RAYE: новая легенда британской сцены

Неделю назад британская певица RAYE представила долгожданный сингл «WHERE IS MY HUSBAND!» — дерзкий и многослойный трек, который за считанные дни разошёлся по англоязычному TikTok. Ироничный текст, джазовая дерзость и бешеный темп сделали его магнитом не только для фанатов артистки, но и для тысяч новых слушателей, впервые открывших для себя RAYE.

Британская пресса заговорила о 27-летней певице как о новой большой звезде, а в некоторых рецензиях даже звучит сравнение с легендарной Эми Уайнхаус.

В этом материале разбираем путь певицы и обсуждаем свежий релиз.

Талант в клетке индустрии

Рэйчел Агата Кин (настоящее имя певицы) выросла на юге Лондона и два года проучилась в BRIT School — кузнице британских звёзд вроде Адель, FKA Twigs и Тома Холланда. Там она училась не только вокалу, но и продакшену, и параллельно пробовала себя в написании песен. 

В 17 лет её заметил Polydor Records — лейбл, под которым выпускают музыку Лана Дель Рей, Элли Голдинг и The 1975. На бумаге это выглядело как мечта: артистке в юном возрасте открылись двери в большую индустрию. Но на практике контракт стал не трамплином, а клеткой — RAYE постоянно чувствовала, что её тянут в сторону типового попа, в то время как сама она тяготела к миксу соула, джаза и R&B.

Уже в первые годы карьеры она проявила себя как универсальный автор: писала для Бейонсе, Джона Ледженда и Charli XCX. С последней у Рэйчел завязалась особая творческая дружба: в прошлогоднем интервью BBC она упомянула, что Чарли стала первой артисткой, которая отнеслась к ней с добротой.

Параллельно RAYE выходила на крупную сцену, открывая концерты для больших звёзд. Эти выступления закалили её как перформера, но за кулисами ситуация оставалась сложной. Лейбл годами откладывал выпуск дебютного альбома, сосредотачиваясь на синглах и требуя гарантированных хитов. За годы под крылом лейбла RAYE накопила сотни демо, которые так и лежали на жёстком диске, — и у неё впервые появилась мысль, что ради настоящей творческой свободы придётся уйти.

Расставание с лейблом и поиск себя

В 2021 году RAYE достигла точки невозврата: после семи лет ожидания и бесконечных переносов релиза она публично обвинила Polydor в том, что лейбл не позволял выпустить её дебютный альбом. 

С 2014 года я подписала КОНТРАКТ НА 4 АЛЬБОМА !!! И мне не дали возможность выпустить ни один. МЕНЯ ВОЛНУЕТ только музыка. Я устала от этого безразличия», — написала она тогда в Твиттере. Серия твитов вызвала резонанс в индустрии, и вскоре стало известно, что певица расторгла контракт и решила идти своим путём.

Свобода позволила ей наконец делать то, о чём она мечтала: рассказывать личные истории в своём уникальном стиле. В её музыке стали соседствовать джаз, соул, элементы хауса и даже госпел — и всё это без оглядки на формат.

Первым большим шагом после ухода с лейбла стал её дебютный альбом «My 21st Century Blues», вышедший в феврале 2023 года. Для RAYE это была не просто пластинка, а долгожданная возможность заявить о себе на собственных условиях. Альбом звучал как дневник, раскрытый на публику: песни о травмах, неравенстве и зависимостях сочетались с мощным соулом, элементами джаза и поп-экспериментами. В этих треках было столько уязвимости и силы одновременно, что их прослушивание ощущалось как участие в личной исповеди артистки.

Главным прорывом стал «Escapism» — тёмный, почти кинематографичный трек о бегстве от боли, записанный вместе с 070 Shake. TikTok быстро сделал песню виральной, и трек уверенно ворвался в чарты: занял первое место в UK Singles Chart, попал в Billboard Hot 100 и закрепил за RAYE статус глобального открытия. Для певицы это был не просто коммерческий успех, а доказательство того, что её собственный голос и интуиция сильнее диктата индустрии. Так RAYE из «вечной разогревающей артистки» превратилась в полноценного хедлайнера и отправилась покорять большие фестивальные сцены.

I would like a ring! I would like a ring!

После триумфального фестивального сезона и появления на обложке британского Vogue RAYE вернулась с новым треком — «WHERE THE HELL IS MY HUSBAND!». Это не просто сингл, а полноценный перформанс: артистка снова превращает личные переживания в искусство. Но в этот раз, в отличие от «Escapism», в песне звучат не тёмные мотивы, а джазовая импровизационность, соуловая глубина и самоирония. RAYE смеётся над собственными страхами и сомнениями — и именно поэтому звучит искренне.

Главная сила трека — в тексте. RAYE мечтает о бриллиантовом кольце на пальце, ворчит на гипотетического мужа, который уже «тратит её время», но делает это не со слезами, а с иронией. Это скорее стендап на тему брака, чем трагедия: артистка смеётся над социальными шаблонами, оставаясь при этом честной в своей потребности в любви и стабильности.

Припев звучит театрально и заразительно: вопрос «Где, чёрт возьми, мой муж?» превращается в лозунг для всех, кто устал от вечных поисков. А в бридже появляется одновременно тоска и сарказм — будто подруга за бокалом вина делится, что все вокруг уже давно «при деле», а она всё ещё ждёт принца. Вишенка на торте — быстрая вставка со словами бабушки певицы: «Твой муж тебя найдёт».

Отдельного разговора заслуживает клип на новый сингл. Он выстроен на контрастах и словно раскладывает песню на две эмоции. Цветная часть переносит нас в атмосферу прошлого века: RAYE на сцене в сияющем красном платье, с оркестром и бэк-вокалистками, выглядит как настоящая дива а-ля Мэрилин Монро. Эти кадры отсылают к классике — кабаре, старому Голливуду и антуражу, в котором женщина поёт о своём мужчине как о главной ценности в жизни.

А чёрно-белая часть будто развенчивает эту иллюзию. Здесь RAYE бежит за тенью неуловимого мужчины — символом несбывшихся ожиданий и того самого «идеального мужа». Силуэт скользит, исчезает, не даёт себя поймать, превращая поиски в бесконечную игру. Это визуальное воплощение текста: желание стабильности соседствует с осознанием её иллюзорности.

Контраст двух частей подчёркивает центральную идею: брак и любовь — это красивая картинка снаружи и уязвимость внутри. Клип работает как метафора: перед нами история о том, как социальные ожидания заставляют нас всё время догонять призрак, которого, возможно, и нет.

RAYE сознательно играет с сегодняшними дискуссиями о роли женщины: от мемного тренда на tradwife до правых риторик о возвращении к «традиционным ценностям». Но в её интерпретации это скорее ироничный перформанс, чем заявление о личных устремлениях. RAYE словно примеряет на себя маску «идеальной жены», чтобы показать, насколько нелепо и одновременно соблазнительно работает этот образ в современной культуре.

Именно игра становится ключевым словом: певица не призывает искать мужа любой ценой, а превращает тему брака в сатиру. Её вокал — драматичный и мощный, но с нарочито преувеличенными интонациями, будто из старого мюзикла; постановка клипа — красивая, но в то же время театрально искусственная. Всё это подчеркивает, что мы имеем дело с художественным жестом.

Многочисленные комментарии под новым клипом на YouTube и отрывками выступлений в TikTok полны восторгов: фанаты уже пророчат RAYE первый «Грэмми» в ближайшее время. И в этом есть смысл — артистка одновременно собирает миллионы прослушиваний, одобрение критиков и искреннюю любовь фанатов.

Второй студийный альбом певицы запланирован на 2026 год, и судя по всему, он станет новым экспериментом в сторону джаза и соула. Мы же присоединяемся к хору восторгов и продолжаем следить за тем, как на наших глазах формируется новая звезда.

Читайте также:

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Куда сходить на Хэллоуин в Алматы
Город
#события
Куда сходить на Хэллоуин в Алматы
Sonic Arts в Центральной Азии: о лаборатории Korkut, CTM и Гёте-Института
Культура
Sonic Arts в Центральной Азии: о лаборатории Korkut, CTM и Гёте-Института
Мне 25, и я работаю в телекоме: благодаря кому мы листаем TikTok и смотрим YouTube
Бизнес
#люди
Мне 25, и я работаю в телекоме: благодаря кому мы листаем TikTok и смотрим YouTube
Спектакль «Рок-н-ролл на закате» отправляется в первый тур по Казахстану
Город
#события
Спектакль «Рок-н-ролл на закате» отправляется в первый тур по Казахстану
«Магическая битва: Казнь» выйдет в кинотеатрах Казахстана 4 декабря
Культура
#кино
«Магическая битва: Казнь» выйдет в кинотеатрах Казахстана 4 декабря