О чём история
Однажды Тандзиро Камадо обнаруживает, что всю его семью убили. В живых осталась лишь младшая сестра Нэдзуко, но с ней тоже не всё в порядке: она превратилась в демоницу, которая боится солнца. Чтобы вылечить её и отомстить за свою семью, Тандзиро надо найти Кибуцудзи Мудзана — верхнового первородного демона, который превратил Нэдзуко в монстра. Для этого он вступает в ряды «истребителей демонов» — организацию мечников, стремящихся убить Мудзана и его преспешников.
Чем вдохновлялся автор
Коёхару Готогэ, автор первоисточника, с детства читал мангу и особенно был фанатом журнала Shonen Jump, где и дебютирует в возрасте 24 лет. Поэтому большая часть его любимых произведений, повлиявших на стиль и повествование, выходили именно в этом журнале: «Невероятные приключения ДжоДжо» повлияли на мускулистый дизайн персонажей, а хамон — форма энергии из ранних глав манги — вдохновил на создание «техник дыхания» у истребителей демонов; «Блич» и «Бродяга Кэнсин» — на любовь к боям на мечах и синтоистскому сеттингу; а «Наруто» — на выстроенную и понятную боевую систему.
Первый редактор манги Тацухико Катаяма тоже расширил список историй, повлиявших на «Истребителя демонов». Следуя примеру манги «Охотник x Охотник», он предложил сделать главного героя простым человеком без отличительных черт характера и деталей личности. Так появился Тандзиро — сверхпозитивный и чистый герой, с которым легко себя ассоциировать основной аудитории манги — парням-подросткам. С другой стороны, приводя в пример «Мою геройскую академию», Катаяма предложил Готогэ сосредоточиться на лейтмотиве истории: в манге Хорикоси таким лейтмотивом выступает супергероика, а в «Истребителе демонов» — противостояние демонов и самураев.
Среди этого многообразия референсов выделяется «Гинтама» — метаироничная сёнэн-манга о бывшем самурае, живущем в альтернативном периоде Эдо, где страну самураев захватили инопланетяне. Видно, как Готогэ вдохновлялся манерой юмора, часто выраженной в использовании мандзайской комедийной традиции: автор использует Дзэницу как цуккоми — скептичного комик-релифа, смешно реагирующего на действия окружающих. При этом важно, как переплетаются оба произведения на смысловом и тематическом уровне: оба застают эпоху ликвидации самурайского сословия и рассказывают о противостоянии прогресса и традиций в периоды Мэйдзи и Тайсё.
Что такое Тайсё и Мэйдзи
Действие сериала происходит во времена эпохи Тайсё (1912-1926 годы), когда Япония окончательно перешла от самурайского политического устройства к конституциональному: укрепилась власть парламента, женщины получили избирательное право, впервые в политику пришли простолюдины. Одновременно с этим активно росла экономика: промышленность и технологии стали главными ориентирами страны, благодаря чему появились «новые богатые» — люди не из аристократии, а сколотившие состояние на работе предприятий.
В культуре и обществе все эти общественные и политические преобразования привели к появлению «романтизма Тайсё» — всеобъемлющее направление в японской общественной мысли, которое можно охарактеризовать культурным синкретизмом японского упаднического традиционализма и западного оптимистичного модернизма. Очевидные смысловые противоречия и контрасты, сосуществующие в одном обществе, отразились на всей жизни японцев: местная кухня адаптировала западные блюда, архитектура смешивала элементы японской и европейской традиций, девушки примеряли туфли с кимоно, а мужчины — котелки с хаори.
Контрастностью эпоха Тайсё обязана Реставрации Мэйдзи — масштабной и радикальной реорганизации политического и социального устройства Японии с 1868 по 1889 годы. Она касалась всех сфер жизни: образования, экономики, политической системы, культуры, религии и даже причёсок. Главный итог революционного правления императора Муцухито и его правительства — быстрый переход от самурайской системы управления к конституциональной. Именно во время Реставрации самураи исчезли как сословие, японцам запретили носить мечи, в стране появились первые поезда, а экономика эволюционировала из аграрной в промышленную.
В чём секрет популярности
Для современных японцев эпоха Тайсё имеет сокровенное значение: именно её часто рифмуют с недавно завершившейся эпохой Хэйсэй (1989-2019). Основой для этого служат как событийные совпадения, вроде разрушительных землетрясений в Канто (1923 год) и Хонсю (2011 год), так и общественное настроение: как и 100 лет назад, Хэйсэй характеризуется метаниями общества между технологическим позитивом и общесоциальным упадничеством. «Истребитель демонов», вышедший под конец этой эпохи и направленный на людей, которые выросли в ней, чувствует запрос аудитории на ностальгию по Тайсё: он ещё не приелся публике, как Эдо и Сэнгоку, при этом создаёт забавный культурный парадокс, в котором герои в хаори и с мечами на перевес бегают в поезде и городах.
При этом важно, что история очень простая по своей структуре, что позволяет сделать сюжет более эпизодичным, разделяя его на полноценные арки, которые можно читать без знания и запоминания всего предшествующего контекста. При этом Готогэ использует все базовые шаблоны жанра батл-сёнэна, чтобы у читателей сразу было понимание, чего ожидать от истории. Такая простота в купе с компромиссным юмором и очевидным посылом о ценности семьи, дружбы и труда позволяет манге быть легковесной и простой для понимания, что крайне необходимо для эскапистского чтения.
Баснословным тиражом манги в 220 млн копий «Истребитель демонов» обязан и яркой экранизации. Студия ufotable известна высоким качеством анимации масштабных баталий, реалистичным арт-дирекшном, технически выверенным сочетанием 2D- и 3D-анимации, а также большим акцентом на визуальные эффекты. В работе над адаптацией манги Готогэ ufotable добавила зрелищности как самим битвам, так и общему зрительскому опыту: реалистичные фоны погружают в атмосферу эпохи Тайсё, CG-анимация фонов помогает делать экстремальные пролеты камеры, а красочные VFX усиливают контрасты, накал и ощущение большого кино.
Как «Истребитель демонов» изменил аниме-индустрию
Сегодня манга «Истребитель демонов» находится на седьмом месте среди самых продаваемых японских комиксов за всю историю, став ещё и самой продаваемой мангой, которая начала выходить 21 веке. При этом «Истребитель демонов» выходил всего четыре года — это самая короткая продолжительность выпуска среди топ-20. Этим манга Готогэ показала, насколько успешной может быть простая история и насколько важную роль играет качественная экранизация.
Экранизация тоже изменила подход к производству: раньше в аниме-индустрии из-за страха потерять хайп продюсеры беспрерывно выпускали серии. У этого были свои проблемы: аниматоры понижали общий уровень визуала, чтобы успевать рисовать серии, а сценаристы придумывали неканоничные филлеры, чтобы первоисточник успевал за аниме. Однако разделение по сезонам в «Истребителе демонов» показало индустрии, что прежний подход больше не имеет смысла. ufotable также совершили мини-революцию в кинотеатральном подходе: до этого все фильмы по аниме-франшизам не были сюжетно связаны с основной историей. Создатели «Истребителя демонов» первыми показали, что фильмы могут прямо продолжать сюжет сериалов и зарабатывать в прокате 500 млн долларов.
Такой масштабный и быстрый успех привёл к новому аниме-буму в 2019 году, после которого аниме закрепилось в числе мейнстримных развлечений. На это повлияла пандемия коронавируса, из-за которой население всего земного шара засело в TikTok, ставший рупором для анимешников: креаторы создавали красочные 4K-эдиты, завлекая незнакомую с аниме аудиторию, а инфлюенсеры признавались в любви к истории, надевая элементы образов персонажей. Вместе с «Истребителем демонов» выросло поколение, которое перестало вынужденно скрывать своё увлечение японской анимацией. Когда же ограничения были сняты, одним первых и единственных фильмов в кинотеатрах был «Истребитель демонов: Поезд “Бесконечный”», на который пошли даже те, кто не был знаком с франшизой.
Всё это сделало «Истребитель демонов» одной из самых прибыльных и важнейших аниме-франшиз в истории.
В рамках предпоказа «Истребителя демонов: Бесконечная крепость» 8 сентября состоится лекция Абулхаира Жусупова. На ней он подробнее расскажет о том, как аниме сталкивает традиции и прогресс и какова роль Реставрации Мэйдзи в этом противостоянии.