажется, первой и до сих пор остаётся самой активной. В Казахстане же движение только набирает обороты. В Азии интерес к фиксам заметно вырос в начале 2020-х. Толчком стало распространение манхвы «Ветролом», где персонажи участвуют в уличных гонках именно на таких байках.

Во многом они сейчас ценятся и за их внешний вид. Тонкая одноцветная рама, большие тонкие колёса и агрессивная посадка вкупе с минималистичными видом велосипеда создают легко узнаваемый образ, который выделяется на фоне громоздких байков, обвешанных тросами и переключателями.

Для многих фикс — не только средство передвижения, но и стильный аксессуар. Под него подбирают одежду, фотографируют, снимают райд-видео, иногда даже вешают дома как предмет интерьера.

Философия

Отсутствие привычного ручного тормоза на фиксе задаёт особый ритм езды: ты не останавливаешься, пока не достигнешь нужной точки. Педали крутятся всегда: если крутишь быстро, то и едешь быстро, а если крутишь медленно, то и едешь, соответственно, медленно. Это постоянный баланс между скоростью и контролем.

Велосипед становится продолжением тела, всё работает напрямую, без помощи передач и механики. Это даёт особое ощущение вовлечённости в езду. Всегда важно рассчитывать тормозной путь, езда на таком велосипеде требует внимания и самоконтроля. Необходимо чувствовать дорогу, следить за трафиком и не делать резких движений, потому что это то может стоить равновесия.

Со временем это вырабатывает аккуратность и предсказуемость — ты начинаешь двигаться плавнее, увереннее, учишься заранее просчитывать ситуацию и выбирать оптимальную траекторию. Для многих это и есть главное в фиксе: концентрация на моменте и ощущение полного контроля над движением, когда всё зависит только от тебя.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Астана говорит стихами: inDrive запустил поэтический арт-проект
Город
#события
Астана говорит стихами: inDrive запустил поэтический арт-проект
«Людям и животным лучше вместе»: как Purina формирует культуру заботы в Казахстане
Ликбез
#истории
«Людям и животным лучше вместе»: как Purina формирует культуру заботы в Казахстане
Взгляд извне. О выставке Хуана Саликета «Археология города. Алматы»
Город
#события
Взгляд извне. О выставке Хуана Саликета «Археология города. Алматы»
Театр в логике собрания: заметки о фестивале «Место — Действие»
Город
#события
Театр в логике собрания: заметки о фестивале «Место — Действие»
Как я съездил на финал Red Bull Four 2 Score в Австрию
Ликбез
#истории
Как я съездил на финал Red Bull Four 2 Score в Австрию