Казахс(танс)кий штурм Локарно
Уже второй год казахстанские ленты пытаются покорить конкурсную программу фестиваля Concorso Cineasti del presente. Цель программы — привлечь внимание к новым кинематографическим голосам и предоставить глобальную площадку для кино со всех уголков мира. В прошлом году удачу попытали Ануар Анартаев с фильмом «Жоктау» и «Сверчки, ваш выход» Ольги Коротько. В этом году Жаннат Алшанова презентовала свой долгожданный дебют в этой же программе. У фильма внушительный список продюсеров: французская Films de Force Majeure, казахстанская Accidental Films (независимая компания Алшановой), голландская Volya Films, литовская M-Films и шведская Kjellson & Wik. Фильм также имеет шведскую ко-продукцию в лице Kjellson & Wik и получил поддержку Королевства Саудовская Аравия.
Алшанова разрабатывала проект давно и тщательно. В рамках девелопмента фильма режиссёрка поучаствовала в таких воркшопах и рынках, как When East Meets West, Cinemart, TIFF Filmmaker Lab, Red Sea Film Souk, Gotham Week и First Cut Lab. На швейцарском фестивале Алшанова тоже не впервые. Пятью годами ранее её короткометражный фильм «История цивилизации» выиграл награду Pardi di Domani. Для казахстанского дебюта подобная дорога к производству фильма уже внушительная история сама по себе и пример того, как можно снимать локальные истории с иностранными продюсерами для глобальной аудитории. В Локарно «Победителей», однако, обыграл французско-бельгийско-вьетнамский фильм «Tóc, Giấy Và Nước…» (Hair, Paper, Water…) от режиссерского дуэта Николя Гра и Чонг Минь.
Сюжет
Алматинке Миле (Тамирис Жангазинова) — 17 лет. Об отце нам ничего не известно, её привлекательная мать Далида (Асель Калиева) активно занята своей личной жизнью, а младшая сестрёнка Лина (Медина Сагындыкова) — компьютерными играми. Встреча с Владом (литовский актер Валентин Новопольски) становится импульсом к новому витку — плаванию в открытой воде. Мила присоединяется к команде, заводит подругу Мадину (Енлик Козыке) и готовится к своим первым соревнованиям. Новый опыт порождает новые чувства. Однако в замедленном, созерцательном ритме фильма томление, желание и пробуждение к взрослой жизни становятся особенно хрупкими и острыми.
Центрирование женского опыта
В своих короткометражках Алшанова исследовала героинь, находящихся на перепутье, подвешенных где-то между. В дебютной работе «Конец сезона» (2018) вдова с невозмутимым выражением лица осторожно отзывается на ухаживания молодого врача. Гипнотизирующая атмосфера фильма однако намекает, что мужчина может быть не совсем в той же реальности, что и женщина. Годом спустя, в «Паола загадывает желание» работница кухни Паола подслушивает рассказы коллежанок об их сексуальных похождениях. Очевидно вдохновившись, героиня идет на свидание с молодым кавалером. И, наконец, в «История цивилизации» преподавательница колледжа Индира встаёт перед выбором: отдаться мимолетной страсти или следовать плану переехать в другую страну. Все героини Алшановой находятся между вожделением и желанием быть свободной. Они хотят быть желанными противоположным полом (во всех фильмах режиссёрки – проявление гетеронормативных вожделений) и в тоже время они желают чего-то еще: новой жизни, нового опыта, отпущения и прощения.
В «Победителях» Мила продолжает эту традицию. Она также находится где-то между — в ситуации, откуда ей хочется сбежать. Матери нет до девушки особого дела. В попытке вернуть очередного бойфренда Далида оставляет Милу и её младшую сестру в зоне отдыха, где Мила и знакомится с Владом — менеджером команды по открытому плаванию. Последний — фигура неоднозначная. Учуяв в Миле смесь уязвимости и гордости, Влад становится тем самым проводником в новый мир.
Будучи вдвое старше Милы, Влад не ведёт себя как хищник, он скорее лакмусовая бумажка — универсальный тип мужчин, влекущих молодых девушек. Алшанову в принципе интересует динамика отношений, и разница в возрасте между мужчинами и женщинами в её работах привлекает к себе внимание. В короткометражных картинах, её героини старше мужчин, в «Победителях» впервые происходит обратная ситуация. Такая динамика — ловкий маневр понять, углубить и централизовать субъектность героинь. Мужчины во вселенной Алшановой занимают отнюдь не главную роль. Флюидность и переменчивость женского опыта в любом возрасте и проявлении — вот, что интересует казахстанскую кинематографистку.
Болезнь роста
Жанр взросления — проверенный путь дебютанта в полнометражном кино. В нём органично сочетаются эмоции, внутренняя драма, предательство и первые болезненные уроки. Алшанова деликатно, но уверенно подходит к истории Милы и полностью растворяет зрителей в её перспективе. Отсюда некая фрагментарность в драматургии. Особенно это заметно в сцене, где происходит неожиданный и мрачный поворот, меняющий ход истории. Вступив в команду, Мила не сразу попадает в основной состав. На вечеринке, куда её приглашает участница команды Мадина, главная звезда коллектива тонет в бассейне — после этого Мила получает шанс занять её место. Сцена, которая должна была бы быть моментом этакого меж-катарсиса, не получает должной проработки и её отклики забываются очень быстро. Мила, словно отказываясь переживать этот случай, вскоре забывает о нём. Забывает об этом и фильм, влекущий героиню вперед, в открытое море.
Символизм моря и сеттинг соревнований на воде – удачная метафора взросления и интересный выбор действия для картины из Казахстана. В физическом слиянии своего тела с водой героиня начинает осознавать свою собственную природу: силу соблазнения, силу выигрыша, силу денег и шаткость моральных принципов. Уверенная камера французской ветеранки Каролин Шампетье, ответственной за визуальный язык позднего Лео Каракса («Корпорация “Святые моторы”» и «Аннетт»), в крупных планах улавливает меланхолию и грусть героини. Миле, в конце концов, приходится рано взрослеть из-за отсутствующей матери. Широкие планы бирюзовой воды усиливают эффект наступающей взрослой жизни, волны которой непредсказуемы, особенно без надежного наставника. Ни Влад, ни мать, не понимают внутреннюю механику метаний героини.
Именно эта внутренняя механика действий и чувств девушки становится самым эффектным событием в фильме. В последнем акте героиня совершает поступок, за который придётся расплачиваться — и в этот момент картина, начавшаяся как камерная драма взросления, погружается в почти достоевские глубины морального конфликта.