«Медленно», нежно, в самое сердце

На кинофестивале Qyzqaras казахстанские зрители впервые смогли посмотреть фильм литовской режиссёрки Марии Кавтарадзе «Медленно». Драма 2023 года была номинирована на «Оскар» от Литвы и получила приз за режиссуру в программе «Мировое кино» на фестивале Sundance. Участница Qyzqaras Critic Lab Айзере Малайсарова рассказывает, как эта нежная картина разрывает шаблоны о мужской и женской сексуальности.

Сюжет

В танцевальную студию Елены (Грета Гриневичюте) приходит группа подростков с нарушением слуха в сопровождении сурдопереводчика Довидаса (Кястутис Циценас), которые готовятся к выступлению в летнем лагере. Между Еленой и Довидасом сразу вспыхивает искра, от которой она улыбается весь день и чувствует, что знает его давно. Когда девушка готова сделать первый шаг, Довидас признаётся, что он асексуален. Изначально приняв его слова за отказ, Елена всё-таки решается дать ему шанс. Вместе они испытывают границы и пытаются подстроиться друг под друга.

 

Спектр неуверенности

Создав такую пару, режиссёрка в первую очередь разрушает стереотипы о том, что все мужчины хотят секса, а если этого хочет женщина, то она распутна. Люди, которые не испытывают сексуального влечения, составляют около 1% населения. В мире, навязывающем обязательность отношений, асексуалы постоянно сталкиваются с непониманием. Довидасу приходится проговаривать, что Елена ему действительно нравится, что он хочет доставить ей удовольствие, но и извиняться каждый раз за отсутствие желания он не может. 

Их первый конфликт происходит, когда Елена замечает Довидаса мастурбирующим в душе. Она считает, что это противоречит самой сущности асексуальности, не понимая, что это спектр разных вариаций: кого-то секс и мастурбация отвращает, для кого-то это чисто физиология, а кто-то может этим заниматься только с партнёр_кой. И в то же время многие вещи, знакомые аллосексуальным людям, для него непонятны. Например, если парень пишет девушке в час ночи «как дела?», значит ли это, что он предлагает заняться сексом? В такие моменты это очередь Елены объяснять Довидасу тонкости романтических отношений.

 

Универсальные потребности в любви

Кавтарадзе сделала историю более универсальной, показав, что в любых отношениях людей с разными потребностями есть свои сложности, а ключ к их преодолению — открытая коммуникация. Несмотря на то, что Елене важна физическая близость, с эмоциональной привязанностью и уязвимостью у неё проблемы. В первой же сцене ей сложно сказать «я тебя люблю» своему бывшему. Когда она начинает проявлять интерес к Довидасу, друзья смеются, что он надоест ей через месяц, если она столько продержится. 

Героине непривычно, как осторожно Довидас спрашивает разрешения взять её за руку, как целомудренно обнимает и целует. Без физического контакта ей сложно поверить, что партнёр действительно её любит, ему приятно с ней находиться и он не пересиливает себя ради неё. Слова из песни, написанной Эйприл Сноу, точно передают внутренний монолог героини: «Почему я боюсь подпустить тебя к себе?». Но её же название We fucked it up («Мы облажались») намекает на исход событий.

Довидас постоянно боится, что он недостаточно «нормальный» для девушки, но своими тревогами он не делится. Если по работе он может выразительно перевести на язык жестов песни о любви, в жизни ему «проще дойти до Швеции пешком, чем поговорить». Наблюдая за раскрепощённостью и тактильностью Елены в баре, Довидас по пьяни предлагает открыть отношения. Он легитимно задаётся вопросами, есть ли «правильный» способ быть друг с другом, делает ли его сексуальность и готовность к открытым отношениям менее мужественным. Так он искренне пытается придумать решение их ситуации, раз он не может удовлетворить потребности девушки.

 

Нет ничего нормального

Режиссёрка задаётся вопросом, могут ли отношения, где у партнёров разные потребности, продлиться долго. Елена даже не рассматривает пьяное предложение партнёра, потому что хочет «нормальные», моногамные отношения как у всех. Когда герой не знает, как справиться с ревностью, пара понимает, что дальше так продолжаться не может. 

Но это не значит, что любые отношения с асексуальным человеком обречены на разрыв. Недаром асексуалы относятся к ЛГБТКА+ сообществу — они бросают вызов гетеронормативности. Как вариант развития событий, пара могла выйти за рамки «нормального» и рассмотрела себя как квирных. Тогда, возможно, у них был бы шанс на долгую жизнь вместе. Но и выбор Елены и Довидаса тоже заслуживает уважения. 

Хотя сама Мария Кавтарадзе не является частью сообщества, стоит поблагодарить её за тщательное исследование и вклад в репрезентацию асексуальности на экране. «Медленно» бережно затрагивает тему разнообразия сексуальности в странах Балтии. Этот фильм срезонирует с теми, кто не привык видеть себя в кино, вызовет эмпатию у других и научит важности коммуникации друг с другом.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Куда сходить на Хэллоуин в Алматы
Город
#события
Куда сходить на Хэллоуин в Алматы
Sonic Arts в Центральной Азии: о лаборатории Korkut, CTM и Гёте-Института
Культура
Sonic Arts в Центральной Азии: о лаборатории Korkut, CTM и Гёте-Института
Мне 25, и я работаю в телекоме: благодаря кому мы листаем TikTok и смотрим YouTube
Бизнес
#люди
Мне 25, и я работаю в телекоме: благодаря кому мы листаем TikTok и смотрим YouTube
Спектакль «Рок-н-ролл на закате» отправляется в первый тур по Казахстану
Город
#события
Спектакль «Рок-н-ролл на закате» отправляется в первый тур по Казахстану
«Магическая битва: Казнь» выйдет в кинотеатрах Казахстана 4 декабря
Культура
#кино
«Магическая битва: Казнь» выйдет в кинотеатрах Казахстана 4 декабря